Урезание образования: как власти сокращают финансирование школ Калининграда

Все новости по теме: Образование

Директора школ Калининграда после 1 января обнаружили, что финансирование подведомственных им образовательных учреждений начало сокращаться. Некоторые учебные заведения недосчитались по итогам марта 100 тысяч рублей, некоторые — 500 тысяч. «Новый Калининград.Ru» разбирался в новых экономических реалиях, в которых оказались калининградские школы.

Минус восемь миллионов

Тревогу забили педагоги. Они рассказали «Новому Калининграду.Ru», что в школах проводят собрания по поводу возможных сокращений. «Зарплаты педагогом обещали не урезать, но „под нож“ могут пустить ставки педагогов дополнительного образования, логопедов. Где-то идет сокращение зарплаты техническому персоналу», — рассказал один из учителей. — Понятно, что директора вслух про это вряд ли будут говорить журналистам — стоит только что-то лишнее сказать, и тебя тут же уволят, как, к примеру, директора школы № 24 Акимова. Но ситуация складывается не самая хорошая».

Собеседник «Нового Калининграда.Ru» предложил взглянуть на приказы регионального министерства образования о перечислении школам субвенций на обеспечение государственных гарантий в сфере образования, которые выложены в свободном доступе на сайте минобра. «Субвенции — это то самое финансирование школ, которое сейчас осуществляется из областного бюджета. Их перечисляют каждый месяц. Деньги за счет субвенций идут на зарплату педагогов и школьные расходы — покупку учебников, мебели, — рассказал источник. — Для сравнения можно взять финансирование школ в ноябре (декабрь, как обычно, не очень показателен) и феврале, марте. Уже в феврале калининградские школы получили денег меньше, чем в ноябре 2016 года. В марте эта тенденция продолжилась».

Проблемы возникли после того, как в декабре 2016 года по инициативе правительства области были приняты поправки в региональное законодательство об образовании. Поправки не только лишили компенсаций родительской платы за детсады семьи с уровнем доходов выше прожиточного минимума, но и пересмотрели подход к подушевым нормативам на школьников, который прежние власти региона старались особо не трогать.

«Если раньше был единый норматив на одного школьника в год, который затем регулировался повышающими коэффициентами, то теперь нормативы сделали дифференцированными — отдельные для каждой ступени. Изменились подходы к нормативу на внедрение ФГОС (федеральный государственный стандарт образования), на детей-инвалидов, на старшую школу, внеурочную деятельность и т. п. Директоров, кстати, тоже обязали заключить новые трудовые договоры, им зарплаты снизили», — рассказал один из педагогов.

Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» поинтересовался ситуацией с финансированием школ у нового врио вице-премьера по социальной политике правительства Ильи Баринова на пресс-конференции в начале марта. Однако он этот вопрос оставил без ответа. Пресс-служба правительства региона и вовсе в официальном ответе на запрос редакции сообщила, что проблем нет.

По данным министерства образования, в 2016 году средняя заработная плата педагогов в школах составила 28598 рублей — это 105,6% от средней зарплаты в регионе за прошлый год. При этом в соответствии с майскими указами президента средняя зарплата педагогов должна быть не ниже средней по региону.

«По информации министерства образования Калининградской области, расчет финансирования школ рассчитывается ежемесячно исходя из численности, структуры обучающихся и реализуемой программы, — сообщили в правительстве. — Например, в ноябре 2016 года в школах региона обучалось 99,8 тыс человек, на 1 марта 2017 года — 99,6 тыс человек. Это ежегодная тенденция, связанная с выбытием учащихся из вечерних школ, выбытием старшеклассников в профессиональные образовательные организации». По данным министерства образования, финансирование всех школ области в ноябре составило 338,8 млн рублей, в марте — 331,5 млн рублей. «В целом на финансирование школ в областном бюджете в 2016 году было предусмотрено 3914,5 млн рублей в 2017 году — 4157,3 млн рублей. Таким образом, снижения финансирования школ не планируется», — заверили в пресс-службе правительства.

«Формирование штатного расписания относится к компетенции образовательной организации. Поэтому решение об увеличении или сокращении численности работников принимается руководителем образовательной организации по согласованию с учредителем», — сообщили в пресс-службе правительства в ответ на вопрос о том, действительно ли в школах планируется сокращение кадров.

