Разговор с экспертом: детский офтальмолог Елена Крюкова

«Дети Нового Калининграда.Ru» продолжают серию бесед с врачами-специалистами на волнующие родителей темы о здоровье детей. На этот раз мы поговорили с детским офтальмологом медцентра «Апрель», кандидатом медицинских наук Еленой Крюковой о том, какие заболевания глаз сейчас наиболее распространены, как их предотвратить, почему так называемое раннее развитие влияет на орган зрения не самым лучшим образом и почему нельзя смотреть мультики дольше 20 минут в день.

О том, как часто нужно бывать у окулиста (офтальмолога)

В первый раз окулист осматривает ребенка в родильном доме. Это нужно для того, чтобы исключить какую-либо врожденную патологию. Следующие осмотры являются плановыми и проводятся, как правило в 1–2 месяца 6 и 12 месяцев. В этот период врач оценивает состояние век, слезного аппарата, конъюнктивы век и глазного яблока. Также в ранний период можно определить, как ребенок фиксирует взгляд, как следит за игрушкой, т. е. верно ли формируется зрительный анализатор. А в 12 месяцев проводится исследование рефракции, которое дает возможность офтальмологу прогнозировать правильное развитие зрительной системы. Как правило, к году все дети имеют дальнозоркость около 2,5 диоптрий (это в пределах нормы). Затем проводят осмотры: перед походом в детский сад, в 3 года, далее перед школой и в 4, 7 и 11 классах.

О самых распространенных глазных заболеваниях и их причинах

Самая распространенная патология глаз в наше время — это аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость и астигматизм). Раньше такого большого количества подобной патологии врачи не наблюдали. В первую очередь, это связано с внедрением в нашу жизнь различных гаджетов. Очень часто уже с того возраста, когда малыш хоть как-то может оперировать руками, родители знакомят его с планшетом или телефоном. Разглядывание движущихся картинок на экране заставляет ребенка перенапрягаться, возникает усталость глазных мышц и ухудшается зрение.

О телевизоре, гаджетах, их влиянии на зрение и развитие мозга

Что касается телевизора, то честно говоря — нельзя. Нисколько. С ребенком нужно читать. С ним нужно рисовать. С ребенком нужно бегать и прыгать. Но ни в коем случае нельзя делать основным видом его времяпрепровождения просмотр движущихся картинок на экране. Есть законы развития головного мозга, которые мы не можем игнорировать. В раннем детстве образование нейронных связей в головном мозге зависит, грубо говоря, от телесной активности ребенка. Он должен трогать и двигаться. Когда ребенок развивает моторику рук, у него развивается зрение, развивается память, развивается речь. Ну а что компьютер? Там плоское изображение, которое можно потрогать пальцем — и все. Занять малыша полутора- двух лет дольше, чем на несколько минут, очень сложно — и это нормально. С помощью компьютера-телевизора ребенка можно «ликвидировать» на целый день, он будет смотреть, никому не будет мешать. Это, конечно, очень удобно, но боюсь, если делать так постоянно, ничего хорошего для развития ребенка из этого не выйдет. Конечно, от современной техники в наше время никуда не денешься. И ее можно использовать в качестве вспомогательного образовательного инструмента для более взрослых детей. Но до трех лет я бы категорически не рекомендовала детям ни телевизор, ни гаджеты. После трех — мультики по 20 минут в день. Но только не перед сном — все эти вещи возбуждает нервную систему.

