Губернатор Антон Алиханов в качестве одного из достижений своей команды нередко приводит резкий рост положения области в рейтинге инвестиционного климата регионов, который составляет Агентство стратегических инициатив (АСИ). В наблюдательный совет АСИ входят президент Владимир Путин и его помощник по экономике Андрей Белоусов, поэтому улучшением своего положения в рейтинге сильно озабочено большинство российских губернаторов. Многое из того, что они делают — от разработки профильных «рамочных» законопроектов до открытия
«Думал, что мы будем на том же уровне,
В АСИ «Новому Калининграду» затруднились объяснить, почему у области произошел столь резкий прогресс по данному показателю, отметив, что методику расчета показателя не меняли, и рекомендовали обратиться к областным властям. В Калининграде за продвижение в рейтинге инвестклимата отвечает Корпорация развития области. Ее ответственный за рейтинг сотрудник Евгения Камчатная сообщила, что данные по финансовой поддержке бизнеса готовит областной минфин. В минфине «Новому Калининграду» сообщили, что «в полном объеме ежегодно передавали данные», и рекомендовали обратиться за разъяснениями в АСИ или корпорацию.
Причины удается узнать только из приложения к отчету минэкономики, где в объяснении причин роста в рейтинге говорится, что в 2016 году льготы региональному бизнесу составили 114 млн руб. при налоговых доходах бюджета (без транспортного налога) более 40 млрд руб. (рейтинг 2017 года считался по данным 2016 года). В 2017 году областные власти начали учитывать так называемые субсидии на поддержку рынка труда, которые являются завуалированной формой рефинансирования калининградскому бизнесу таможенных льгот. В 2017 году было рефинансировано таможенных пошлин на 49 млрд руб. Благодаря отсылке этих данных в АСИ область и стала регионом, где объем финансовой помощи бизнесу значительно превышает налоговые доходы областного бюджета.
Поверить в то, что ни минфин, ни АСИ не меняли методику учета данных, весьма сложно. В 2016 году было рефинансировано таможенных пошлин почти на 26 млрд руб. Таким образом, если бы учет данных был един, то в рейтинге 2017 года область никак не могла показать уровень финансовой поддержки бизнеса в 1%. Он бы составлял порядка 65%, что не позволило бы области совершить радикальный прорыв в 2018 году.
Передача данных о субсидиях «на поддержку рынка труда» и их учет АСИ в качестве достоверных данных для рейтинга можно считать спорным решением по двум причинам.
Продвижение в рейтинге АСИ курировал
Название показателя | Группа в 2017 году (А - лучшая группа, Е - худшая) |
Группа в 2018 году |
|
А1.1 | Среднее время регистрации юридических лиц | B | A |
А1.2 | Среднее количество процедур, необходимых для регистрации юридических лиц | A | A |
А1.3 | Удовлетворенность деятельностью по регистрации юридических лиц | D | C |
А2.1 | Среднее время получения разрешений на строительство | C | D |
А2.2 | Среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство | C | D |
А2.3 | Удовлетворенность властями, выдающими разрешения на строительство | C | D |
А3.1 | Среднее время регистрации прав собственности на недвижимость | B | B |
А3.2 | Среднее количество процедур для регистрации прав собственности на недвижимость | E | A |
А3.3 | Удовлетворенность деятельностью по регистрации правна недвижимое имущество | B | A |
А4.1 | Удовлетворенность системой лицензирования | D | B |
А5.1 | Среднее время подключения к электросетям | E | |
А5.2 | Среднее количество процедур при подключении к электросетям | E | |
А5.3 | Удовлетворенность эффективностью процедур по подключению к электросетям | C | E |
Б1.1 | Наличие и качество регионального законодательства о защите инвесторов | B | D |
Б1.2 | Эффективность института оценки регулирующего воздействия | A | C |
Б1.3 | Оценка уровня развития механизма государственно-частного партнёрства | B | C |
Б2.1 | Среднее количество запрошенных дополнительных документов на фирму в год | A | A |
Б2.2 | Среднее количество контрольно-надзорных мероприятий на одно юрлицо | A | A |
Б2.3 | Доля компаний, столкнувшихся со случаями коррупции | D | D |
Б3.1 | Эффективность работы совета по вопросам развития инвестиционного климата | D | C |
