Регулярные споры о «калининградской идентичности» обусловлены зажатостью Калининграда между двумя временами, довоенным и настоящим, и неспособностью региона принять свое прошлое. Такое мнение доцент БФУ им. И. Канта, кандидат философских наук Андрей Тесля высказал в авторской статье на сайте проекта «Открытый университет».
«Мало где еще в России столь регулярно и напряженно переживают и спорят по поводу „местной идентичности“. Здесь это постоянный больной вопрос, осложненный фантомными страхами центра перед неким „сепаратизмом“ и „германизацией“ <...>, - пишет Тесля. — Эти страхи особенно любопытны, говоря не столько о местных настроениях, сколько о взгляде из центра, постоянно ждущего и страшащегося бегства от него и сомневающегося, можно ли быть лояльным, не будучи ни подкупленным, ни напуганным, желать оставаться в России по собственной воле».
«Облизывание немецкого»: как калининградские СМИ боролись с «германизацией»
По мнению ученого, «невозможность найти свой образ, определить себя» выражается в большом количестве вариантов самоопределения: «Здесь и Восточная Пруссия, и Русская Прибалтика, и анклав с эксклавом, и непотопляемый авианосец, и трофей — и имя города и области, никому не любезное, но отказаться от которого невозможно. Ведь тогда останется либо возвращаться к немецкому названию, либо придумывать нечто головное, сугубо умышленное, — а возвращаться не получится не только потому, что от старого немецкого города мало что осталось, так и в первую очередь потому, что между старым и новым нет главного — преемственности жителей». В качестве обратного примера автор пишет о Кельне, Франкфурте и Варшаве, от которых «тоже осталось почти ничего».
Именно неспособность принять собственное прошлое Тесля называет «основной калининградской чертой», которая отличает местных жителей от жителей других российских регионов. «Здесь, где все „понаехавшие“, где самый коренной из коренных обитателей — калининградец в третьем поколении, мало какая тема более популярна, чем обсуждать, что, после того как „понаехали“, все стало не так», — отмечает он, добавляя, что Калининград — это «Россия в миниатюре, не знающая, что делать с собственным советским прошлым».
© 2003-2025