Александр Рольбинов: «Дорогу осилит идущий»

Инфраструктура – это наше все. С ее развитием связаны и приток инвестиций в регион, и комфортность проживания населения. В ходе ноябрьского визита премьер-министра Владимира Путина в нашу область о нынешнем состоянии и дальнейших перспективах крупных инфраструктурных проектов докладывал министр развития инфраструктуры регионального правительства Александр Рольбинов, находящийся на этом посту уже пять лет. Мы попросили его дать более развернутую картинку светлого будущего нашего региона.

– Александр Семенович, разрешимы ли инфраструктурные проблемы нашего региона в принципе? И сколько времени потребуется на создание комфортной и экологически состоятельной среды для жизни граждан и развития экономики?

– Ну, думаю, я не открою Америки для читателей «СтройИнтерьера», если скажу, что развитие экономики области в связи с ее географическим положением в значительной степени зависит от качества связи нашей эксклавной территории с регионами России, а также от возможности реализации внешнеэкономических связей для обеспечения приграничного сотрудничества и торговли. Важная роль при этом отводится автомобильным дорогам области. Дороги, ведущие к погранпереходам, по сути являются трассами федерального значения. Ведь Кенигсберг исторически находился на пересечении караванных путей, был еще в Средние века ганзейским торговым городом. Поэтому инвестиционная привлекательность нашей территории зависит от эффективной работы пунктов пропуска на российско-польской и российско-литовской границе. На сегодня в нашем регионе различными нормативными актами установлено 25 пунктов пропуска, однако реально функционируют только 20, восемь из которых – автомобильные. Понятно, что мы должны эффективнее использовать свои транспортно-логистические возможности. Для этого необходимо наладить хорошую работу существующих пограничных пунктов пропуска и заниматься их развитием. Небольшая площадь области (15,1 тыс. кв. км), а также относительно малая протяженность позволяют создать кратчайшие транзитные коммуникации, связывающие Россию с Западной Европой. К слову, протяженность дорог общего пользования Калининградской области составляет около пяти тысяч километров.


– Пару месяцев назад на конференции в Череповце премьер-министр Владимир Путин особо отметил, что необходимо развернуть работу на Северном и Южном обходах Калининграда, чтобы решить проблему грузового и автомобильного транзита в регионе. И что же делается в этом направлении?

– Над этими задачами мы как раз работаем. В рамках целевой программы «Росграница», рассчитанной до 2020 года, планируется реконструкция российско-литовского погранперехода «Пограничный – Рамонишкяй», а также начало строительства нового моста через реку Неман в Советске. Соглашение о строительстве было подписано в октябре во время заседания российско-литовского совета, сопредседателем которого с российской стороны является министр транспорта РФ Игорь Левитин. Мы на средства регионального бюджета начали строить дорогу в обход Советска, но с финансированием возникли проблемы. Решение было найдено во время ноябрьского визита Владимира Путина в Калининград: дорога в обход Советска путем передачи этого объекта на баланс в федеральную собственность будет строиться за счет федеральных средств. Это важный инфраструктурный проект для нашего региона. Строящийся Берлинский мост увеличит пропускную способность трассы до международного автомобильного пункта пропуска «Мамоново II – Гжехотки. Сейчас проектируем строительство дороги в обход Гусева. Могу сказать, что в нашей области с учетом строительства новых дорог в обход приграничных городов формируется понятная, выверенная по логистике транспортная схема.

– Как эта схема выглядит на деле? Что построено, что в процессе?

– Без ложной скромности скажу, что сделано уже немало. В настоящее время завершены строительством:

– первая очередь автодороги Калининград – Мамоново-2 (пос. Новоселово) – граница Республики Польша, устройство разделительных полос на этой трассе перед МАПП «Мамоново II» на границе с Польшей;

– обход поселка Чернышевское на автодороге Калининград – Черняховск – Нестеров до границы с Литовской Республикой;

– обход Багратионовска, ведущий к грузовому многостороннему автомобильному пункту пропуска на границе с Республикой Польша «Багратионовск – Безледы»;

– первая очередь кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны – автомобильная дорога Калининград – Зеленоградск с подъездом к аэропорту Храброво;

– южный обход Калининграда (2-я очередь) на участке от автодороги Калининград – Долгоруково до ул. Емельянова, являющийся составляющим звеном ответвления № 1-А трансъевропейского транспортного коридора Рига – Калининград – Гданьск.

