Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства

Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства Облако планктона: в Музее Мирового океана готовят выставку актуального искусства
Все новости по теме: Культура

В прошлом году Балтийский филиал Государственного центра современного искусства выиграл грант Благотворительного фонда Владимира Потанина в конкурсе «Музей 4.0», направленном на расширение традиционных рамок музейной работы, привнесение в деятельность музеев новых социальных технологий, перенастройку привычного инструментария. Два миллиона рублей будут потрачены на реализацию проекта «Как я стал маринистом», идея которого заключается в том, чтобы впустить в традиционный музей современное искусство, показать морской музей не только как место хранения коллекции, но и живой организм, нуждающийся в диалоге с публикой. Приглашённым художникам предстоит переосмыслить экспонаты ММО и создать на их основе инсталляции, скульптурные композиции, медиаарт. «Афиша Нового Калининграда» отправилась вместе с художниками на экскурсию по хранилищу музея и теперь рассказывает, какие произведения искусства смогут увидеть первые посетители «Планеты Океан» весной 2020 года.

Из пластиковой коробки, служившей когда-то упаковкой для ванильного пломбира, палеонтолог Эдуард Мычко достаёт плотный свёрток и аккуратно распеленывает его. Под мягкой белой бумагой скрывается камень размером с человеческий кулак, на котором навсегда поселился окаменелый трилобит —морское членистоногое, вымершее несколько сотен миллионов лет назад. Очень отдалённо он напоминает мокрицу, только увеличенную во много раз и с мощным панцирем. Мычко показывает художникам трилобита за трилобитом, в деталях рассказывает о трёхчастном строении их тел, фасеточных глазах, способных дышать и жевать конечностях. Следом за трилобитами из коробок, в которых сколько-то лет назад хранились клавиатуры, телефоны и сыр фетакса палеонтолог достаёт зубы мамонтов, клочки их шерсти, камни с отпечатками медузоидов, останки шерстистых носорогов. Кажется, лучшую жизнь для пластиковой коробки после того, как сыр съеден, придумать сложно.

В будущем году окаменелые трилобиты, останки носорогов и мамонтов, следы исчезнувших животных и другие восемь тысяч артефактов из хранилища Музея Мирового океана могут стать частью произведений, которые художники представят в новом корпусе «Планета Океан». Авторам предстоит переосмыслить музейный экспонат и превратить сухой научный материал в арт-объект с помощью современных технологий и собственной фантазии. «Работы художников появятся в живой ткани музея, на разных этажах нового корпуса, — рассказывает руководитель Балтийского филиала Государственного центра современного искусства Елена Цветаева. — Мы хотим сделать своеобразный квест для посетителей: как увидеть среди музейных экспонатов произведения современных авторов, как их распознать, что отличает научный предмет от работы современного автора. У меня был такой опыт. В одном из частных музеев Кёльна, где были представлены произведения из церквей — иконы, деревянные скульптуры — я неожиданно увидела в углу старый сундук с драной новогодней ёлкой. Экспонаты не были подписаны, но я поняла, что это работа современного художника. Более того, я угадала и автора. Это был Йозеф Бойс».

1.jpg

Александра Митлянская, Владимир Орлов и Алексей Чебыкин

Создавать скульптуры, инсталляции и медиаарт в стенах Музея Мирового океана (а может быть, и за ними) пригласили художников из разных областей как в плане географии, так и в плане творческих интересов. Это Владимир Щербаков — калининградский график, который время от времени обращается к созданию объектов. Так, например, в 2013 году он создал инсталляцию Inclusion. На внешнем лифте мансарды «Кронпринц» он разместил баннерную конструкцию, на которой был изображён балкон типовой хрущёвки. Ещё одни калининградцы — группа «Сан Донато» — работают в жанре контекстных инсталляций — художественных объектов, которые вторгаются в реальность и переформатируют её. Такова композиция «Освобождение», установленная в Калининградском зоопарке в 2012 году. Бегемот, лань, осёл и барсук из металлических прутьев выстроены в форме пирамиды по аналогии с памятником бременским музыкантам, только в отличие от сказки братьев Гримм «Освобождение» рассказывает трагическую историю зверей, ставших заложниками политики. После штурма Кёнигсберга во время Второй мировой войны в местном зоопарке выжили четверо животных — бегемот, лань, осёл и барсук. 