Министерство образования, скорее всего, просто недоговаривает. Общее финансирование школ региона действительно осталось практически на прежнем уровне. Но в серьезный минус ушли образовательные учреждения областного центра — если в ноябре школам Калининграда было перечислено 168,059 млн рублей, то в феврале — 161,33 млн рублей, в марте — 161,980 млн рублей, то есть на 6 млн с рублей меньше. Если так пойдет и дальше, по итогам года снижение финансирование системы образования Калининграда может составить более 70 млн рублей.

1sept_2.jpg

Недорогие инвалиды

Калининградские школы были переведены на подушевое финансирование в 2008 году. Принцип подушевого финансирования заключается в том, что школа получает из бюджета области на каждого ученика определенную сумму. Чем больше учащихся — тем больше общее финансирование, которое идет на зарплаты педагогов и учебные расходы — учебники, наглядные пособия, новые школьные парты и т. д. Коммунальные услуги оплачиваются по другой статье расходов — из казны муниципалитета.

До января 2017 года базовый норматив был единым для всех. В последний раз он индексировался три года назад. Правда, два с половиной года назад его снизили на 1,3%, установив на уровне 27203 рубля в год за одного ученика.

При этом к базовому нормативу применялись всевозможные коэффициенты — к примеру, 0,12 за кадетский класс, 1,06 за внеурочную работу или интерактивную школу, 1,3 — за профильные углубленные классы в старшей школе, 6,4 — за обучение детей-инвалидов с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Надбавка за одного ученика начальной школы, который учился в классе, реализующем ФГОС, составляла около 5440 рублей, в итоге подушевой норматив достигал 37595 рублей в год. Школы рассчитывали количество ставок для учителей и размеры их зарплат исходя из нормативов и коэффициентов, утвержденных областным законодательством.

Но с нового года все изменилось — министерство образования ввело дифференцированные нормативы для каждой ступени образования и убрало повышающие коэффициенты, которые применялись ранее. Приказ от 29 декабря появился на сайте минобра только 10 января.

К примеру, норматив на одного ученика начальной школы в классе, где внедряется ФГОС, теперь составляет 32776 рублей в год. Это на 4829 рублей за одного человека меньше, чем по прежним правилам. Также после реформы снизились нормативы на старшеклассников, обучающихся в профильных классах, изменился подход к дополнительному образованию — его теперь финансируют по адресному принципу по 1329 рублей за ученика в год. По сравнению с предыдущими годами снизился норматив на учебные расходы — на одного ученика бюджет выделяет всего 2448 рублей в год на покупку учебников, наглядных пособий и новых парт и стульев и т. д. Фактически этот норматив вернулся к уровню 2009–2010 годов.

Самое серьезное урезание коснулось норматива на ребенка-инвалида. До декабря 2016 года включительно финансирование фактически составляло 200508 руб. — к стандартному нормативу приплюсовывались коэффициенты за обучение ребенка по специальной программе (6,3%), а также коэффициенты на внеурочную деятельность, интерактивную школу и дополнительное образование.

Педагоги отмечали, что такой высокий норматив был оправданным — ведь особые дети проходят обучение по индивидуальным программам, а не в составе класса. С 1 января министерство образования установило норматив на детей-инвалидов в размере 135676 рублей. То есть снижение норматива для них составило 64832 рублей (32%).

«Живем и выживаем»

Анализ приказов о финансировании учебных заведений показал, что урезание финансирования коснулось почти всех школ Калининграда, за исключением единиц. Прибавилось денег у вечерней школы № 17, Городского центра образования (он также исполняет функции вечерней школы) и ШИЛИ (школа-интернат, лицей-интернат), в которой отсутствуют начальные классы. Примерно на прежнем уровне осталось финансирование школ № 12 и № 16. Остальные в деньгах потеряли. Наиболее пострадавшими оказались самые большие школы Калининграда — лицей № 49 и гимназия № 40. В ноябре 2016 года гимназия получила из областного бюджета 8,182 млн рублей, в марте 2017 года — 7,722 млн рублей, сокращение составило 460 тысяч рублей. Лицею в ноябре 2016 года областной бюджет перечислил 6,706 млн рублей, в марте 2017 — 6,392 млн рублей — меньше на 314 тысяч. Директора этих учебных заведений информацию о снижении финансирования подтвердили.

«Я, как директор, получила сведения о том, что в связи с новыми нормативными документами и законом „Об образовании“ Калининградской области, который претерпел изменения, внесены поправки в процедуру финансирования школ, — рассказала директор гимназии № 40 Татьяна Мишуровская. — Действительно, норматив сейчас дифференцирован по ступеням — начальному, основному общему и среднему общему образованию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что новые ФГОС предполагают дополнительный перечень внеурочных занятия и достаточно обогащенный в тех параллелях и на тех ступенях, где идет профильное обучение. Достаточно много групп создается на старшей ступени образования. Так как ФГОС предполагают индивидуальный профильный план, эти группы могут быть малочисленными — не 15, а 5 человек. Действительно это требует дополнительных затрат, и подход к финансированию, по всей видимости, обусловлен требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов».