Продолжается строительство:

– обхода города Советска с новым мостовым переходом через реку Неман на автодороге Гвардейск-Неман до границы с Литовской Республикой;

– следующей очереди кольцевого маршрута – автодороги от Зеленоградска до Светлогорску с подъездом к городу Пионерскому;

– приступили к реконструкции мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя на Южном обходе города Калининграда (строительство так называемого Берлинского моста и подходов к нему).

Также в планах развития туристических зон Калининградской области предусмотрена реконструкция автомобильной дороги Зеленоградск –Морское, проходящей по федеральному национальному парку «Куршская коса». Продолжение строительства Приморского кольца, реконструкция Окружной дороги Калининграда, дороги от Калининграда до Нестерова, которая начнется уже в этом году.

В долгосрочной перспективе необходимо построить новый мостовой переход через морской канал в западной части Калининграда, что даст возможность закольцевать Северный и Южный обходы города и осуществлять прямой выход автотранспорта с портовых терминалов Балтийска, Светлого, и других городов области непосредственно на автодорогу Калининград – Мамоново-2 (пос. Новоселово) – граница Республики Польша, ведущую к погранпереходу с Республикой Польша. Все это позволит в будущем разгрузить уличную сеть Калининграда.

– Ну, здесь хоть картинка вырисовывается. А какие перспективы у морского транспорта? Наши незамерзающие порты когда-нибудь составят конкуренцию соседям?

– Да, калининградское направление в сфере морских грузоперевозок сложное и не очень конкурентоспособное. Нам мешает недостаточная глубина канала – всего 8-10 метров, ограничение по прохождению судов (в основном это одностороннее движение по морскому каналу длиной более 40 км). Имеются ограничения по входным молам. Так, к примеру, если скорость ветра более 18 метров в секунду, то канал закрывается. Это приводит к срыву сроков на загрузку-разгрузку судов и соответственно отражается на времени доставки груза. Чтобы решить эту проблему, Министерство транспорта РФ планирует в следующем году начать разработку проекта строительства глубоководного порта в Калининградской области. Его месторасположение еще не утверждено. Рассматриваются два варианта: в районе Бальги и в Приморской бухте. Планируемый грузооборот порта – 131 миллион тонн, значительную часть его должны составить контейнерные перевозки (118 миллионов тонн). Мы видим, что уже сейчас терминалы не справляются с идущим объемом грузов из-за отсутствия площадей.

– Александр Семенович, еще одна причина, мешающая увеличить грузопоток в регион, – высокие железнодорожные тарифы по Литве и Белоруссии. Как утверждают грузовладельцы, сегодня стоимость перевозки груза за километр в Литве в пять раз, а в Белоруссии – в три раза больше, чем в России. В результате отгрузка через Калининградский порт становится экономически невыгодной, и товары идут через Клайпеду или Усть-Лугу. И перспективы у Калининграда в этом плане достаточно неопределенные, учитывая, что к 2013 году порт в Усть-Луге должен заработать на полную мощность.

– Конечно, у нас одна железнодорожная ветка с Клайпедским портом, и мы ведем бесконечные переговоры по тарифной политике. Но на конкурентоспособность наших портов влияют не только железнодорожные тарифы, но и другие составляющие, к примеру, долгая растаможка грузов. К сожалению, эти вопросы не в нашей компетенции. Поэтому выход у нас один – специализация портов по тоннажу судов и характеру грузов, что в действительности и происходит. Ведь крупнотоннажные суда сегодня не могут пройти по Калининградскому каналу. Хочу заметить, что последние две аномально холодные зимы в нашей стране показали, что существуют определенные сложности с перевалкой в это время года товаров через Усть-Лугу и Санкт-Петербург. Поэтому для России важен Калининград с его незамерзающим портом, и есть надежда на строительство еще одного.

– А как выглядит структура энергоснабжения Калининградской области: сколько электроэнергии мы сегодня производим сами, сколько закупаем и у кого?

– На сегодняшний день потребители Калининградской области получают электроэнергию из двух источников: ТЭЦ-2 и за счет перетоков из-за пределов региона – из Литвы. Максимальная пропускная способность трех высоковольтных линий 330 кВ (Советск – Клайпеда, Советск – Круонис, Советск – Юрбаркас) и трех ВЛ 110 кВ, по которым осуществляются поставки электроэнергии в регион, составляет 680 МВт. Ввод в эксплуатацию второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 в декабре 2010 года (450 МВт) позволил увеличить установленную мощность электростанции до 900 МВт. Так что начиная с 2011 года, после выхода Калининградской ТЭЦ-2 на полную мощность, выработка электрической энергии в регионе превышает потребление.

