Спокойствие, только спокойствие: как родителям пережить начало учебного года

Через несколько дней начнется главное испытание для родителей младших школьников. Большой вопрос — кто будет контролировать, как добрался ребенок на учебу, что поел и чем занимался после школы. Особенно если у мамы с папой полноценный рабочий день, а у ребенка, помимо основной школьной нагрузки, кружки и секции. «Дети Нового Калининграда.Ru» побеседовали с несколькими мамами о том, как они планируют справляться с новым «рабочим» графиком своих детей.

У работающих родителей детсадовцев одна лишь забота — отпроситься у шефа на полчаса раньше и успеть забрать ребенка в «приличное» время: как правило, после 18 часов в группах уже никого нет. Работающим родителям школьников приходится выкручиваться. Самой простой видится ситуация, где мама — домохозяйка или в декретном отпуске.

Алла, в декретном отпуске

Дети: Лидия — четвероклассница, Татьяна — идет в первый класс, Зоя — 3 года, сын Андрей — 1,5 года

Теперь в моей семье будет уже две школьницы: четвероклассница Лидия и первоклашка Татьяна. Первого класса не боимся, а даже очень ждем — и дочь, и я. Школа находится недалеко, как нынче принято говорить, в шаговой доступности. Старшая дочь на учёбу собирается сама. Первоклассницу, конечно, первое время буду и провожать, и встречать. Провожать нужно, потому как это поучится быстрее, чем ей идти самой, а встречать — тоже неплохо. Мы совместим с прогулкой у дошкольников, да и первокласснику очень многим захочется поделиться сразу после занятий. Девчонки будут учиться в первую смену, поэтому все внешкольные занятия и кружки планируем во второй половине дня. Еще очень важно — все должно находиться так, чтобы и пешком дойти недолго, или на транспорте без пересадок. Так, Лидия уже записана на авиамоделирование, спортивная школа находится совсем рядом с домом. Туда отведу, назад сама. Для первоклассницы мы выбрали английский язык и плавание. Английский в городе. Пока будем ждать, погуляю с малышами. Плавание будет для обеих в одно время. Еще трехлетней Зое запланированы танцы вечером два раза в неделю. Старшая дочь уже самостоятельная. И перекусить себе приготовит, и уроки учит без надзора — я проверяю вечером все сразу. Что и как будет у первоклассницы — еще непонятно. Режим у нас не строгий, но всегда подъем у школьников в 7:00, отбой в 22:00. Перед сном немного беседуем или читаем.

Следующая героиня подошла к вопросу организации учебы достаточно радикально. Но, тем не менее, такой график оказался удобен всем.

Маша, преподаватель, перевела сына на домашнее обучение

Дети: Максим — третьеклассник, Андрей — 3 года

Макс школу пошел в шесть лет, и как выяснилось по ходу событий, был подготовлен так, что мог вполне идти сразу во второй. Так само по себе получилось. До школы читал очень много, что-то придумывал, мастерил. На учебу летал буквально, месяца два летал, потом начал тухнуть. К концу года я получила ребенка, не желающего читать, с крайне низким вниманием, такого маленького старичка. Смотреть больно было. Я двумя руками за детский коллектив, но не ценой ломки психики ребенка. Подумала и решила, что домашнее образование — наш вариант. Плюсом стало то, что на усвоение программы начальной школы в домашних условиях уходит гораздо меньше времени. Адаптация шла все первые полгода. Пишут про понятие «дескулинг», или так называемое «расшколивание» — думала, нас минует, раз срок пребывания в школе небольшой — но, увы, нет. Месяца четыре полное нежелание заниматься. Спасло то, что программа освоена с опережением. Я позволила сыну свободу: спать сколько хочет, делать что хочет. Ну и постепенно ко мне стал возвращаться знакомый персонаж. Появились интересы, оказалось, что он отлично может спланировать свое время и следить за выполнением плана. Занимаемся так: три раза в неделю приходит педагог на полтора часа, и еще два раза в неделю мы с ним сидим, занимаемся по 2–3 часа вдвоем. Сначала я сама его учила, потом пришла к выводу, что надо подключать профи, поскольку системное понимание предметов я дать не могу. Страшное слово «социализация» оказалось нестрашным: есть несколько кружков, на каникулах во дворе пропадает. Очень коммуникабельный, экстраверт, друзья от 5 до 15 лет. За это время я решила вопрос с собственной занятостью, открыла студию детского развития, планировать своё время могу сама, детям больше внимания остаётся.

Младший сын ходит в частный садик или тоже «учится» — рисует что-нибудь, цифры я ему на планшете пишу — он называет. Если преподаватель приходит и мелкий в это время дома — это счастье прямо. Я тогда его столик ставлю рядом со столом Макса и бумагу с карандашами выдаю. Новый учебный год встречаем с радостью — учёба дома у нас практически не прерывалась.

Хорошо, когда в семье есть помощники, однако и детям, и родителям в новом году придется многому научиться. Мамам и папам — доверять своим детям, а детям — научиться некоторым навыкам самостоятельности.