Б3.2 | Эффективность обратной связи и работы каналов связи инвесторов и руководства региона | B | C |
Б3.3 | Эффективность работы специализированной организации по привлечению инвестиций | A | C |
Б4.1 | Качество специализированного интернет-портала об инвестдеятельности | B | B |
В1.1 | Доля дорог в нормативнос состянии | C | C |
В1.2 | Удовлетворенность предпринимателей качеством дорожной сети | B | B |
В1.3 | Удовлетворенность предпринимателей качеством телеком-услуг | A | A |
В1.4 | Удовлетворенность предпринимателей объектами инвестинфраструктуры | - | E |
В2.1 | Удовлетворенность процедурой постановки на кадастровый учет | - | B |
В2.2 | Среднее время прохождения процедуры постановки на кадастровый учет | - | C |
В2.3 | Среднее количество процедур, необходимых для постановки на кадастровый учет | - | D |
В3.1 | Отношение суммы льгот и субсидий к доходам бюджета | E | A |
В3.2 | Отношение объема предоставленных гарантий к доходам региона | C | C |
В3.3 | Удовлетворенность мерами государственной поддержки | B | D |
В4.1 | Количество работников прошедших обучение по образовательнйо программе | C | C |
В4.2 | Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов | D | A |
Г1.1 | Количество субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. человек | A | A |
Г1.2 | Доля доля занятых в малом бизнесе | A | A |
Г2.1 | Доля мест малого бизнеса в бизнес-инкубаторах и технопарках | E | E |
Г2.2 | Качествопортала по вопросам поддержки МСП | C | C |
Г2.4 | Оценка услуг стрктур поддержки МСП | B | B |
Г3.1 | Удовлетворенность МСП доступностью недвижимости для ведения бизнеса | C | B |
Г3.2 | Доля МСП в госзакупках | E | D |
Г3.3 | Удовлетворенность процедурами получения от области помещений в аренду | E | B |
Г4.1 | Удовлетворенность МСП доступностью кредитов | B | B |
Вытянули Росреестр и налоговая
Передача данных о рефинансировании пошлин является не единственной причиной роста в рейтинге АСИ. Второй важной составляющей успеха области стало ускорение работы Россреестра (федеральное ведомство не входит в структуру областного правительства). В частности, по показателю количества процедур при регистрации права собственности на землю область за год переместилась из группы аутсайдеров (Е) в группу лидеров (А). В докладе минэкономики нет объяснения, за счет чего радикально сократилось число процедур по регистрации права собственности, но есть указание на то, что срок регистрации прав собственности на землю удалось сократить в среднем с 7 до 5 дней.
Также АСИ начало учитывать ряд других показателей, связанных с деятельностью Росреестра. В частности, по показателю «оценка деятельности власти по постановке на кадастровый учет» область оказалась в почетной группе «B». В 2017 году этот показатель не принимали в расчет, так как предпринимателей для надежного опроса не хватило.
Стоит отметить, что многие показатели рейтинга формулируются на основании оценок предпринимателей. И если на вопрос о количестве процедур или дней получения разрешения на строительство предприниматель может отвечать достаточно точно, то оценка деятельности органа власти по пятибалльной шкале предполагает определенный уровень субъективности.
Небольшой вклад в продвижение в рейтинге внесли и налоговые органы. По времени регистрации юрлиц область попала в число лидеров (9 дней), поднявшись на одну группу (из B в, А). Однако общая оценка налоговых органов калининградскими предпринимателями остается далекой от идеала. В 2017 году Калининград был в предпоследней группе по данному показателю, а в 2018 году поднялся в среднюю.
Возможно, именно прогрессом в рейтинге по линии Росреестра и ФНС было обусловлено желание губернатора Антона Алиханова перевести эти две структуры вместе с областным правительством в здание Дома Советов в случае его ввода в эксплуатацию.
ЛСтоит отметить удивительный прорыв области в рейтинге в части оценок бизнесом доступности трудовых ресурсов в Калининградской области. В 2018 году область необъяснимым образом переместилась из «плохой» группы D лучшую группу A. Это едва ли коррелирует с регулярными жалобами калининградского бизнеса на дефицит кадров в области. Об острой конкуренции за кадры говорил и сам губернатор Антон Алиханов.