В соответствии с Генеральной схемой развития энергетики Калининградской области на период до 2016 года и с перспективой до 2022 года ежегодный рост потребления электроэнергии на 2012-2014 годы составит по основному варианту 3-4 %. Это не считая крупных инвестиционных проектов, которые или уже реализуются, или планируются к реализации. Вопрос обеспечения энергетической безопасности региона правительство Калининградской области связывает не только со строительством Балтийской АЭС, но и со строительством ТЭЦ в городах, имеющих развитую систему централизованного теплоснабжения, развитием малой и возобновляемой энергетики, развитием электросетевого комплекса. Строительство Балтийской атомной электростанции начато в 2010 году, работы ведутся в соответствии с графиком. Мощность станции составит 2300 МВт. Первый энергоблок планируется ввести в 2016-м, второй – в 2018 году.

– Очень болезненная тема – газификация. Живем в газовой державе, продаем голубое топливо в Европу, а пол-области отапливается углем. Когда газифицируем регион?

– Процесс идет, и, я бы сказал, достаточно интенсивно. У нас разработана программа газификации области до 2015 года. Результатом должно стать то, что уровень газифицированности региона достигнет 75 процентов, сейчас он действительно составляет примерно 50 процентов. В 2010 году мы расширили существующие мощности газопровода Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград для обеспечения подачи газа в регион в объеме 2,5 млрд куб. м. Потребление природного газа в 2011 году составило 1,9 млрд куб. м, в 2012-м планируется в объеме 2,12 млрд куб. м; в 2013 г. – 2,16 млрд куб. м; в 2014 г. – 2,18 млрд куб. м; в 2015 г. – 2,24 млрд. куб. м. Но с учетом реализации новых инвестиционных проектов уровень потребления реально может быть больше.

В прошлом году была проведена большая работа по газификации Гурьевского и Зеленоградского районов, в этом году голубое топливо пришло в Гусев. Построены газопровод – отвод до Гусева и автономная газовораспределительная станция (АГРС), газопровод высокого давления от Гвардейска до поселка Знаменска и от поселка Знаменска до Правдинска. Продолжается газификация Краснознаменского, Неманского районов, Гусева, Багратионовска, Янтарного городского округа. Приступили к газификации Светлого и Балтийска. В следующем году жители этих городов получат газ. Планируется построить четыре газопровода, а также уличные сети с вводом в домовладения общей протяженностью 188 километров. Эти проекты будут реализовываться совместно с Газпромом, руководство которого подтвердило, что на программу газификации выделит в этом году 350 миллиардов рублей. К концу 2012 года будет сдана первая очередь подземного хранилища газа.

– Как вы, министр инфраструктуры, оценили бы реализацию проекта под названием Калининградская область?

– Очень высоко. В отношении к Калининградской области в России и Европе сегодня формируется образ региона, учитывающего новую структуру экономики как особой экономической зоны, ее ресурсного потенциала, возможностей международной и межрегиональной российской производственной кооперации, что является стимулом для дальнейшей работы. Ведь деньги, вложенные в инфраструктуру, вернутся в новых инвестиционных объектах, в улучшенной среде для обитания. К сожалению, в советские годы наша область финансировалась по остаточному принципу, была забытым властями уголком. И только последние 6-8 лет мы видим повышенное внимание к нашему региону. Я считаю, что ключевую роль здесь сыграла позиция Владимира Путина. Будучи президентом РФ, он заявил, что Калининградская область должна стать витриной России. И сегодня мы видим, как идет реализация тех проектов, о которых мы раньше даже мечтать не могли. Это ведет к тому, что со временем наша область станет самодостаточным регионом России. Думаю, что мы не зря строим амбициозные планы. Если даже половина из них будет реализована, то это даст экономический толчок стремительному развитию области. Возможно, кому-то кажется, что инфраструктура формируется медленно, но она системно формируется, а дорогу, как известно, осилит идущий.

Текст: Наталья Будоян

Фото: Анастасия Кабакова 

На правах рекламы

1428
Реклама. Журнал "Стройнтерьер"

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.