Оксана, журналист, помогать с дочкой-школьницей будут бабушки

Дочь Нелли — первоклассница

Дочь будет учиться в коммерческой школе, продленки не предусмотрено. Помогать планируют бабушки: моя мама будет забирать ребёнка трижды в неделю, иногда это будет делать бабушка-свекровь. Однако она работает во вторую смену, поэтому дочь после школы будет сидеть дома в одиночку. Разучиваем с Нелей, как доставать из холодильника кастрюлю с макаронами, потом тарелку из стола (до сушилки не дотягивается), как накладывать макароны из кастрюли в тарелку, закрывать кастрюлю, ставить в холодильник, потом тарелку в микроволновку, нажимать кнопку, доставать тарелку. Еще она пока не умеет застегивать пуговицы на блузке и завязывать шнурки. Поэтому в дни, когда физкультура, будет ходить в водолазке. А кроссовки и полукеды у нее на липучках. А я ведь сама с пяти лет одна дома. В садик не ходила. И из школы меня никто не встречал, хотя школа была на другом краю гарнизонного городка.

Пожалуй, самый сложный случай — когда нет возможности привлечь помощников и изменить свой рабочий график. Тем не менее, герои следующей истории вышли с честью из затруднительной, вроде бы, ситуации.

Алёна, инженер, при полноценном рабочем дне у папы с мамой семья справляется своими силами

Дети: Всеволод — второклассник, Маша — шестиклассница

Мы с мужем оба работаем, причем в разных концах города, помощников нет. Первый класс Севы для нас стал большим испытанием. Сын должен был учиться в первую смену, а дочь — во вторую. Нам еще очень повезло, так как в последний момент нам удалось сына устроить в ту же школу, куда ходит Маша — поменялись местами. Продленки в нашем классе не было. Утром перед работой завозили Севу в школу. К сожалению, в здание начинали пускать с 7:45, поэтому минут 10–15 ребенок ждал у входа, потом эту проблему решили. Обратно шел сам или с родителями тех одноклассников, которым по пути. В конце первой четверти сын стал заниматься в школьной секции рукопашным боем — это и стало спасением. После окончания занятий в секции сын ждал, пока мы его заберем или закончатся занятия у старшей дочери. Конечно, переживали и боялись, до дома надо было трижды перейти дорогу, сейчас светофор поставили на самом опасном участке. Постоянно контролировали, звонки на телефон, то мы ему, то он нам. «Мама, я вышел», «мама, я поел». Но в итоге мальчик вырос самостоятельным, в новом году смены у сына и у дочери совпадают, так что, наверное, будет проще.

Так или иначе, и педагоги и психологи едины во мнении: первые 4–5 недель учебного года уйдут на адаптацию не только ребенка, но и родителей к новому режиму, к новой деятельности. В это время надо будет быть особенно внимательными к своим детям, может быть, придется что-то менять серьезно, что-то корректировать, а где-то больше доверять друг другу.

Наталья Поповцева, учитель начальных классов:

Естественно, что с началом учебного года родители испытывают тревогу. Они должны перестроить жизнь всей семьи, перераспределить зоны влияния и ответственности всех членов. В школу дети приходят с разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Соответственно, ребёнка необходимо научить организовывать свое время. Считаю, что соблюдение режима и самостоятельность детей помогут решить многие проблемы. Именно поэтому ребенок должен обладать интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Но и контроль со стороны родителей должен быть постоянным. Им придется так организовать свой рабочий день, чтобы уделять достаточно времени и надзору, и присмотру, ну и, самое главное, простому общению с ребёнком.

Юлия Лузина, психолог:

Начало учебного года напоминает рождение первого ребенка. По волнительности, по объему суеты и по степени тревоги, конечно. Опытные родители знают, насколько проще собрать в школу второго, третьего ребенка. Отпускает что-то. Спокойнее относятся к тому, что одежда не самая-самая, букет недорогой, в канцтоварах чего-то не достает, ведь это внешняя сторона. Есть еще внутренняя тревога. Она-то как раз, бывает, глушится внешней суетой. Чувствуете, что забегались — остановитесь, выдохните, спросите себя: «Зачем я так дергаюсь?». Волнуйтесь на здоровье, но не забывайте, что ребенок волнуется гораздо больше вас. Конечно, кто-то быстрее адаптируется, кто-то медленнее. Ребёнок из мира игры попадает в мир требований. И нуждается в дополнительной поддержке. Постарайтесь хотя бы в первое время дать ему уверенность, что он молодец, что он справляется, даже если что-то не получается у него. Не ожидайте, что ваш ребёнок, как робот, будет идти строго по учебнику. У каждого свой темп работы, свои индивидуальные способности. Один тяжело воспринимает информацию на слух, но красиво пишет. Другой быстро считает в уме, но стесняется выходить к доске. Примите особенности вашего ребенка, а не загоняйте его в жесткие рамки. Часто в первые годы школы родитель учится вместе с ребёнком. Когда у вас уйдет это «должен» — мой ребенок должен справляться, должен быть умнее, сообразительнее, самостоятельнее — тогда вам самим станет проще. Например, помогать домашние задания делать. Мама здесь — фея помогающая. Уроки, школа — это жизнь ребенка. Не проживайте эту часть жизни за него.

Текст — Елена Гайдученко, фото из архива «Нового Калининграда.Ru»