«Школа монстров» — характерное явление, присущее современному обществу потребления. Это полноценный бренд с товарами самых разных категорий, хорошо продуманная и проработанная система образов со своей историей, внешним видом и серией комплектующих. У каждой куклы есть своей питомец и дневник. У каждого персонажа есть хорошо проработанная легенда, подкрепленная мультсериалом и серией книг. К слову, бренд получил несколько престижных премий в сфере производства игрушек.
Сопутствующая продукция — паззлы в |
Образы героинь созданы по мотивам фильмов ужасов и изображают дочерей знаменитых монстров и фольклорных чудищ — от Дракулы и созданного Франкенштейном чудовища до оборотня и снежного человека. Дракулаура — дочь вампира. Она вегетарианка и вместо крови пьет томатный сок. Гулия — зомби. Как любой зомби, говорить она не может, изъясняется стонами и мычанием, но это не мешает ей быть лучшей ученицей школы. Клодин — дочь оборотня, и она большая модница, несмотря на то, что вся покрыта шерстью.
И сами куклы, и мультфильм, персонажами которого они являются, пользуются большой популярностью у себя на родине и являются главным конкурентом бренда «Барби». У нас меньше —
Книжки загадок с наклейками, 12+ |
Мы попробовали беспристрастно проанализировать популярное явление.
Мертвые девочки
Итак, сами образы — это нечисть. Явление, в общем, не новое для сказочного мира. Разница в том, что, например, в русских сказках (или других мифах) такого рода персонажи выполняют свою определенную задачу, являясь для героя сказки либо испытанием, либо возможностью. В данном случае зомби, оборотни, вампиры и прочие монстры вполне милы (для монстров), выглядят достаточно привлекательно и претендуют на роль образцов для подражания. То есть сами становятся источниками норм и образцов поведения для формирующейся личности. Но если попытаться выделить
Страница из книги загадок. В пустое поле предлагается вставить слово из предложенных вариантов. |
Внешность героинь, которая шокирует некоторых пап и мам, в целом — одна из вариаций современного кукольного образа («Барби», «Братц», «Винкс») с ярко выраженными и явно подчеркиваемыми женскими чертами. В таком образе легко просматривается ориентация на сексуальность, которая остается в сознании взрослеющей девочки как одна из главных составляющих успеха. Кстати, вопросы популярности, успешности, соперничества занимают одну из центральных ролей в сюжетах мультфильма. Что тоже формирует ценностные установки юных зрителей. Несмотря на акцент на сексуальную привлекательность, внешность героев характерная. У всех монстров заметно увеличенные головы со стилизованными лицами — большие глаза, маленький нос и пухлые губы. Верхняя часть тела значительно меньше и уже нижней, спина имеет явный прогиб, бедра не пропорциональны груди. Далеко до пропорций «золотого сечения». А ведь именно наблюдение таких пропорций — в природе ли, в рукотворных вещах ли — способствуют формированию так называемого эстетического идеала, появлению ощущения красоты и гармонии. И — соответственно — наблюдение искаженных пропорций ведет к формированию дисгармоничного взгляда, отсутствию художественного вкуса, стиля
Клодин, дочь оборотня. Для детей от 6 лет |
Рога, клыки и шрамы
Существует мнение, что использование в качестве героев монстров, изображенных не ужасными, а милыми — это возможность избавить детей от страхов. Но реальные детские страхи имеют мало общего с персонажами «Монстр Хай». Такие страхи обычно бесформенны: дети боятся
Страница из книжки загадок. Будь уникальной, будь монстром. 12+ |
Шмотки и мальчики
К вопросу о целевой аудитории. Герои сериала — в основном —
Но главное — в нашем мультике нечего осмыслять. История для детей должна заключать в себе
Говоришь ли ты на языке зомби? 12+ |
В качестве итога приведем мнение детского психолога Анны Храмовой:
«Очевидно, что разработчики опираются не на истинные потребности психики ребенка, которая стремится к развитию, а на внешние реакции, инстинктивные. Уродливые мертвые девочки, то есть форма исполнения — это еще полбеды. Бывает, что за жутковатой формой есть суть. Расстраивает примитивизм и вульгарность героев. В 12 лет мой сын читает „Над пропастью во ржи“. Форма там тоже „недетская“ — и алкоголь, и нецензурная лексика. Но в книге есть очень важный момент — перелома, перехода внутри подросткового кризиса, состояние „пустыни“, одиночества ребенка. Это ощущение подростку трудно выразить словами — а художественное произведение может помочь. Родителю важно разобраться, зачем ребенку это нужно. В данном случае — разве что для того, чтобы ребенок не расстраивался, чувствовал себя нормальным членом общества, принятым. Ведь эти куклы в детском коллективе создают среди девочек определенную статусность. Вот это беда, на мой взгляд. Я
А вот, для интереса, выдержки из дневников, которые продаются вместе с куклами:
Клодин Вульф,
4 августа
Я ненавижу, ненавижу, ненавижу жить в одной комнате со своей сестрой. Хоулин рычит во сне, она носит мою одежду, а на прошлой неделе ее обрызгал скунс, это означает, что когда она принимает ванную, а делает она это нечасто, она воняет на всю комнату. Я надеюсь, что она подхватит блох. Хотя тогда она заразит ими меня…
7 августа
Я должна серьезно подумать над тем, что надену в свой первый день в школе. Я не имею в виду, что беспокоюсь о том, что
Дракулаура, дочка вампира
29 августа:
Джексон Джекилл пригласил меня сегодня на прогулку, которая была жутко восхитительной до тех пор, пока он не попросил его укусить. Я думала, он просто пошутил, но он был совершенно серьезен. Когда я спросила его, зачем ему это, он ответил, что не хочет быть единственным человеком в «Монстр Хай». И что, если он станет вампиром, то легко вольется компанию и мы сможем встречаться. Он был так мил, но я сказала ему что я вегетарианка, и это означает, что я не могу его укусить. Догадываюсь, что он был разочарован, но я сказала ему, что несмотря на то, что он человек, он все равно вольется в компанию и мы сможем встречаться. Это, кажется, немного успокоило его, но я не думаю, что он отказался от идеи уговорить меня укусить его.
Текст — Анна КУНЕРТ, фото — Виталий НЕВАР