Ришар Бона — член «клуба лучших басистов мира» — сыграет у нас 6 августа.



Биография Ришара Бона столь же невероятна, как и его творчество. Мальчик из камерунской деревни где-то в западной части Центральной Африки совершил путь до Парижа, а оттуда до Нью-Йорка — исключительно благодаря своему таланту и всесокрушающей энергии. Сегодня его называют «африканским Стингом», критики хором хвалят элегантный мелодизм, мягкий вокал, чувственное исполнение — так что 6 августа на сцене Летнего театра перед нами предстанет абсолютный мастер своего искусства!

Конечно, многое закладывается в детстве, а Ришара, родившегося в 1967 году, музыка окружала с первых дней. При рождении он получил имя Bona Pinder Yayumayalolo, из которого впоследствии появилась его новая фамилия — Бона. Дедушка был знаменитым перкуссионистом и  «гриотом» — в Западной Африке так называют бродячих певцов-сказителей. Их мастерство передавалось из поколения в поколение. Когда-то гриоты были важными людьми племени и исполняли множество функций: от воспитания наследников вождя племени и общения со злыми духами до сказаний и музыкального сопровождения всех торжеств и церемоний. В своих интервью Бона часто говорит, что именно дед-гриот был первым музыкантом, оказавшим на него влияние и разглядевшим его талант.

Мать Ришара — певица, все четыре сестры по воскресеньям пели вместе с мамой в местной церкви (дома, соответственно, репетировали). Уже в четырёхлетнем возрасте мальчик начал играть на балафоне — это африканский ударный музыкальный инструмент из прямоугольных деревянных дощечек, соединённых кожаными ремешками. Семья была небогатой, многие музыкальные инструменты Ришар делал своими руками, включая флейту и гитары. Так поступали все мальчишки в африканских деревнях, так что, вспоминая своё беззаботное и неимущее детство в саванне, Бона только смеётся: «... Я покрутился возле мастерской по ремонту велосипедов, и как только слесарь ненадолго отвернулся, я положил в карман пару тормозных кабелей, а позже использовал их для своей гитары». Он репетировал по 8-12 часов в день, довольно скоро начал принимать участие в церемониях, играть на свадьбах и крещениях. Важная деталь: оказалось, что Ришар — гениальный самоучка. Стоило ему внимательно присмотреться, как человек играет на каком-то инструменте, и вскоре он уже сам мог это повторить.

В конце 70-х удалось перебраться в один из крупнейших городов Камеруна, Дуала, где отец Ришара получил работу водителя грузовика. Целыми днями Бона упражнялся в игре на своих самодельных инструментах и почти не появлялся в школе, зато его часто можно было встретить в местном ночном клубе — на сцене, в джем-концерте со школьным наставником, а по совместительству настоящим мастером африканского стиля бикутси, Месси Мартином. Эти выступления принесли Бона первый заработок, который он с радостью потратил на покупку настоящей гитары.

В 1980 году тринадцатилетний Ришар Бона собрал свою первую группу и выступил с ней во французском джаз-клубе в Дуала. Владелец клуба подружился с ним. Этот человек привез с собой в Камерун 500 джазовых альбомов, и Ришар прослушал их все, самостоятельно учась читать и писать музыку. Когда он добрался до композиции «Портрет Трейси» в исполнении легендарного Джако Пасториуса, он был ошеломлен стилем его игры  — «...раньше я и не думал даже играть на басу, но когда я услышал эту музыку, то даже пошел проверить скорость пластинки. Я думал, что она крутится быстрее, чем нужно». После этого подросток переключился на бас-гитару.

В возрасте 22 лет Бона эмигрировал в Германию, изучал музыку в Дюссельдорфе, затем переехал во Францию, где продолжил учёбу. Параллельно играл в различных джаз-клубах. Наконец, в 1995 году Ришар Бона обосновался в Нью-Йорке. Очень скоро его имя стало звучать в профессиональных кругах. Сам Бона так говорит о Нью-Йорке: «... В этом городе 120% джаза! Как только где-то открывается дверь, нужно прыгать внутрь!». Буквально через несколько недель после того, как в одном из клубов его заметил Джейк Холмс, старый приятель Гарри Белафонте, Бона стал музыкальным директором, басистом и аранжировщиком последнего. Белафонте — мощная личность, сподвижник Мартина Лютера Кинга, его соратник по борьбе за гражданские права и в то же время важная фигура в музыкальной истории, человек, который ещё в 60-х миксовал соул, калипсо, креольскую музыку и румбу с джазом. Вслед за этой коллаборацией последовали совместные проекты Ришара с такими величинами музыки, как Майкл Бреккер, Пол Саймон, Чака Хан, Чучо Вальдес, Хэрби Хэнкок, Бобби Макферрин.

Кроме музыки, Ришар Бона преподаёт джаз в Нью-Йоркском университете. В 2015 году открыл вместе с ресторатором Лораном Дантонионом клуб «Bonafide» в Нью-Йорке. Бона — самоучка, говорящий на 11 языках. Некоторые песни он исполняет на родном наречии банту, языке дуала.

Билеты в продаже:

магазин «Пирамида» (Черняховского, 14-18);

электронный билет на сайте фестиваля;

Кассир.Ру


1008
Реклама. Музыкальный фестиваль «Калининград Сити Джаз»

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.