Поступай как хочешь

Куда пойти учиться? Какой ВУЗ выбрать? На кого переучиваться? Как помочь своему ребенку выбрать профессию? — на острые и актуальные вопросы для тех, кто стоит перед важным выбором профессионального самоопределения, отвечает психолог, специалист по профориентации — Мячина Ольга.

— Ольга, расскажите немного о вашем Центре. Какие услуги вы предлагаете?


— Наш центр является региональным представителем Центра Тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» создан в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, имеет центральный офис в Москве и более 200 региональных представительств в России и ближнем зарубежье, которые организуют работу по проведению профориентационного тестирования. Одним из направлений деятельности является профориентация учащихся и абитуриентов, карьерное консультирование.

В своей работе мы используем профориентационные тестовые комплексы, разработанные российскими учеными, которые ориентированы на разные возрастные группы.

— Кто чаще всего обращается к вам за услугой?

— Чаще всего обращаются родители старшеклассников, именно они являются инициаторами того, чтобы их ребенок прошел тестирование. Выбор профессии, профиль класса — самый частый запрос на услугу. Также актуально для тех ребят, которые хотят понять — оставаться ли в 10 классе или уходить после 9-го. Иногда ребятам трудно определиться в выборе экзаменов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, и здесь профориентационные тесты тоже в помощь, потому что когда есть понимание, в каком направлении развиваться, куда поступать, какую профессию осваивать, тогда выбор экзаменов становится очевидным. В этой возрастной категории мы используем в нашей работе тест «Профориентатор» для учащихся 8–11 классов, он диагностирует сферу интересов подростка, его способности и личностные особенности.

Общее время нахождения в офисе — 2–2, 5 часа. По окончании беседы клиент получает распечатку с результатами теста.

Востребована услуга и среди родителей младших подростков. Тест «Профнавигатор» разработан для учащихся 5–7 классов, я работаю с этим комплексом с 2015 года. Интерес к данному тесту был изначально личный. У меня трое детей, на тот момент младшие учились в 4 классе, а старшая в 6-м, и мне было интересно узнать, в каком направлении формировать увлеченность детей, а дочке предстояло выбрать профиль класса. Я была приятно удивлена, насколько тест является информативным. С его помощью можно понять не только интересы ребенка, но и способности и личностные особенности, которые непосредственно влияют на школьную успеваемость — какую нагрузку ребенок может выдерживать в течение дня, какая ведущая потребность в активности, преобладание эмоционального фона, развитость той или иной способности. По результатам теста можно увидеть, в каких кружках ребенку будет интересно, при необходимости скорректировать нагрузку, принять решение о дополнительных занятиях, если в них есть необходимость.

— А взрослые люди к вам обращаются?

— Да, мы работаем и со взрослыми. Тестовый комплекс «Профконсультант» разработан для людей с разным опытом работы, которые хотят, к примеру, сменить специальность. Или у кого большой перерыв в работе и есть желание ее найти.

— Расскажите подробнее о самой процедуре прохождения тестирования?

— Процедура проста. Первый этап — это знакомство, маленькое интервью с клиентом: что нравится, что увлекает, потом начинается непосредственно компьютерное тестирование, направленное на диагностику интересов, способностей и личностных качеств. Продолжительность заполнения теста 40–70 минут в зависимости от темпа испытуемого. Затем обрабатывается протокол, это занимает несколько минут, и начинается консультация. Когда речь идет о школьниках, на консультацию приглашаются родители, бывает, что приходит вся семья.

Результаты теста включают в себя шкальный профиль, где отражены интересы, способности и личностные особенности, диаграмму по профильным классам, а также список профессий.



В процессе беседы психолог комплексно анализирует данные, ищет взаимосвязь проявленных интересов со способностями и личностными особенностями. Например, у подростка ярко выраженный интерес в сфере Знак (аудиторы, юристы, филологи-переводчики), нравится работа с информацией, документацией. Профессии этой сферы предъявляют к личности определенные требования, такие как высокая степень внимательности, способность к монотонной деятельности, планомерность, усидчивость. Соотношение Хочу (интерес) и Могу (способности) — формула, которая отражает, подходит ли профессия конкретному человеку.

Рассматривая список профессий, психолог помогает сориентироваться, в каком направлении лучше продолжать обучение, как продвигаться к желаемой цели — вузу, профессии, — а также отвечает на все дополнительные вопросы клиента, касающиеся выбора профессии. И конечно, мы обсуждаем перспективы развития профессиональных сфер деятельности, востребованности тех или иных профессий в ближайшем будущем.

— Ребенок прошел тестирование, получил результаты. Достаточно ли этого, чтобы сделать окончательный выбор?

— Хороший и важный вопрос. Своим клиентам я всегда говорю о том, что выбор профессии — это долгосрочный и многогранный процесс, который как минимум состоит из двух составляющих — самопознание (тест является одним из инструментов познания себя) и познание окружающего мира — информированность о существующих профессиях, учебных заведениях. И здесь в помощь Дни открытых дверей, профессиональные пробы, летние практики и подработки, тренинги, курсы и т. д. В нашем городе ежемесячно проходит интереснейшее мероприятие «Weekend профессий в Калининграде». Со старшеклассниками делятся своим опытом представители различных профессий, в живой атмосфере общения ребята узнают очень интересные факты о той или иной профессии, о карьерном пути наших гостей. В апреле нас ждет уже шестой Weekend, мероприятие бесплатное, приглашаем родителей и старшеклассников. За анонсом можно следить в соцсетях Фейсбук или ВКонтакте.

Очень важна активность самого подростка. Бывает так, что в центр приходят уже «подкованные» ребята и их родители, они уже изучили учебные заведения, есть представления об интересующих профессиях, для них диагностическое тестирование — это желание убедиться, в правильном ли направлении они двигаются. В этом случае,подросток уже готов сделать осознанный выбор. А бывает наоборот, профориентационное тестирование — первый шаг в выборе профессии. Подросток получает информацию о себе, о профессиях, активизируется его интерес к процессу выбора, он понимает, куда стоит направить свое внимание, с чего начать второй этап профориентации. И здесь я позволю дать совет: не откладывайте выбор профессии на последний год обучения в школе, чем раньше ваш ребенок станет постигать себя и окружающий профессиональный мир, тем больше шансов найти «свое» дело.

Предварительная запись на тестирование по телефону: +7 (906) 239-54-06
Оставить заявку на прохождение тестирования можно через сайт профориентация39.рф
Мы в социальных сетях, присоединяйтесь — ВКонтакте и Фейсбук

анонс.JPGIMG_4710.JPGIMG_4712.JPGвниз.JPG


Справка

Центр профориентации Ольги Мячиной

г. Калининград, ул. Сержанта Колоскова, 2А
643
На правах рекламы