Инвестиционные истории: во что вкладывается калининградский малый бизнес

Калининград традиционно принято считать городом малого бизнеса. На двух крупнейших предприятиях области, которые по выручке резко опережают всех остальных, едва ли работает 2% от занятых в калининградской экономике. Самочувствие малого бизнеса оперативно можно отслеживать по двум основным показателям — инвестиционной активности и кредитованию. Оба эти критерия в 2018 году показывали положительную динамику. По итогам первого полугодия малый бизнес (без микропредприятий) инвестировал 3,8 млрд руб. — на 72% больше, чем в соответствующем периоде 2017 года. При это выручка росла на 6%. Рост инвестиций в первую очередь можно объяснить повышением доступности заемных денег для малого бизнеса. В рамках партнерского проекта со Сбербанком «Новый Калининград» рассказывает три истории из малого бизнеса, которые показывают, кто и зачем инвестирует в Калининградской области.

Как отмечает заместитель управляющего калининградского отделения Сбербанка Елена Шепелева, кредитование калининградского малого бизнеса в 2018 году выросло примерно на 15%. При этом в структуре выделяемых средств быстро увеличивается доля именно инвестиционных кредитов, а не займов на пополнение оборотных средств. По итогам года на инвесткредиты будет приходиться порядка 40%, ожидают в региональном отделении Сбербанка.

Одной из причин роста инвестиционной активности можно считать расширение инструментов господдержки. Более четверти всех инвестиций в калининградском малом бизнесе приходится на сельское хозяйство. Банкиры это объясняют изменениями в законодательстве, обязывающими c этого года направлять средства на уровне регионов на господдержку именно малого бизнеса. Малый сельхозбизнес сегодня кредитуется под ставку до 5%, или в среднем вдвое «дешевле» рынка.

Кроме того, в 2018 году несельскохозяйственный малый бизнес получил доступ к финансированию по программе Минэкономразвития, которая позволяла кредитоваться под 6,5%. Впрочем, финансирование данной программы не было «разбито» по регионам, и в области чувствовался дефицит средств (деньги выбирались другими регионами), однако несколько проектов сумели воспользоваться инструментом.

Поворот на Восток


_NEV2927.jpg

Юрий Горюнов начал свой бизнес во второй половине 1990-х с поставки складских погрузчиков. Постепенно его группа компаний «Балтик Универсал» получила права на представление в области бренда Komatsu — «Мерседеса» в мире складской техники. Горюнов обеспечивал неплохие продажи, и московский офис разрешил «Балтик Универсалу» осуществлять прямые поставки техники из Японии в Калининград. Техника приходила сразу в калининградский порт.

Постепенно бизнес расширялся, компания стала больше концентрироваться на сервисе и запчастях, но в кризис 2008–2009 годов продажи встали. Дорогой бренд стал не по карману калининградским заказчикам, и Юрию Горюнову пришлось формировать для рынка новое предложение. В результате «Балтик Универсал» наладил импорт в область недорогой строительной техники «с пробегом». Посткризисное восстановление рынка жилищного строительства в Калининградской области было бурным. На рынок выходило все больше небольших компаний, которым требовались бюджетные варианты спецтехники в малом количестве.

Закончился этот бизнес в 2016 году, когда федеральные власти ввели утилизационный сбор на спецтехнику. Фактически это было заградительным барьером для ввоза недорогой иностранной техники «с пробегом». Это должно было заставить покупать технику, собранную на российских заводах.

В 2010 году Komatsu разместило свою сборку в Ярославле. Чтобы перейти с прямых поставок на технику российской сборки без резкого скачка цен для калининградских покупателей, «Балтик Универсалу» пришлось значительно расширить объемы закупок. Так можно было получить дополнительную скидку.

Однако не весь калининградский строительный бизнес был готов перейти с покупки спецтехники с пробегом на новую. Поэтому компания Юрия Горюнова решила выстроить работу с лизинговыми компаниями, владевшими уже растаможенной на Россию техникой, которая могла получить новую жизнь. С одной стороны, это требовало приобретения техники сравнительно большими партиями, с другой — укрепления сервисной базы (восстановление техники требовало значительных вложений). На это «Балтик Универсалу» потребовалось привлечение значительного банковского финаснирования.

В итоге после «турбулентных» изменений законодательства в 2016 году компания Горюнова смогла сохранить рыночные позиции на рынке спецтехники для небольших строительных организаций, переориентировались с импортной техники на собранную в России. «Захотело физлицо приобрести экскаватор-погрузчик стоимостью 2,5 млн руб., но их на рынке нет. А у нас — есть. Есть строители, которые специализируются котлованах и покупают у нас, скажем, два экскаватора. Мелкие предприятия», — объясняет Юрий Горюнов специфику работы на своем рынке.

Объемы ипотечного кредитования в Калининградской области быстро растут, что позволяет держаться на плаву «разогнавшемуся» рынку жилищного строительства. Многие из застройщиков — небольшие компании. А значит, у «Балтик Универсала» есть рыночные перспективы.

Торговля уходит за город


продукты

Долгое время группа предпринимателей занималась снабжением калининградской розницы продуктами питания. Потом они решили построить свой первый розничный магазин. Постепенно идея совершенствовалась и превратилась в концепцию первого загородного молла в Калининградской области. Реализовать подобные проекты в разное время планировали крупные калининградские девелоперы, но владельцам торгового центра «Крокус» удалось это сделать раньше других.

«Идея была в том, чтобы собрать всех калининградских предпринимателей на одной площадке: промышленной тематики, строительной, продукты питания, автосервисы и автомойки. Чтобы было удобно», — объясняет концепцию торгового центра «Крокус» на Окружной, который был запущен в конце 2017 года, один из совладельцев.

Фактически загородное расположение проекта решало две главные проблемы существующих в центре города торговых центров: высокую стоимость недвижимости и, соответственно, ставок аренды и острый дефицит парковочных мест (либо необходимость оплачивать парковку). «Для Калининграда это своего рода ноу-хау по западному образцу. Чтобы было удобно отовариваться, нужно вывести торговлю за город», — рассказывает совладелец «Крокуса».

В «сердце» торгового центра площадью 12 тыс. кв.м авторы проекта разместили свой продовольственный магазин, а вокруг него создали инфраструктуру для небольшого бизнеса, который бы хотел разместиться на площадях в 20–30 кв. м. Поверили в новую для Калининграда концепцию помимо небольших компаний и известные региональные бренды — «Розетка 39», «Сохо», «Техновыгода» и другие.

По итогам первого года работы основного корпуса торгового центра (он был второй очередью проекта) предприниматели намерены продолжать инвестиции и строить помещения, где должны разместиться торговые компании строительной тематики. Оценивать инвестиции будет правильно, когда на одной площадке будут представлены все запланированные направления бизнеса и начнет работать синергетический эффект, констатирует создатели «Крокуса».

Отрасль дешевых денег


сх1.jpg

Николай Андреев начинал свою профессиональную карьеру в советское время как специалист по мелиорации. Постепенное сворачивание госфинансирования отрасти подтолкнуло Андреева к тому, чтобы заняться смежной отраслью — сельским хозяйством. С 1995 года он занимается растениеводством. Постепенно его компания «Гурьевск-Агро» стала крупнейшим растениеводческим производителем Гурьевского района. Сегодня она обрабатывает порядка 4,3 тыс. га земли, а численность сотрудников насчитывает около 100 человек.

«Гурьевск-Агро» специализируется на выращивании пшеницы и ячменя. Пшеница высокого качества через трейдера в структуре ГК «Содружество» уходит на экспорт, а фуражное зерно продается основным региональным свинокомплексам.

В начале 2010-х привлекать финансирование, не будучи крупным агрохолдингом, было затруднительно. Кредитовались в основном на краткосрочной перспективе с учетом того, чтобы была возможность закрыть долг из выручки по итогам сельскохозяйственного года. Кредиты привлекались по «стандартным» ставкам в 14–15%, что не позволяло активно вкладываться в модернизацию.

На протяжении последних двух лет федеральные власти поменяли правила игры в сельском хозяйстве, особенно для небольшого бизнеса. В минувшем году «Гурьевск-Агро» смог привлечь финансирование на 3–5 лет на модернизацию сельхозтехники под 2,75–4,33%, то есть в 4–5 раз дешевле, чем ранее.

«Раньше брали кредиты с осторожностью и краткосрочные, чтобы была возможность из выручки по итогам сельскохозяйственного года рассчитаться. Теперь предложение и долгосрочные брать. Соответственно, можем внедрять новые технологии и получать более высокие урожаи», — говорит Николай Андреев. По его словам, по итогам инвестиций, сделанных в 2017–2018 годах, производительность труда на предприятии должна вырасти на 10–15%. Это позволит сохранить или нарастить маржинальность бизнеса на фоне роста стоимости топлива для техники и семян.

ПАО «Сбербанк»