Лица «янтарной» национальности: в Вильнюсе пройдет крупнейшая выставка янтаря

С 8 по 11 марта в Вильнюсе состоится Международная выставка ювелирных изделий Балтики «Amber Trip-2017». В интервью «Новому Калининграду.Ru» организатор и идеолог выставки Гедрюс Гунторюс рассказал о её отличиях от предыдущей, порассуждал на тему тенденций развития янтарной индустрии и подчеркнул важность проведения подобных мероприятий.


— Гедрюс, эта выставка — уже 14-я по счету. Вы её рассматриваете как подготовку к юбилею или работаете в текущем режиме?

 — Мы, конечно, обращаем внимание на юбилейные даты, но каждая выставка у нас как будто заново рождается и преподносит новые сюрпризы и вызовы. Каждый год ведь складывается по-разному: то экономический кризис, то янтарный, то политический — мы, как организаторы первой в году выставки, чувствуем, какие вопросы надо будет решать янтарному и ювелирному бизнесу в текущем временном отрезке, чувствуем пульс и движение янтарщиков Балтийского региона — я имею в виду всех представителей отрасли вне зависимости от паспорта.

— Насколько я знаю, в этом году Amber Trip переезжает на новую площадку?

 — Да, если первая наша выставка проходила в городской ратуше, а двенадцать последующих — в конференц-центре отеля «Radisson», то в этом году мы переезжаем в Litexpo, крупнейший выставочный центр в странах Балтии. Мне, как организатору, всегда хотелось предоставить как можно больше удобств и для продавцов, и для покупателей. С этой точки зрения «Radisson» был удобен для нас, хотя и накладывал некоторые ограничения — главным образом потому, что конференц-центрвсе-таки не предназначен для крупномасштабных экспозиций. В Litexpo мы не собираемся занимать сразу все площади — ограничимся одним из главных залов, но он, можно сказать, «дышит» ювелирным оттенком. Не могу сказать, что именно мы были инициаторами переезда, поскольку процесс этот долгий и очень трудоемкий — скорее звезды сошлись таким образом, что мы решились перебраться туда, где нас давно ждали.

— Можно ли говорить об увеличении количества участников в связи с переездом?

 — Несмотря на то, что у нас есть внушительный лист ожиданий, насчитывающий порядка 30–40 компаний, в этом году мы не ставили себе такой задачи. Увеличение произошло скорее по метражу, если так можно сказать: в прежнем конференц-центре зачастую невозможно было полностью удовлетворить запросы того или иного участника по площади — там её просто не было. Здесь же лишь некоторым компаниям достались маленькие стенды, потому что все хотят большие экспозиционные площади. То есть количество участников не увеличилось, но должно вырасти качество экспозиции. Вместе с переездом в «Litexpo» мы переходим на качественно новый уровень.

02-1.jpg02-2.jpg02-3.jpg

— Какие тенденции ожидаются в янтарной отрасли в этом году?

 — Отвечать на этот вопрос, наверное, несколько преждевременно — тенденции проявятся непосредственно в ходе выставки. Можно уверенно говорить лишь о том, что рынок немного приостановился. Во времена, когда янтарный бизнес был взвинчен в ценовом отношении, некоторые участники говорили: «Зачем мне ехать на выставку, если ко мне клиенты приезжают домой?». Сейчас так никто уже не говорит — все едут искать тех самых пропавших клиентов, которые раньше приезжали на дом.

Я всегда говорю янтарщикам Балтийского региона: чем больше будет выставок, подобных нашей, тем лучше для самого камня. Мы получаем возможность заявить о себе конкурентам, занимающимся обработкой других ювелирных материалов. В Калининграде в прошлом году прошел всероссийский янтарный форум, а в этом году с 28 по 30 июля должен пройти уже международный форум, и мы только приветствуем проведение подобных мероприятий. Мы заинтересованы в том, чтобы таких событий было больше не только в России и Литве, но и в Латвии, Польше, Скандинавских странах.

Китай уже перестал «кушать» янтарь, переключившись на его обработку, и мы видим, что надо искать другие ниши. В данный момент покупатели регистрируются для участия в вильнюсской выставке, и я вижу, что активность Европы по сравнению с другими годами растет, в то время как Китай уходит на нормальную покупательскую позицию. Более того, я как представитель кластера, состоящего из 40 крупнейших литовских компаний, могу сказать, что благодаря непрекращающейся работе (порой с ощутимо меньшей выгодой) с Америкой и Европой даже тогда, когда Китай переплачивал, они сейчас плавно выходят из «китайского кризиса». Те же, кто за 1 доллар «продал» Америку и Европу, выстраиваются в очереди за клиентами. Так что Китай уходит, но Европа и Америка возвращаются полностью.

— География покупателей находит свое отражение в дизайне изделий?

— Есть, наверное, отдельные вещи, про которые мы можем говорить: китайский дизайн или, например, русский дизайн. Но когда мы говорим про дизайн, который покупается, то здесь все решают глобальные тенденции, привязаться к конкретной стране довольно трудно. Порой, конечно, говорят: «Россия не умеет обрабатывать янтарь — только передает сырье» — да, есть такая проблема, потому что мешок рядом лежит и очень легко его перебросить через забор. Но есть ведь такие компании, как «Янтарный Ювелирпром», студия «Дарвин», «Сувениры Балтики», имеющие свое производство, суперхудожников и являющиеся пионерами янтарной отрасли.

01 - 1.jpg01-2.jpg01-3.jpg01-4.jpg01-5.jpg

Мы всегда говорим: для нас паспорт неважен, если у вас красивые изделия — приезжайте работать. Для многих российских компаний, принимающих участие в нашей выставке, она становится платформой для последующего выхода на Европу, Америку и даже Китай. Чем отличаемся конкретно мы, как организаторы «Amber Trip»? Тем, что стараемся решить все проблемы, с которыми сталкиваются участники и покупатели: будь то таможенные, государственные или визовые вопросы.

— Одновременно с выставкой проходит и международный конкурс ювелирного искусства. Насколько это важная составляющая Amber Trip?

— Очень важная, поскольку благодаря ей мы видим, куда, в какую сторону двигаются наши дизайнеры. Изначально ведь мы, коммерсанты, их не всегда понимаем, а потом, когда начинаем понимать, делаем то, что они сообразили два-три года назад. Я не знаю, как можно проводить подобный форум, выставку или аукцион без такого рода конкурсов. Мы считаем это своим обязательством, которое мы обязаны выполнять, хотя это удовольствие очень дорогое и всегда есть соблазн от него отказаться.

1340
Бизнес
Источник: Гедрюс Гунториус (Giedrius Guntorius)