О правильном зрительном режиме для школьника

Первый класс и вообще начальная школа для ребенка — это серьезный стресс. Новый коллектив, новые нагрузки. Нужно рано вставать, почти весь год дети просыпаются в темноте или в темноте заканчивают занятия, в зависимости от смены. На уроке заставляют сидеть в течение 45 минут. Учебный стресс может плохо сказаться на зрении. Это распространенный случай: все было хорошо до школы, а после того как ребенок пошел в первый класс, зрение упало. О чем тут важно позаботиться? Во-первых, ребенок не должен заниматься в полутемном классе. Большие окна, лампы дневного света. Если освещение недостаточное (эти замеры производит Роспотребнадзор), можно дополнительно оснащать помещение настольными лампами. Учитель обязан (особенно учитель начальных классов) устраивать разгрузочные пятиминутки два раза в течение урока, как минимум. Для снятия напряжения с глаз и тренировки глазных мышц нужно заставить ребенка отвести взгляд от предметов, располагающихся на близком расстоянии, и посмотреть вдаль. После школы не стоит сразу садиться за уроки: нужно пообедать, отдохнуть, погулять. Во многих семьях уроками занимаются вечером, когда мама и папа пришли с работы. Поэтому следует особое внимание обратить на организацию рабочего места школьника. Нужно следить за тем, чтобы расстояние от тетради или учебника, лежащих на столешнице, до глаз ребенка составляло примерно 33 см и ему не приходилось сильно наклоняться. Настольная лампа должна стоять слева, если ребенок правша, и справа, если наоборот. Кроме того, важно не упускать из виду состояние осанки. Когда мы выявляем у детей школьного возраста аномалии рефракции, то обязательно назначаем консультацию невролога — и потому что в развитии аномалии немалую роль мог сыграть стресс, и потому что на зрение очень сильно влияет осанка. Нужно сказать, что в 80% случаев врачи выявляют сколиоз.

О раннем развитии и программах для начальной школы

Мне не нравится нынешняя программа для начальной школы — это мое личное мнение. Ни как маме, ни как врачу. Единой программы нет. Есть разные системы, разные схемы занятий, и ни одну из них я бы не назвала вполне адекватной. Задание младшему школьнику нарисовать мир глазами кузнечика не кажется мне вполне корректным. Или вопрос, в каком месяце белки в Австралии собирают урожай…

Плохо влияет и на орган зрения, и вообще на психику ребенка так называемое раннее развитие. Я вообще не понимаю, что такое раннее развитие. Есть своевременное. Ни один этап в развитии малыша нельзя миновать или приблизить. Ребенок не начнет сидеть, пока не сформируются нужные мышцы, а это происходит примерно к полугоду. Нельзя ребенка в год научить английскому языку — он к этому не готов. Не надо ему в год читать, заниматься бальными танцами, играть на скрипке. У ребенка к году должно быть восемь зубов, он должен уметь держать ложку, возможно делать первые шаги — вот это и есть нормальное развитие. Все остальные попытки впихнуть в него всего и побольше является огромной ненужной нагрузкой, в том числе на зрительный аппарат.

О питании

Питание — тоже очень важный вопрос. Одна из рекомендаций — никакого фастфуда. Мясо, любые овощи-фрукты, желательно которые растут в нашей полосе: яблоки, капуста, морковь, свекла — по сезону. Каши, картошка, да те же самые макароны. Привычное полноценное питание — главное не фастфуд. Потому что фастфуд — это нагрузка на ЖКТ, аллергизация. Все это, в свою очередь, ведет к снижению иммунитета, а снижение иммунитета — это болезни, в том числе те, которые влияют на зрение. Пусковым механизмом близорукости может стать интоксикация после простудного заболевания. А если такие вещи еще и ложатся на благодатную почву наследственности — ребенок в очках. Ребенка нужно беречь. А что такое беречь? Это элементарные, всем известные вещи. Правильное питание, закаливание, свежий воздух. Правильный щадящий зрительный режим. И регулярные обследования по той схеме, о которой мы уже говорили выше.

В медцентре «Апрель» в первичный офтальмологический осмотр стоимостью 500 рублей входит:

  • наружный осмотр (доктор смотрит, как развиты глазные щели, подвижность век, нет ли у ребенка косоглазия);
  • проверка остроты зрения;
  • проверка бинокулярного зрения;
  • проверка зрения на авторефрактометре;
  • циклоплегия (расширение зрачков для выявления аномалий рефракции);
  • исследование глазного дна;
  • скиаскопия (метод выявления аномалий рефракции);
  • осмотр на щелевой лампе (осмотр переднего отдела глазного яблока).

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Текст — Анна Кунерт, фото — Павел Войтович
Справка

934
На правах рекламы
Источник: Медицинский центр «Апрель»