Ещё один участник проекта, московский художник Валерий Орлов занимается станковой и печатной графикой, литьём бумаги, фотографией. Его произведения находятся в собраниях Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Музея Гетти в США. Видеоартист Александра Митлянская создаёт фильмы и видеоинсталляции, основная составляющая которых — время и его протяжённость в визуальном восприятии человека. Фотограф Казбек Тедеев из Владикавказа известен прежде всего как автор проекта «Осмысленное присвоение», посвящённого культуре повседневности. Посетителям музейных выставок и просто прохожим художник показывал старинный бытовой предмет и предлагал подумать, как этой вещью можно пользоваться сегодня. Весь процесс коммуникации документировался. В результате получилась серия фотографий и текстов-описаний. Вот, например, деревянный предмет, в 1847 году он был веялкой. С его помощью крестьяне подбрасывали в воздух неочищенное зерно так, чтобы ветер сдувал лёгкий плевел, а тяжёлые зёрна падали обратно. В 2014 году люди решили, что деревянную конструкцию удобнее использовать в качестве симпатичной книжной полки. Летом к проекту ГЦСИ и Музея Мирового океана присоединятся художник и фотограф Сергей Братков из Москвы и датский мастер аудиоинсталляции Якоб Киркегард.

«Мы понимали, что пригласить надо таких художников, которые смогут работать, можно сказать, в экстремальных условиях. Это действительно непросто: выбрать экспонат, внутренне переосмыслить его и создать свою реплику, рефлексию на него. Не все художники могут так гибко и профессионально работать», — отмечает Елена Цветаева.

2.jpg

Научные сотрудники ММО Николай Мартынович и Эдуард Мычко

До выставки в «Планете Океан» художники, кураторы из местного филиала ГЦСИ и музейные сотрудники будут находиться в постоянном контакте — обсуждать идеи, возможность их реализации, всевозможные технические тонкости, помогать с поиском информации, если таковой потребуется. За несколько недель до открытия выставки художники приедут в Калининград уже с готовыми работами, и тогда местным кураторам предстоит «встроить» их произведения в драматургию музея. «Нужно будет проэкспонировать работы в упакованном, продуманном до мелочей пространстве музея, ввести их в сценарий уже готовой выставки, а мы ведь не знаем, каким в итоге получится новый корпус. Безусловно, это эксперимент и вызов для нас как для кураторов, — рассказывает руководитель БФ ГЦСИ. — Мы имели опыт работы с разными пространствами, не только с музейным белым кубом. Мы работали и с башней Кронпринц, когда она была не то что бы развалиной, но пространством, совсем не приспособленным к выставкам. Мы работали с этой башней и как с арт-объектом, не боялись пригласить зрителей в мансарду казармы, когда там практически не было полов. У нас есть опыт работы с разными помещениями, но выставка в строящемся корпусе — новый для нас вызов».

За три дня, что художники провели в Калининграде, им успели показать не только палеонтологическую коллекцию, но и экспонаты из геологии, биологии, коллекцию оборудования для морских исследований, гербарии, фотоальбомы моряков, посуду, поднятую с затонувших кораблей, паспорта убитых китов. Начали появляться наметки будущих арт-объектов. «Мне очень хочется сделать проект, инсталляцию, посвящённую погибшим китам, три миллиона особей которых уничтожили в прошлом столетии, — говорит участник группы „Сан Донато“ Алексей Чебыкин. — Вы представляете, что такое кит? Это стотонное млекопитающее, самое крупное, самое, наверное, близкое по смыслу к нам, людям. И люди истребили три миллиона китов за прошлое столетие. Хотелось бы сделать проект в память о них. Прошлый век вообще был „славен“ гигантскими геноцидами. Животные в данном случае тоже пострадали». Раньше у Чебыкина была идея создать над Музеем Мирового океана «облако» из светящегося планктона, такое, чтобы мерцало и жило весь день и всю ночь, пока всё спит, но, оказалось, кто-то из художников уже делал нечто подобное. Владимир Щербаков задумал связать будущий проект с историей сосуществования человека и океана. «Есть идея обратиться к произведениям искусства разных времён и, может быть, разных форм — к литературе, живописи. Мне бы хотелось выстроить рассказ из нескольких работ и замкнуть всё это тем же Айвазовским с его „Девятым валом“ — прекрасное море, солнце, красивая волна и трагедия людей на тонущем корабле. Прекрасное изображение, трагическая история», — описывает свою идею калининградский график.

Выставку «Как я стал маринистом» планируется открыть весной 2020 года, к 30-летию Музея Мирового океана. По задумке она должна сопровождаться большой просветительской программой — встречами с художниками, экскурсиями, научными дискуссиями, круглыми столами. Если «Планету Океан» не успеют завершить к весне, то работы художников покажут в одном из уже знакомых залов музея. А потом, когда закончится стройка, их снова пригласят в Калининград и представят произведения так, как они были задуманы.

Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]