В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники

В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники В ЦРОД открылась лаборатория нейропилотирования и робототехники

Управлять «силой мысли» различными объектами — совсем недавно это казалось фантастикой. С этого учебного года научиться нейропилотированию могут калининградские школьники. Директор Центра развития одаренных детей п. Ушаково Сергей Гоман рассказал об уникальной лаборатории для школьников.

— Сергей Станиславович, расскажите о лаборатории нейропилотирования и робототехники. Зачем в ЦРОД открыли эту тематическую лабораторию?

 — Вы знаете, нейропилотирование — чрезвычайно интересная область, в ней объединены физиология, наука о функционировании мозга, психология, программирование, робототехника, и лично у меня не вызывает никаких сомнений, что в обозримом будущем нейропилотирование войдет в те сферы, где сейчас используется обычное управление. Пилоты самолетов, водители автомобилей будут управлять машинами с помощью нейропилотирования. Кроме того, сегодня нейротехнологии активно внедряются в промышленность, медицину и другие сферы нашей жизни. Особенно прорыва в этой области ждут (и, кажется, дождались) в медицине. Например, с помощью таких технологий можно будет восстановить движение некогда утерянных конечностей. Кстати, первый пример такого успешного применения нейротехнологий уже есть. В апреле 2016 года специалисты из университета штата Огайо объявили, что с помощью мозгового импланта им удалось восстановить частичный контроль над кистью правой руки парализованного человека.

В общем, область эта очень перспективная. Но еще недавно обучение нейропилотированию проходило только в высших учебных заведениях. Зато теперь такая возможность появилась и у школьников Калининградской области — в лаборатории нейропилотирования и робототехники нашего Центра. И нам кажется, это очень верное решение. Специалисты по нейротехнологиям и робототехнике уже входят в Атлас новых профессий, разработанный Агентством стратегических инициатив. В частности, по этой причине мы и решили начать обучение детей этим новым технологиям уже сегодня. Мы уверены, что школьники хорошо освоят эти новые для нас технологии и в будущем смогут применить их на практике.

— Как проходит обучение детей в лаборатории?

 — Мы совместно с коллегами из Института живых систем БФУ им. И. Канта разработали специальные образовательные модули: «Программирование в нейропилотировании» и «Нейропилотирование в робототехнике». Их высокий уровень, кстати, уже отметили и на федеральном уровне. По итогам Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи наши программы в числе победителей.

Вот по этим программам мы и обучаем калининградских школьников. Вообще, нейропилотирование — это технология, которая позволяет с помощью нейроинтерфейса управлять виртуальными или физическими объектами (роботами, летательными аппаратами и так далее) посредством передачи мозговых импульсов. При этом система управления дает возможность аппарату распознавать не только прямые команды (вправо, влево, вверх, вниз), но и сценарные, например, полет к заданной точке, если мы говорим о квадрокоптерах. Генерацию команд или состояний регистрируют датчики на голове пилота, человек в нужные моменты представляет те действия, которые система может распознать и идентифицировать. Это что касается нейропилотов. Но также у нас есть курс по программированию в нейропилотировании, где ребята вместе с педагогом занимаются разработкой специальных программ, которые должны синхронизировать мозг — компьютерный интерфейс с компьютером и роботом.

А благодаря тому, что мы выиграли федеральный грант на создание лаборатории, она оснащена по последнему слову техники: это и современные компьютеры, и квадрокоптеры, и роботы, и нейрошлемы — у нас созданы все условия, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал  детей, имеющих склонности к инженерии и научно-техническому творчеству. Кроме того, в рамках работы лаборатории у нас предусмотрена отдельная образовательная программа повышения квалификации для педагогов.

 В чем она заключается?

— Во-первых, мы совместно с коллегами из МГУ, МПГУ, БФУ разрабатываем авторские рабочие программы, методические материалы и рекомендации по обучению детей нейропилотированию и робототехнике для педагогов. Во-вторых, это конференции и семинары, в ходе которых калининградские педагоги могут обменяться опытом с коллегами. Мы уже провели несколько, и они вызвали большой интерес среди педагогического сообщества региона. Например, в ноябре на нашей базе прошел семинар «Опыт реализации инновационных программ по нейропилотированию, программированию и робототехнике». Его участниками стали калининградские педагоги и руководители образовательных организаций региона, а спикерами — преподаватели-предметники образовательных организаций Калининградской области, а также московские специалисты: руководитель Городской станции юных техников 1-го Московского образовательного комплекса, научный руководитель объединения центров технического творчества Polycent Тимофей Асмолов и заведующий лаборатории прикладных кибернетических систем Московского физико-технического института Тимур Бергалиев.  А в начале декабря опять же на нашей базе состоялась уже межрегиональная научная конференция «Нейропилотирование, робототехника, программирование — новые подходы к формированию информационно-технических компетенций», куда мы смогли привлечь очень серьезных экспертов. К нам приезжали представитель Московской школы управления «Сколково» и разработчик «Атласа новых профессий» Дмитрий Судаков, заведующий отделом Нейроинформатики Центра Оптико-нейронных Технологий НИИ Системных Исследований Российской Академии наук Виталий Дунин-Барковский, а также представители МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Всероссийских детских центров «Океан» и «Орленок» и многие другие. Так, наш Центр становится не только местом обсуждения новых технологий и успешных практик, но и площадкой для практического обучения детей и педагогов в рамках направления по нейропилотированию. А летом 2017-го года на базе нашего Центра мы планируем провести образовательный форум по нейропилотированию и робототехнике.

 Сергей Станиславович, чем собирается удивить нас ЦРОД в ближайшем будущем? Какие новые направления, программы, проекты готовятся к открытию в 2017 году? Кто и как может стать их активным участником?

— Если говорить о планах на ближайший 2017-й год, для нас, безусловно, один из приоритетов — реализация проекта по нейропилотированию и робототехнике. Конечно же, это и реализация одного из направлений Роскванториума, который в нашей области будет запущен до конца этого года.

Если говорить о новых направлениях, то, пользуясь случаем, хочу сказать, что Год кино, объявленный в Российской Федерации в 2016 году, мы продолжим и в 2017-м. С 6 по 10 январе 2017-го года в нашем Центре будет проходить зимняя кинематографическая смена «#ЦРОД! Камера! Мотор!», для реализации которой нам удалось привлечь достаточно известных кинорежиссеров. Эта смена всецело будет посвящена индустрии кинопроизводства, созданию фильмов: начиная от режиссирования и заканчивая монтажом, даже будет небольшой кинофестиваль в финале смены. Вся информация уже на нашем сайте. В списке гостей, которые к нам приедут, достаточно известные в нашей стране телеперсоны, актеры и режиссеры. Так, благодаря тому, что Центр развития одаренных детей — надежный и интересный партнер, у ребят нашего региона появится возможность окунуться в мир киноиндустрии.

Естественно, в перспективе работы на новый год и наши летние программы, которые мы сейчас формируем и предлагаем нашим калининградским ребятам. И хочу сказать, что сегодня нашими программами интересуются уже не только калининградцы, у нас достаточно большая активность и среди московских школьников, и петербуржцев, которые хотят побывать у нас в ЦРОД. А мы в свою очередь рады такому сотрудничеству и возможностям, которые мы можем предложить нашим современным детям.

Справка

Центр развития одаренных детей

Гурьевский р-н, пос. Ушаково, ул Дружбы

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]
979
Реклама. Центр развития одаренных детей