На рубль досыта: кто и как сегодня кормит учащихся калининградских школ

Все новости по теме: Образование

За последние три месяца в подведомственных комитету образования администрации Калининграда учреждениях произошло два случая массового отравления детей. На ЧП в лагере «Огонек» в Светлогорске и в школе № 50 областного центра чиновники мэрии отреагировали стандартно — сменили компании, занимавшиеся организацией питания учащихся. «Новый Калининград.Ru» выяснил, кто, как, за какие деньги кормит сегодня юных калининградцев и кто в итоге несет ответственность в случаях массовых отравлений школьников.

Что произошло в школе № 50 и кто понес ответственность за отравление 12 детей?

28 сентября действительно произошло отравление учеников начальных классов школы № 50. По результатам проверки, проведенной представителями регионального управления Роспотребнадзора и областной прокуратуры, было установлено, что причиной отравления стала норовирусная инфекция. Ответственность за инцидент возложили полностью на компанию, отвечавшую за организацию питания в школе. Материалы проверки были переданы в Центральный районный суд Калининграда. В результате заседания суда деятельность индивидуального предпринимателя, допустившего нарушения санитарных правил и норм, была приостановлена на 90 суток. Сразу же после этого школа расторгла контракт на обслуживание школьной столовой с этим бизнесменом.

О дисциплинарной ответственности руководителя образовательного учреждения в официальном ответе мэрии города на запрос редакции «Нового Калининграда.Ru» не ответили.

здание школы.jpg

Несет ли директор школы ответственность за качество и безопасность питания учеников?

Да, несет. Проверка работы столовой и качества блюд — это его обязанность. Так прописано в законе «Об образовании». Такие нормы отражены и в договорах на организацию питания в школах, заключаемых с победителями соответствующих конкурсов. В школьных столовых, как сообщили в администрации города в официальном ответе на запрос редакции «Нового Калининграда.Ru», должен осуществляться ежедневный контроль качества используемых продуктов питания, приготовления готовых блюд, санитарного состояния пищеблока и обеденного зала.

«Правильная организация питания, качество приготовления пищи, соблюдение технологии приготовления пищи и санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи контролируется школьной бракеражной комиссией. В её состав могут входить: представитель администрации образовательной организации, медицинский работник; работник пищеблока, сотрудник учреждения, ответственный за организацию питания учителя (всего не менее трёх человек)», — указано в письме.

Кто еще должен и может контролировать работу школьных столовых?

Помимо внутреннего контроля на уровне школы есть и плановые проверки, которые проводят специалисты комитета образования города с привлечением представителей управления Роспотребнадзора по Калининградской области и специалистов-технологов Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Они также проверяют качество готовых блюд, условия хранения продуктов питания, исполнение требований санитарных норм и правил при приготовлении пищи, а также наличие нормативных и инструктивных документов по вопросам питания.

Могут ли родители контролировать работу столовых? Куда им обращаться, если их не устраивает качество приготавливаемых блюд и системы организации питания в школе?

Родители могут контролировать работу столовых в школах, где обучаются их дети. Это не противоречит действующему законодательству. В случае необходимости представители школьной родительской общественности также могут быть включены в бракеражную комиссию.

В целом же высказать свои пожелания по работе школьных столовых, а также получить необходимую информацию родители могут у администрации общеобразовательных учреждений, а также в комитете по образованию (ул. Чайковского, 50/52, каб. 306, тел. 8(4012) 92- 40–20).

Кто кормит учеников калининградских школ?

В Калининграде нет муниципального комбината школьного питания. Обеспечение работы столовых и приготовление школьных завтраков и обедов — давно уже прибыльный бизнес, рынок услуг со множеством конкурирующих на нем игроков. Сейчас, по данным комитета образования, это 24 компании: 12 обществ с ограниченной ответственностью и 12 индивидуальных предпринимателей. Анализ тендеров на организацию горячего питания в школах показал, что в городе нет тенденций к монополизации рынка. В среднем компании обслуживают 2–3 учебных заведения. При этом сам рынок является довольно закрытым, а закупки, как правило, осуществляются у единственных поставщиков.

школа3.jpg

Как проходит выбор компании, ответственной за обеспечение питания в школе?

