Сельское хозяйство: рекорды, запутавшиеся в проблемах

Продолжается подведение итогов 2009-го сельскохозяйственного года. Несомненные успехи оказались плотно переплетенными со столь же несомненными проблемами.

В России собран хороший урожай зерновых. Страна полностью обеспечивает себя продовольственным зерном. Для этого достаточно 80 миллионов из собранных 100 миллионов тонн.

Свою весомую долю успеха внесли и калининградские хозяйства. Средняя урожайность, по данным Минсельхоза РФ, составила 41,7 ц с га. Впереди с 45,4 центнерами только Краснодарский край, всероссийская житница. Для сравнения, Россия в целом получила на круг по 26 ц с га.

Однако хороший урожай оборачивается не меньшими проблемами, чем недород. Второй год подряд аграрии не могут реализовать собранное зерно по экономически обоснованным ценам. Нынешняя биржевая цена в 3,50 рубля за килограмм пшеницы не дает хлеборобам возможности даже элементарного выживания.

По мнению руководителей одного из крупных хозяйств Калининградской области «Новое поле», нашим аграриям как-то справиться с «перепроизводством» помогла география. Зерно, выращенное в регионе, находящемся внутри Европейского Союза, можно продать на экспорт с минимальными транспортными издержками. 8 из 10 тысяч тонн зерна, собранных «Новым полем», ушли на экспорт по 5 рублей.

Но надолго ли открыто это «окно возможностей»? Евросоюз водит ввозные таможенные пошлины, защищая свой рынок в кризисный период…

Наше государство постоянно говорит о поддержке отечественного сельхозпроизводителя. Организует «зерновые интервенции», выкупая зерно по минимально приемлемой цене. Или стимулируя экспорт дотациями – в этом году, например, давали по 50 копеек за каждый килограмм отправленного за рубеж зерна. Но кризис сбыта так и не преодолен.

Да и помощь почему-то не до всех доходит. В том же «Новом поле» так и не получили «экспортного» полтинника – мол, судно с уже отгруженным зерном не успело выйти из порта до Нового года, и вообще, в бюджете денег уже нет… А разве в этом есть вина тех, кто хлеб вырастил? Между прочим, речь идет о 4 миллионах рублей.

Немало и других препятствий, стоящих на пути развития российского сельского хозяйства. Кризис резко, в 2,5 раза обрушил цены на зерно, зато в России непонятно почему с ноября цена на самое распространенное удобрение – селитру – выросла с 4 до 7,5 тысяч рублей за тонну. Резкий рост кадастровой стоимости земли так же резко поднял налоговые платежи.


Очень многие не могут застраховать урожай из-за непомерных аппетитов страховщиков. А все же пойдя на эти большие траты, остаются буквально кинутыми! Так, хозяйства, застраховавшие озимые посевы в 2008 году, до сих пор (!) не получили положенной компенсации от страховых компаний.    

Есть и наши, местные закавыки. Областное ГИБДД ограничивает или даже запрещает передвижение крупной сельскохозяйственной техники по дорогам региона. Требуют огромного количества всяких согласований и разрешений – «дороги узкие, габариты техники не соответствуют нормативам». Но других же дорог у нас нет! И что – не сеять? Не собирать урожай?   

«Государственная помощь не просто нужна, без нее селянам просто  не выжить, – считает учредитель ООО «Новое поле Александр Гирзекорн. – С помощью действенной системы государственных субсидий и дотаций хозяйства ЕС, наши соседи-конкуренты ушли от нас далеко за горизонт.  Чтобы нам их догнать, такая же системность в поддержке хлеборобов должна появится и у нашего государства».

Без этого сельское хозяйство ждет технологический застой и даже откат. А очень многих сельхозпроизводителей – разорение. Надо реально смотреть правде в глаза: даже в таком статистически передовом по урожаям регионе, как Калининградская область, далеко не все хозяйства могут, как упоминавшееся «Новое поле», вкладывать миллионы евро в покупку новых земель и повышение их плодородия. Вкладывать в высокотехнологичную дорогостоящую сельскохозяйственную технику и обучение персонала работе на ней, в инфраструктуру – строя элеваторы, мастерские, АЗС, жилые дома.   

«Государство продекларировало: выращивайте больше продукции, повышайте урожайность! Мы ответили на этот призыв – собираем европейские урожаи, по 35 ц с гектара рапса и по 60 центнеров пшеницы – говорит А. Гирзекорн. – Теперь слово за государством. И его реальное наполнение покажет, нужно ли России современное и эффективное сельское хозяйство, и насколько недавно провозглашенная Доктрина продовольственно безопасности РФ является руководством к действию».

По идее, векторы интересов селян и государства совпадают. А на практике?

А пока крестьяне еще не потеряли надежды на лучшее и готовятся к весенним полевым работам. Принесет ли их труд удовлетворение или разочарование, покажет осень.    
1309
Реклама.

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.