По словам Татьяны Мишуровской, зарплата в гимназии не снижалась, сокращений также не проводилось. «Мы пересмотрели весь наш бюджет, все поступающие денежные средства и очень разумно подошли к тому, чтобы сохранить тот уровень оплаты труда, который был. Это удается сейчас, потому что есть поддержка из фонда стимулирования качества образования», — сообщила директор гимназии.

Сокращение финансирования подтвердила и директор лицея № 49 Людмила Осипова. «Я думаю, что это с законом никак не связано. Это связано с той экономической обстановкой, которая сегодня наблюдается в стране. Это такие естественные закономерные процессы, которые пока имеют место быть, — рассказала директор лицея № 49. — Но я живу надеждой, что когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, потому что будет меняться экономическая ситуация… Да, конечно, это не очень приятный момент в нашей жизни. Привыкнув жить по одной системе, теперь приходится жить по другой… Но живем и выживаем. Я надеюсь, справимся с этой ситуацией».

_NEV5787.jpg

По словам Людмилы Осиповой, зарплаты педагогам в лицее были пересмотрены — у кого-то она снизилась, у кого-то наоборот выросла. «Это связано с методикой расчета и той нагрузкой, которую имеет тот или иной учитель. Есть учителя, которые нисколько не потеряли, есть те, которые даже чуть-чуть прибавили в зарплате, потому что у них появились новые часы, новые нагрузки, которые позволили поднять им заработную плату, — рассказала директор лицей. — Есть те, которые немного потеряли. Не так много, но тем не менее. Всякая потеря неприятна, но коллектив настроен позитивно, работает, все объяснения были получены учителями. И мы ищем возможности и в этой ситуации все-таки выживать и сохранять зарплату, которой достигли в последние годы. Нелегко, но что делать — в этой ситуации находимся не только мы, но и многие-многие другие российские школы. Это процесс, который затронул не только Калининградскую область, но и другие российские регионы».

«Сказать, что мы это пережили с воодушевление — нет, конечно. Тяжело было. Я лично, как директор, хорошо понимала, чем это может для нас обернуться. Взяла себя в руки, взяли себя в руки все. Думаем, считаем каждую копейку. Будем жить, куда деваться», — рассказала Людмила Осипова.

Директор лицея отметила, что технический персонал в школе не сокращался, но к началу нового учебного года она будет вынуждена посмотреть на ставки педагогов дополнительного образования. «И есть некоторые ставки, от которых придется отказаться, поскольку все-таки приходится экономить фонд зарплаты. Но они не касаются ни учителей, ни технического персонала. Это ставки, связанные с организацией дополнительного образования. Неприятно, но никуда от этого не деться, — отметила Людмила Осипова. — Приходится размышлять о внутренних ресурсах, без чего-то придется обойтись».

Директора школ, согласившиеся пообщаться с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» на условиях анонимности, обратили внимание на тот факт, что о нововведениях никого особо не извещали. Бюджет на новый учебный год формировался еще в августе прошлого года, именно тогда решался вопрос о количестве ставок, педагогов, зарплатах. С 1 января правила игры резко поменялись, и теперь школам в экстренном порядке приходится переверстывать бюджеты и пытаться выживать в новых условиях.

«Понимаете, проблема в том, что теперь в министерстве образования считают, что школой должен руководить не педагог, а коммерсант. Директорами ставят людей, которые никогда не работали в школе, — рассказал один из руководителей школ. — Сейчас в министерстве образования пытаются сформировать скамейку запасных, планируется поменять больше 10 директоров школ. Не хочется даже думать, к чему это приведет в конечном итоге».

«В произошедшем нет ничего удивительного — в той или иной мере финансирование школ сокращают три последние года, причем недополучить средства можно даже за несвоевременное размещение информации на сайте, — отметил другой директор. — Вопрос заключается в другом — станет ли уменьшение норматива школам ежегодной традицией, промолчит ли вновь профсоюз или же новый амбициозный губернатор сможет вникнуть в эту проблему, затрагивающую интересы не только педагогических работников, но всех семей, в которых есть дети».

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Комментарии

«Образование» в новостях: