Плацдарм для Китая

Китай активно наращивает свое присутствие в Калининградской области: увеличивает объемы импорта, участвует в СП, реализует крупные проекты, поставляет на местный рынок трудовые ресурсы. Наш регион интересен этой стране, в первую очередь, как плацдарм для завоевания европейских рынков. От тотальной экспансии в регион китайцев сдерживает позиция местных властей, пока не готовых дать «зеленый свет» китайской рабсиле.

Китай «на развес»

Китай, ранее занимавший шестое место в рейтинге стран-импортеров в Калининградскую область, переместился на третью позицию. За 2005 год объем импорта из этой страны вырос по сравнению с 2004 г. более чем в два раза и составил $328,7 млн. Эксперты допускают, что в ближайшие два года товар из Поднебесной сможет потеснить польскую и немецкую продукцию с лидирующих позиций.
По данным калининградского таможенного управления, из Китая в область ввозят в основном электрооборудование, механические устройства, мебель, лампы, обувь. В действительности же спектр товарных групп шире как минимум втрое. Более половины всей китайской продукции попадает на территорию Калининградской области полулегальным образом.
По данным министерства экономики правительства области, помимо традиционного «челночного» канала — через оптовые склады столичных городов, существует и обходной путь для «серых» грузов — через Польшу. На территории этой страны находятся так называемые консигнационные склады, где китайские товары «меняют» страну происхождения, после чего ввозятся в регион под марками европейских фирм. Кроме того, разработаны схемы, предусматривающие подмену налогоемкой продукции «товарами прикрытия», что позволяет декларировать, к примеру, вывезенные из Китая натуральные норковые шубы как синтетические одеяла. По некоторым оценкам, «китайская» доля в общем объеме импорта в Калининградскую область составляет 28%, из которых 10% приходится на «серую» продукцию.
В основном в регион ввозятся товары легкой промышленности, а также сувениры и бижутерия. Значительная часть ассортимента калининградских салонов музыкальных инструментов также представлена изготовленной в Поднебесной продукцией. В огромных количествах импортируются предметы быта — замки, сантехника, кухонные принадлежности, посуда.
В то же время отдельные товарные ниши остаются относительно свободными. Не так популярны, как в Москве и Санкт-Петербурге, в нашем регионе китайские стройматериалы. Изредка в область осуществляются поставки мрамора и гранита, однако, по словам руководства «Балтийской мраморной компании», этот камень находится в дешевом ценовом сегменте и по твердости уступает породам, импортируемым из Греции, Индии и Италии, а потому спрос на изделия из него невысок. Одними из первых такую продукцию стали продвигать на калининградском рынке сами китайцы: хозяева ресторана «Пекин» возили мрамор и гранит на заказ. Сегодня активно разрабатывает направление импорта китайского камня компания «Восток».
    
Слетай в Китай

Эксперты называют несколько причин роста объемов китайского импорта в регион. Во-первых, это низкая цена товара. Во-вторых, экспорт является отдельной, стратегически важной статьей экономики КНР. Схемы оформления заказа для оптовых покупателей здесь отлажены и максимально упрощены. Логистические компании работают в тесной связи с производителями и продавцами. Как говорят импортеры, покупателю достаточно выбрать товар и указать место, куда нужно его привезти.
Трудности возникают только при налаживании контакта с компаниями северных провинций; договориться с поставщиками на юге страны, по словам опытных оптовиков, проще. Например, в Гуанчжоу и Шанхае проводятся ежегодные торгово-экономические выставки мирового масштаба. «На севере Китая договориться о поставках того или иного товара немного сложнее — слишком сильно ощущается контроль компартии. Но, тем не менее, и эти проблемы решаются. Нужно просто съездить к ним в гости, тем самым выполнив «церемонию». Пока ты не съездишь, не выполнишь этот ритуал, партнеры с севера Китая не станут поставлять товар», — рассказывает директор «Центра восточных культур» Владимир Петров.

Качественный парадокс

Мнения относительно качества китайской продукции неоднозначны: в регионе есть как противники, так и сторонники импорта товаров из КНР.
На сегодняшний день множество калининградских фирм отказались от сотрудничества с китайскими компаниями. Большинство предприятий местного легпрома перестали работать с китайскими тканями из-за их низкого качества. Бойкотировала импорт из Поднебесной и фабрика по производству дверей «Оптим». Китайским замкам и ручкам технологи предпочли продукцию финских предприятий.
Вместе с тем, по мнению регионального министра промышленности и малого предпринимательства Николая Власенко, китайского импорта бояться не стоит. «Нужно понимать, что в Китае есть три категории качества и «за дешево» качественный товар не купишь», — считает он.
Для большинства местных компаний проблема качества китайской продукции вообще не стоит. По словам участников рынка, при производстве ряда групп товаров в Китае осуществляется жесткий контроль со стороны государства, что не позволяет компаниям выпускать не соответствующую эталонам продукцию. К этому сегменту, в частности, относятся комплектующие для компьютеров и автомобилей, которые калининградцы оценивают на высоком уровне. По словам Дмитрия Дамаева, директора торгового дома «Балтмоторс», уверенный рост качества китайской продукции является результатом проведения целенаправленной и последовательной государственной политики поддержки производства и совместных проектов. Калининградские IT-компании напрямую закупают в КНР компьютерные комплектующие. Как отмечают топ-менеджмеры этих фирм, по некоторым позициям ассортимента товар из Поднебесной оказывается лучше чем, к примеру, из Франции.
Есть способ контролировать и качество китайского ширпотреба. «При закупке необходима тщательная проверка. Китайцы не все говорят о товаре. Выбирал знакомый обувь. На вид хорошая, лакированная, а в результате оказалась обувью «в последний путь», — рассказывает Владимир Петров. Благодаря упрощенной схеме поставок товара, большинство местных импортеров в последнее время стали отказываться от услуг посредников — оптовых фирм из российских городов — и совершают закупки товара в КНР самостоятельно, что позволяет следить за качеством при отгрузке. Так, постоянно направляет делегации в КНР сеть супермаркетов «Виктория», стабильно поставляющая в свои магазины 3-4% товаров группы non-food производства этой страны.
«Китайская продукция в сети супермаркетов «Виктория» представлена в основном в сезонном ассортименте непродовольственных товаров. Например, при наступлении летнего сезона в наших супермаркетах можно приобрести разнообразные наборы для пикников, палатки, шезлонги, походные стулья, столы и все, что связано с приятным, комфортным отдыхом на природе. В период новогодних праздников «Виктория» предлагает всевозможные новогодние атрибуты — искусственные елки и новогодние украшения. Стоит заметить, что устойчивый стереотип о низком качестве китайских товаров давно устарел. Мы постоянно посещаем крупнейшие выставки в Китае, внимательно изучаем продукцию и можем сказать, что в промышленность в этой стране стремительно развивается. Если раньше китайские производители в основном занимали нишу массовой дешевой продукции, то сейчас их товары ориентированы на все сегменты рынка — от массового до премиум и элитного. Поэтому тесное партнерство китайских компаний налажено как со странами Европейского союза, так и с США, Австралией и многими другими», — рассказывает руководитель службы управления категорий непродовольственных товаров «Виктории» Евгений Дрыкин. Также уже несколько лет напрямую сотрудничает с производителями из Поднебесной компания «Бауцентр». В частности, ритейлер закупает в КНР средства индивидуальной защиты. Регулярно ввозит сантехнику из Китая компания «АС-Дом», а салон «Барокко» торгует произведенной в этой стране мебелью.

Сотрудничество как неизбежность

В сотрудничестве китайских компаний и Калининградского региона сегодня наметились два направления. Во-первых, это производственный аутсорсинг в Поднебесной. Местных компаний, размещающих свои заказы в этой стране, пока немного, однако в «большой» России уже существуют бренды, работающие на китайской производственной базе. Пользуется аутсорсингом калининградская «дочка» московской компании ОМС. По словам ее топ-менеджмента, это позволяет фирме стабильно держать конкурентные цены.
Второй путь сотрудничества — развитие на территории региона проектов с участием китайского капитала. Первое совместное предприятие — компания «Паер» — было создано в 1996 году (ресторан «Золотой дракон»). Сегодня в Калининграде также работают рестораны «Пекин» и «Харбин» (ООО «Бриллиант Тао»).
Первым производственным СП стал завод по сборке мототехники из китайских комплектующих. Основной партнер калининградской «Балтмоторс Групп» — крупнейшая в Китае корпорация по производству мотоциклов «Чин Чи». Обучение персонала, контроль сборки сперва осуществлялись ее специалистами. «Поначалу сложно было — другой менталитет, все другое. По прошествии четырех лет достигнуто полное взаимопонимание с партнерами», — рассказывает Дмитрий Дамаев.
Еще один крупный проект — запуск производства автомобилей китайской марки Chery на заводе «Автотор». Кроме того, компания планирует построить сборочные линии по производству телевизоров под китайским брендом TCL. Используют комплектующие из КНР компании-сборщики бытовой техники: «Телебалт», «Радиоимпорт-Р», «Балтмикст». Долгое время работала на сырье из Поднебесной компания «Продукты Питания», и по словам ее вице-президента Дамира Имамовича, подобная практика продолжалась бы по сегодняшний день, если бы не принятый в прошлом году запрет на ввоз мяса кур из КНР.
Однако участники рынка отмечают, что не все совместные проекты оказывались успешными. Так, неудачу потерпело предприятие по пошиву обуви, которое базировалось под Светлым. Оказалось нерентабельным производство мониторов из китайских комплектующих. Не было реализовано и инвестиционное предложение китайской делегации по строительству площадки для игры в гольф.


Сhina-фобия

По словам руководителя отдела перспективных проектов и инвестиций министерства промышленности области Олега Алферова, китайцы становятся активными инвесторами и с готовностью рассматривают любые альтернативы. Одно из основных препятствий заключается в том, что политика Китая — трудоустраивать на свои предприятия за рубежом граждан КНР, на что Россия пойти не готова: действующее законодательство ограничивает приток иностранных рабочих в страну. «Китай входит в страны
миграционного риска, и Калининградская область, в силу своего географического положения, должна вести тонкую политику соблюдения баланса интересов: на одной чаше весов — перспективные инвестиционные проекты с Китаем, на другой — отношения с Евросоюзом, касающиеся, в том числе, и либерализации в визовых и транзитных вопросах», — считает Олег Алферов.
Между тем, в привлечении китайских рабочих заинтересованы сами калининградские работодатели. Представители местного бизнеса не раз обращались к властям за разрешением ввезти рабсилу из Поднебесной, однако встретились с отрицательной реакцией. «Наша компания полтора года назад сделала специальное предложение губернатору Владимиру Егорову. Мы хотели завести в регион 220-230 человек из КНР, чтобы использовать их труд на разделке мяса птицы. Честно говоря, губернатор не обрадовался нашей инициативе. Я думаю, что люди сами не знают, чего они боятся. Есть такой стереотип — все новое опасно. А идея актуальна, правильна. Я знаю, что одно предприятие в области уже пытается оформить рабочих. Если получится, я буду рад, потому что наша компания поддерживает эту идею», — рассказывает Дамир Имамович.
По словам китайского бизнесмена, пожелавшего остаться неизвестным, проекты с использованием рабсилы из Поднебесной планировали открыть и сами китайцы. Были подготовлены бизнес-планы по выращиванию овощей в теплицах, производству кирпича и созданию строительной фирмы. Однако все они потерпели крах, когда руководители проектов поняли, что оформление китайских рабочих в области связано с большими сложностями.
Аналитики уверены, что в ближайшее время в Калининграде все же появятся предприятия, где будет задействована привозная китайская рабочая сила. Кадровый голод вынудит руководителей калининградских фирм активнее лоббировать решение этого вопроса.

Область как трамплин

Несмотря на имеющиеся сложности, объемы товарооборота и динамика развития совместных проектов в регионе только растут. Область нужна Китаю — и притом не столько в качестве рынка сбыта. В большей степени наш регион привлекает Китай как удобный перевалочный пункт на пути в Европу. Об этом свидетельствуют и не осуществившиеся планы по строительству контейнерного терминала, и официальные заявления китайских властей о заинтересованности в калининградско-белорусском транзитном направлении. По мнению экспертов регионального правительства, активный интерес к области проявляет автопром Поднебесной.
Кроме того, Калининград интересен китайцам как расположенная в центре Европы «презентационная площадка». Компания «Балтик-Сити-Инвест» уже разработала проект по строительству в городе международного делового центра площадью порядка 55 тыс. кв. м. Заявленный объем инвестиций в проект — $46,5 млн.

Источник: «Новый Кенигсберг»

На правах рекламы