Неведомые дорожки, демократия за деньги и игры в песочнице

Важные события среды: современная суета вокруг угроз в интернете напоминает древние шаманские заклинания против неведомых тварей, которых никто не видел, но все боятся, парламентарии выстраивают демократию в поселках за счет перераспределения бюджетных доходов, а областные власти не торопятся поддерживать частные детсады, чтобы решить проблему с очередью детей в дошкольные учреждения.

internet1.jpg
Неведомые дорожки
Похоже, что интернет-пространство для многих из нас — место дикое, неизведанное и от этого пугающее. По крайней мере, судя по опросам, большинство из нас свято убеждено: там, в дебрях всемирной паутины, таятся некие неведомые пауки, которые хотят только одного — напасть и развратить всех подряд, особенно подростков. И бороться с этими страшными тварями можно только одним способом — введением цензуры.

Может быть, у кого-то дела обстоят именно так — как ни откроют интернетное окошко, так к ним и лезут всякие виртуальные чудища. А вот у многих все обстоит немного не так.

Оказывается, россияне могут не только всякими гадостями в интернете мараться, но и вполне прилично во всех смыслах этого слова там зарабатывать. И это получается настолько хорошо, что эксперты прогнозируют — через каких-то восемь лет половина российской экономики будет приходиться на Рунет.

Конечно, такое сияющее сегодня и блистающие перспективы без пятен не обошлись. Еще не так давно почти все интернет-предприниматели были в тени, да и зарабатывали многие из них именно на всякой непристойщине и откровенно мошеннических схемах. Наверное, каждый из обладателей e-mail хоть раз да получал невероятные сообщения о внезапном наследстве, доставшемся от неизвестной никому бразильской тетушки или предложения поделить «по-братски» миллиарды нигерийских диктаторов. Те самые, где всего лишь пара десятков долларов отделяла от несметных богатств.

Между прочим, паника по поводу угроз нравственности из интернета немного запоздала. Регулярно ходят в сеть 60% россиян, при этом половина из них пополняет там свои знания или работают, а 47% узнают новости. И всего 17% в сети играют. То есть, не так уж много народу жаждет порыться в кладовых нецензурщины. Ну или делает это не так регулярно, как кажется со стороны.

Интересно отметить, что стоящие у властного кормила считают: интернет должен охватить всех поголовно. По крайней мере, планируется к 2015 году обеспечить широкополосным интернет-доступом территорию, на которой проживает не менее 95% потенциальных пользователей.

Даже такие традиционно консервативные структуры, как налоговая служба, пытаются использовать новейшие технологии в своем фискальном быту. Налоговики хотят ни много, ни мало — создать систему контроля «на основе автоматической передачи информации о проведенных налогоплательщиком наличных денежных расчетах в режиме реального времени в адрес налоговых органов».

Закрадывается смутное подозрение, что рядового обывателя старательно пугают, чтобы он ни в коем разе не смел высунуть нос из четко очерченной норки и не получил вдруг больше положенного информации, доходов и других ценных штук, а в это время «в замке шефа» весело делят интернет-профит. Все-таки в наше время информация — самый ценный товар. И право эксклюзивного доступа будет защищаться к ней всеми способами. В том числе и созданием нереальных угроз.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Демократия за деньгиmon_vert.jpg
В областной Думе вовсю обсуждается закон о межбюджетных отношениях. До того момента, пока власти Калининграда не высказали свое решительное «фи» попытке перераспределить доходы между муниципалитетами, этот законопроект так и оставался для общественного мнения финансово-экономическим. Правда, и этого скандала хватило ненадолго. Сегодня законопроект вновь уже далеко не главная новость дня. Если подробно изучить документ, окажется, что он для внутренней политики едва ли что-то меньшее, чем волна демократических законов о партии и выборах губернатора.

Конечно, правы те, кто говорят, что политику делают партии и их лидеры, гражданское общество и выборы, общественное мнение и СМИ. Но помимо всего прочего и отнюдь не в меньшей степени политику делают деньги. Причем не в смысле подпольных бюджетов, черных касс и тому подобного. Финансовая самодостаточность той или иной территории определяет политику совсем не в меньшей степени.

«Сейчас, когда муниципалитеты сильно зависят от дотаций, их главы даже и делом-то толком заниматься не могут. Вместо того чтобы работой заниматься, пьют, поят, кормят, в бане парятся с вышестоящим — лоббирование такое. Чтобы твоему району дали, а не другому», — объясняет лидер регионального отделения «Справедливой России», депутат Павел Федоров нюансы межбюджетных отношений.

Федорову такая ситуация знакома не понаслышке: в Янтарном избрался справорос Владимир Сердюков. Янтарному замечания сыплются как из рога изобилия: и с уборкой плохо, и в программы областные поселок не попадает. У каждого свое объяснение: Федоров считает, что он не нашел общего языка с региональным центром, да его предшественник-единорос Александр Блинов оставил богатое кредитное наследство, в правительстве же оппозиционера просто не считают эффективным менеджером. Подобная ситуация, кстати, повторяется со многими муниципалитетами, главы которых так или иначе вступили в конфликт с региональной властью — в Гвардейске и Черняховске, к примеру.

То ли от среди «неугодных глав» и правда сплошь менеджеры плохие, то ли из них коммуникаторы неэффективные, то ли губернаторы всех времен действительно распределяют деньги из личных симпатий — неизвестно. У каждого в этом конфликте своя правда, но так или иначе любой градоначальник и руководитель поселка в удобный момент может пожаловаться: денег из области не дают.

«У нас есть федеральный норматив: 20% НДФЛ остается поселениям. Плюс раньше область давала 20%. Теперь муниципалитеты смогут получать больший процент НДФЛ. У Калининграда будет 33% от НДФЛ, но дополнительно к этому 25% от налога на имущество юридических лиц. Если окажется, что город от этих реформ потеряет — мы компенсируем. Мы пошли на это. Но мы уверены, что потерь не будет», — пояснил глава бюджетного комитета областной Думы Валерий Фролов.

Ранее глава минфина Виктор Порембский объяснял, что, по оценкам правительства, новая методика позволит семи муниципалитетам оставлять у себя налог на доходы физических лиц в полном объеме, четырем муниципалитетам — более 60% отчислений НДФЛ.

«Фактически это демократизация бюджетного поселения. Мы закрепляем за муниципалитетами собственные доходы, которые не зависят от отношений с региональной властью», — отметил Фролов. Калининграду такая роскошь как увеличение отчислений НДФЛ или хотя бы их сохранение в прежнем объеме, по его словам, не позволены из-за того, что это самый богатый муниципалитет, который и без того имеет львиную долю доходов.

Само перераспределение налогов обусловлено тем, что теперь муниципалитетам по федеральному закону положена четверть от поступлений с налогов на имущество организаций.

«Вследствие этих реформ муниципалитеты будут заинтересованы развивать у себя и рабочие места, и производства и при этом будут обладать некоторой независимостью в своих доходах», — отметил Фролов.

Финансовая самостоятельность, в свою очередь, принесет и политические изменения, уверены политики. «Конечно, при такой постановке вопроса оппозиции станет интереснее приходить в поселки. Имея деньги, можно что-то делать, реализовывать свои планы, а не только бегать по вышестоящим чиновникам с протянутой рукой», — отметил Павел Федоров.

Если к этому фактору добавить необходимость проходить муниципальный фильтр на выборах губернатора, можно предположить, что следующие интересные выборы, вопреки сложившейся традиции, будут муниципальными.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

дети_15.jpgИгры в песочнице
В среду комитет по социальной политике областной Думы утвердил поправки в областной закон «Об образовании», которые касаются государственной поддержки частных школ. Правительство области готово платить из бюджета норматив на образование детей дошкольного возраста, которые будут ходить в негосударственные образовательные учреждения, имеющие госаккредитацию и лицензию.

Напомню, что сегодня в Калининградской области все школы финансируются по нормативу. По данным минобразования, норматив на обучение одного школьника составляет 26 тыс рублей в год. Эти деньги идут на зарплату учителям, содержание учебных заведение, приобретение оборудования и т.д. Чем больше учеников в школе, тем больше денег у учебного заведения. Такую же сумму получают за каждого ученика и частные школы. Правда, родителям все равно приходится доплачивать за обучение своих чад у частников, но справедливость есть справедливость — если деньги полагаются на ребенка, а ребенок учится в частной школе, то они их получит.

Примерно такую же схему предлагается теперь внедрить и для частных школ, которые имеют группы дошкольного образования. Правда, в ходе заседания комитета выяснилось, что многочисленные частные детские садики, которые появились в Калининграде, рассчитывать на поддержку бюджета области не смогут — по словам главы комитета по социальной политике Облдумы Галины Янковской, господдержку могут поиметь только 5 учебных заведений, которые уже получают деньги из бюджета за обучение школьников.

«Сегодня норматив на учеников получают „Альбертина“, школа Натальи Мороз, Ганзейская ладья, Интер-лицей и с сентября текущего года — православная гимназия. Если они откроют у себя детсадовские группы, мы будем перечислять им норматив за дошкольников в размере 1500 рублей в месяц», — уточнила Янковская. При этом она обратила внимание, что поддерживать детские сады могут и муниципалитеты, принимая свои нормативные акты.

Замглавы бюджетного комитета Алла Войтова поинтересовалась, есть ли у правительства области программа развития частных детских садов, поскольку их появление могло бы снизить острейшую проблему детсадовской очереди. Вопрос был вполне резонный — ведь если бы бюджет компенсировал этим садикам норматив содержания ребенка, это существенно снижало бы родительскую плату за частные сады, которая колеблется от 8 до 20 тысяч рублей в месяц. Однако Алле Войтовой никто не ответил. Более того, представитель правительства, а в среду в этом качестве на заседании комитета была уже экс-замглавы агентства по имуществу Татьяна Шарова, попросила подтвердить, что региональный минобр согласился с этим законопроектом.

До настоящего времени действительно ничего о поддержке частных детсадов на уровне области слышно не было. Пытался однажды экс-губернатор Георгий Боос прописать открытие частных детсадов в областной программе поддержки малого и среднего бизнеса, но далее записи на бумаге дело не пошло.

Единственный положительный пример частно-государственного партнерства — детский садик «Маленькая страна» (он же «Альбертина»), который единственный согласился принять участие в конкурсе горадминистрации и взять к себе 50 детей за счет бюджета. Единственный — потому что, как выяснилось, большая часть садиков лицензий не имеют, власти узнают о частных детсадах, только когда на них поступают жалобы. Да и в целом опыт частных детсадов, как признавала ранее министр образования Анастасия Хребтова, в Калининграде не совсем удачный, поскольку нормальных зданий и больших территорий у них нет, а соседи не очень-то любят, когда за стеной шумят маленькие дети.

Но и единственная в своем роде «Маленькая страна», взявшаяся по договору концессии с горадминистрецией ремонтировать под частный садик на 60 мест старое здание на ул. Чернышевского, тоже не получила особой поддержки властей. Помню, как пару лет назад директор садика просила у зампредседателя окружного Совета Андрея Шумилина поддержки в получении муниципальной гарантии на «длинный кредит» на ремонт помещений. Ведь в отремонтированный садик по договору должны будут ходить больше десятка детей из общей городской очереди, а родительская плата за них составит стандартную общегородскую. Однако Шумилин тогда директору отказал.

Не так давно глава комитета по имуществу Александр Зуев рассказал, что горвласти с радостью готовы направлять детей из общегородской очереди в детсады за счет бюджетного норматива, да только желающих нет. Невыгодно. Если подсчитать экономику частных детсадов, то она не такая уж прекрасная. Окупиться более-менее быстро сможет только детский садик, в которое ходит большое число детей. Но такие здания нужно специально строить, причем в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, Госпожнадзора и прочих инстанций. Должны быть земельные участки, коммуникации, гарантии, что бюджет будет затем компенсировать норматив на содержание в нем детей, а в городе сегодня это больше 7 тыс рублей в месяц. Но пока что даже наши многочисленные депутаты-строители не высказывают интереса в подобном примере социальной ответственности, предпочитая строить жилые дома.

Инициатива же комитета по социальной политике, законодательно утвержденная в среду, и вовсе кажется нежизнеспособной. Захотят ли эти 5 частных школ открыть детсадовские группы и обучать в них детей по 1,5 тыс рублей в месяц, сколько детей сможет проходить в них обучение, если нуждающихся уже больше 2 тыс? Кстати, по собственному опыту знаю, что четыре года назад занятия в частной студии для малышей уже стоили по 3 тыс за 2 занятия в неделю. Все это похоже на очередной мертворожденный закон, призванный продемонстрировать то, что наша область исполняет федеральное законодательство. Однако исполнение это пока только на бумаге, ибо реальных изменений от него ждать, вероятно, не стоит. Этакие игры в песочнице напоказ, в очередной раз доказывающие, что к решению проблемы очередей в детские сады у нас относятся как-то по-детски. Ведь программа строительства детсадов будет реализовываться три года, а тысячам детей нужно получать дошкольное образование уже сегодня. 

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент.

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.