Выбор организации осуществляется на открытых конкурсах. При этом условия их проведения сформулированы таким образом, что победителями могут быть признаны не только компании, предложившие наименьшую цену за свои услуги. Критерий «квалификация участников закупки» оценен в 40% в общей структуры итоговых баллов. Особую значимость в этом критерии играет наличие у компании опыта по организации школьного питания за последние три года, а также штатных специалистов, имеющих высшее, среднее или начальное профессиональное образование по специальностям: «технолог», «повар», «повар-кондитер» и «пекарь».

При этом конкурсы на организацию питания руководство школы может проводить каждый месяц, раз в квартал, а может и один раз в год. Если тендеры проходят ежемесячно, то, как правило, в форме «закупки у единственного поставщика». Размещение заявки, сбор предложений от претендентов, проведение заседания конкурсной комиссии и заключение договора — все процедуры руководство учебного заведения успевает провести за один день.

Требования по качеству, оговариваемые в конкурсной документации, стандартны и ограничиваются перечислением «санитарных правил и норм», которых должен придерживаться исполнитель контракта:

  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» N 52-Ф3 от 30 марта 1999 года;

  • Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила 2.4.4.2599–10. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ 19.04.2010 г. № 25.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (СП 2.3.6.1079–01);

  • СанПиН 2.4.2.2821–10 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • СанПиН 2.4.5.2409–08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 23.06.2008 г. № 45.

  • СП 2.3.6.1079–01 — «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

  • СанПиН 2.3.2.1324–03 — «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

  • СанПиН 2.3.2.1078–01 — «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

  • СП 2.4.2.782-99 9П. 12.2. — «Гигиенические требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях».

  • СанПиН 2.3.2.1293–03 г. — «Гигиенические требования по применению пищевых добавок».

  • ГОСТ 30390–2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия».

  • ГОСТ Р 51074–2003 «Продукты пищевые. Общие требования. Информация для потребителя».

  • ГОСТ 30524–2013 «Общественное питание. Требования к персоналу».

  • ГОСТ 28-1-95 «Общественное питание. Требования к производственному персоналу».

  • Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 04.04.99 г. № 1100/904-99-115.

Есть ли типовые меню и кто их разрабатывает?

Каждая школа решает этот вопрос индивидуально. Часть из них лишь оговаривает общие требования к ежедневному рациону. Например, в техническом задании к конкурсу прописывается, что «питание должно быть разнообразным с обязательным включением в меню овощей, фруктов, соков, натурального мяса, рыбной продукции, хлебобулочных изделий, молочной продукции, обогащенной витаминами, микроэлементами, бутилированной питьевой воды, йодированной соли». Чаще всего (особенно если конкурс по организации питания на один месяц), указывается, что «компания оказывает услуги по настоящему договору в соответствии с разработанным двухнедельным цикпичным меню, согласованным с территориальным управлением «Роспотребнадзора».

Меню школьников в 40 школе.jpg

Периодически встречаются в конкурсной документации (в разделе «Приложения») и сами типовые двухнедельные меню. При этом цены «на выходе» в таких документах не указываются.

Сколько стоят завтраки и обеды в калининградских школах?

Для детей в возрасте до 10 лет максимальная стоимость льготного питания с наценкой составляет 55,7 руб., в возрасте 11 лет и старше — 60 рублей. При этом для каждой возрастной группы школьников разработаны отдельные меню. Средства, разыгрываемые на конкурсах по 44-фз, идут на оплату питания льготных категорий учащихся — это 20–25% от всего числа учеников.

В среднем организация, обслуживающая одну среднестатистическую школу зарабатывает на обеспечении питания льготников 2,5 — 2,7 млн рублей в год. Остальная касса или выручка делается за счет учеников, не относящихся к какой-либо из льготных категорий. Опрос родителей, обучающихся в школах города, показал, что стоимость обеда может варьироваться от 70 до 100 рублей в день.

Дотирует ли областной или муниципальный бюджет школьные завтраки? Если да, то в каком объеме?

В 2016 году на обеспечение питанием льготников из областного бюджета Калининграда было выделено 69,6 млн рублей.

Фото — Алексей Милованов, Виталий Невар,«Новый Калининград.Ru».

Комментарии к новости