Провалившаяся реформа
Прогресс по линии федеральных ведомств сопровождался в 2018 году регрессом по линии областного правительства и «Янтарьэнерго». В 2017 году областные власти изъяли у муниципалитетов градостроительные полномочия под предлогом повышения эффективности и прозрачности этой деятельности. Но если верить оценкам бизнеса, которые собрали в АСИ, разрешения на строительство в Калининградской области точно не стали выдаваться быстрее. Средний срок выдачи разрешений на строительство вырос на 1 день (до 131 дня). Однако небольшой регресс обернулся серьезными проблемами. «Выживание» в рейтинге построено по принципу, озвученному в «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте». За тот же год средний срок выдачи разрешений на строительство в РФ сократился со 120 до 105 дней. Поэтому область опустилась из средней группы C в группу D по этому показателю. По этой же причине незначительное снижение числа процедур при получении разрешений на строительство привело к аналогичному понижению уровня группы (из C в D). Кроме того, заметно снизилась общая удовлетворенность бизнеса от выдачи разрешений на строительств в области — с 4,2 до 3,9 баллов.
Стоит отметить, что через несколько месяцев после презентации рейтинга от курирования градостроительных полномочий был отстранен и переведен на участок общеэкономических вопросов
Второй гирей, которая заметно тянула область вниз в рейтинге АСИ, стала ситуация с подключением к электросетям, находящаяся в зоне ответственности «Янтарьэнерго». По трем показателям, связанным с этой сферой, область показала очень плохой результат и оказалась в числе худших российских регионов. Средняя продолжительность подключения к электричеству в области составила 123 дня при среднем по регионам России 75 днях, количество процедур — 9 (в полтора раза больше, чем в среднем по РФ). Соответственно, снизилась и оценка бизнесом деятельности «Янтарьэнерго», и из предпоследней группы субъектов по данному показателю область переместилась в последнюю (средняя оценка — 3,6 при средней по РФ — 4,2).
Вскоре после презентации рейтинга началась процедура смены директора в «Янтарьэнерго». Приступив к руководству более крупной структурой Россетей (МРСК Центра), кресло гендиректора «Янтарьэнерго» покинул Игорь Маковский. На его должность назначили бывшего сотрудника областного правительства — возглавлявшего службу по тарифам Кирилла Юткина. Тем не менее Маковский сохранил частичный контроль над «Янтарьэнерго» в качестве председателя совета директоров.
Нельзя утверждать что плохие результаты в рейтинге АСИ прямо связаны с кадровыми решениями, но тем не менее ответственные за сферы, в которых область в рейтинге проявила себя наиболее плохо, были освобождены от занимаемых должностей.
Засорение каналов связи
В докладе областного минэкономики также говорится, что у области возникли проблемы в части наличия каналов связи бизнеса с руководством региона (в том числе в части оценки бизнесом процедур его вовлечения в принятие решений) и деятельностью Корпорации развития Калининградской области. По оценке уровня работы региональной Корпорации развития регион перешел из группы лидеров (А) в группу со средними показателями (С). Это произошло не только
Интересно, что, несмотря на то, что за счет включения в расчет финансовой поддержки бизнеса рефинансирования пошлин область по объему помощи рванула вверх, оценка экспертами качества финансовой поддержки заметно ухудшилась — с 2,7 до 2,4 балла. В результате область из второй по данному показателю группы попала в четвертую (предпоследнюю).
В целом можно сказать, что, несмотря на резкий рост в рейтинге АСИ, число показателей, по которым область показала плохой результат или заметно ухудшила позиции, примерно соответствует числу растущих параметров. Поэтому возникает вопрос, сколь масштабный эффект на головокружительный взлет области в рейтинге оказало техническое решение посылать в АСИ данные о рефинансировании таможенных пошлин в качестве финпомощи, сделавшее область недосягаемым российским лидером по финансовой поддержке бизнеса. Ни в АСИ, ни в Корпорации развития четкого ответа на этот вопрос «Новому Калининграду» дать не смогли.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter