Директор медицинского института БФУ им. И.Канта, профессор Сергей Коренев рассказал о подготовке врачей и медсестер и о том, что нужно сделать, чтобы решить проблему с дефицитом кадров в больницах.
— Сергей Владимирович, подготовка медицинских кадров для наших больниц и поликлиник — очень актуальная тема. Как она ведется в мединституте БФУ им. И. Канта?
— Мы должны обеспечить большой по количеству, но при этом очень качественный выпуск медицинских специалистов. Когда меня в свое время сюда пригласили, мы сели за стол с ректором университета Андреем Клемешевым и пришли к одной простой формуле — «мы выпускаем только тех врачей, у которых сами готовы лечиться». Это тот принцип, от которого мы не отходим уже более 10 лет. Медицинское образование — особое, это долгий и очень трудный процесс. Чтобы получить право для самостоятельной работы врачом, нужно учиться сначала шесть лет, чтобы получить диплом. По современным требованиям дипломированный выпускник проходит аккредитацию и получает возможность работать участковым терапевтом. Но для получения узкой специализации нужно после диплома получать образование в ординатуре. Поэтому подготовка врача — это путь очень длинный, занимает от 8 до 11 лет.
Требования к студентам тоже особые. В нашем мединституте — обязательная шестидневка, ребята учатся порой допоздна. Обязательно посещение всех лекций и отработка пропущенных занятий — ведь будущий медик не может иметь пробелов в образовании. Конечно, требования к подготовке медиков в России очень жесткие, но это абсолютно оправданно: «на выходе» им доверяются самое главное — здоровье и жизнь.
— В области сегодня не хватает как врачей, так и медсестер. Как помогает справиться с этой проблемой ваш мединститут, ведь он работает уже 10 лет?
— Надо понимать, что за 10 лет существования мединститут физически не мог закрыть всю потребность в кадрах — ведь многие продолжают и сейчас обучаться в ординатуре. Но я думаю, что лет через 8–10 мы подойдем к той ситуации, когда у нас подавляющее большинство врачей в области будут нашими выпускниками. Что касается среднего медицинского звена — мы несколько лет назад резко увеличили прием студентов, чтобы полностью закрыть проблему в ближайшие три года.
— Мединститут раньше принимал на среднее медицинское образование выпускников 11-х классов, и только несколько лет назад начал принимать выпускников 9-х классов. Почему?
— Подготовкой кадров для среднего звена мы занимаемся с 2007 года, когда правительство области передало университету медицинский колледж. При этом подготовка осуществляется по тем же объемам и стандартам, которые были в прежние времена. 70% наших преподавателей — те же, кто готовил специалистов среднего медицинского образования и раньше. При этом теперь будущим специалистам среднего медицинского образования стали доступны многие фундаментальные университетские дисциплины — генетика, иммунология, иммуногистохимия
— Куда потом идут работать ваши дипломированные медсестры и медбратья?
— Вот здесь начинается проблема. Если вы помните, раньше колледж выпускал медработников — и практически все трудоустраивались. Но был один очень важный момент — действовала система распределения, и все выпускники обязаны были ехать работать туда, куда их направляли после колледжа. Сейчас распределения нет. Даже те, кто учится за счет бюджета, имеют полное право самостоятельно решать, ехать им в Славск или Краснознаменск, к примеру, или устраиваться в косметологические салоны в центре Калининграда, а наши выпускники там очень востребованы.
— А районные больницы области их вообще ждут? Главврачи приходят к вам за свежими кадрами?
— Это вторая часть проблемы. За всё время существования мединститута по этому вопросу я видел в своем кабинете только двух главных врачей. И ни одной главной медицинской сестры, ни одного начмеда районных больниц. Разве что «взрослая» и «детская» областные больницы системно и активно работают с нашими студентами на этапе обучения. Более того, вы не поверите, но мне до сих пор поступают звонки от главврачей из районов с вопросом: «Когда будет распределение выпускников?». Они просто не знают, что распределения у нас в стране давно уже нет!
Стоит рассмотреть возможность разработки областной целевой программы под условным названием «Земский фельдшер», которая позволит специалистам среднего медицинского образования закрепиться в районах области. Будем надеяться, что новый состав минздрава области на это обратит пристальное внимание. Мы хотим, чтобы главный врач районной больницы переживал за свои будущие кадры, подыскивал их у себя в районе, подписывал договор и передавал нам. А мы бы обучали и возвращали в районные больницы подготовленных специалистов.
— Но будущих врачей, насколько нам известно, вы по таким целевым направлениям обучаете?
— С будущими врачами — да, ситуация иная. Половину студентов мы набираем по целевым направлениям. Но здесь, по моему мнению, программу логичнее было бы переформатировать. Подготовка врача, как я уже говорил — процесс очень длительный. Общую долгосрочную стратегию развития системы здравоохранения и кадровую её составляющую в каждом районе, по логике, нужно разрабатывать на уровне минздрава, а не районной больницы.
— Чем отличается подготовка врача от подготовки медсестры?
— Это совершенно разная идеология образования — у нас не пересекаются ни преподаватели, ни учебники, ни программы. Если выразить отличие одной фразой, то на среднем образовании — мы учим делать, а на высшем — мы учим думать. Но, конечно, и среди выпускников среднего звена есть те, кто хочет затем стать врачом — таких у нас каждый год 10–15 человек.
— Мы знаем, что медицинский институт уже завоевал почет и уважение в России. Скажите, а есть ли у института международные контакты?
—
С другой стороны — у нас регулярно преподают ведущие профессора европейских университетов. Только за последние два месяца наши студенты прослушали лекции и приняли участие в круглых столах с профессорами из Бельгии, Германии, Израиля. Ну а один из ведущих гинекологов Германии, президент Европейской ассоциации по лечению эндометриоза, профессор А. Эберт (Берлин) стал штатным сотрудником нашего института.
— Что вы можете посоветовать школьникам, которые думают над тем, идти ли им в медицину?
— У нас есть подготовительные курсы, где ребята, с одной стороны, учатся практическим навыкам — измерить давление, остановить кровотечение, ходят в больницы, присутствуют на операциях. С другой стороны, в процессе обучения они понимают — их это призвание или нет. В первую очередь надо понимать — чтобы стать врачом, нужно долго, тяжело и упорно учиться, практически всю жизнь. Очень важно иметь желание помочь человеку, быть готовым отбросить все свои дела, если тебя ждет пациент. Медики — это в хорошем смысле особая каста людей, у которых свой юмор, свои кумиры, свои песни. Медицина — это особый образ жизни, где надо многим жертвовать во имя больного. Хотелось бы, чтобы ребята, которые приходят к нам, это очень чётко понимали.