В Историко-художественном музее пройдет выставка «Обитель богов – Индия, Непал, Шри-Ланка»

28 апреля в 16.00

в Калининградском областном

историко-художественном музее состоится

открытие персональной выставки

Наталии Зайцевой-Борисовой

"Обитель богов – Индия, Непал, Шри-Ланка"

(пастель, акварель, масляная живопись, смешанные техники)

Мир – это книга, и тем, кто не путешествует,

суждено прочесть лишь одну страницу.

Св. Августин


На выставке "Обитель богов – Индия, Непал, Шри-Ланка" Наталия Зайцева-Борисова впервые в Калининграде представит более 80 работ, созданных в путешествиях по странам Южной Азии. Посетители музея увидят написанные с натуры пейзажи, где изображены величественные Гималаи, древние индуистские храмовые комплексы, буддийские ступы, затерянные в горах монастыри и словно застывшие во времени патриархальные деревни. Работам Наталии присуще музыкальность, построенное на тончайших сплетениях цветовое многоголосие, уравновешенное религиозное звучание. Она убеждена, что именно в непосредственном соприкосновении с атмосферой священного места, можно отобразить в произведениях подлинную глубину увиденного. Неслучайно посетители персональных выставок художницы в Индии и Непале, преимущественно местные жители, всегда удивлялись высокой степени достоверности и точности восприятия культуры и духа этих стран, отраженных в картинах Наталии Зайцевой-Борисовой.


Философ Григорий Померанц о творчестве Наталии Зайцевой-Борисовой:

Серов говорил, что «в портрете должна быть волшебная ошибка». Если приглядеться к работам любого мастера, то можно заметить, что «ошибки» его не случайны. У них один тип, один склад. Это почерк мастера, его личный канон, который иногда резко бросается в глаза. Так, Эль Греко дерзко перенес всем известную башню из одного угла Толедо в другой. Но каноны великих древних цивилизаций так далеко не заходят. Древнеегипетские мастера и средневековые иконописцы сохраняют узнавание своих ликов. Сдвиг натуры позволяет выявить дух, к которому стремится культура, сохраняя какую-то долю естественной гармонии. Это остается и тогда, когда каноны рухнули. Это чувствуется в пейзажах великих мастеров – у Клода Моне, у Смирнова–Русецкого. Их руанские соборы, их деревья русских рощ сотканы из воздуха: это прозрачные деревья, прозрачные камни. И не напрасно Наталия Зайцева-Борисова училась своему искусству в школе Смирнова-Русецкого. Пройденная школа помогает ей сейчас искать волшебную ошибку в облаках над Гималаями и в линиях древних храмов, построенных на склонах гор и в тени ущелий.

Первые опыты Зайцевой-Борисовой связанны с традиционными русскими церквями, вписанными в русское небо, в русский пейзаж. Мы это видим в серии картин «Святыни Древней Руси». Но поиск общих законов естественного ритма и ритма построек, строители которых угадывают в кладке камней божий след, увлекли ее в Гималаи. Родились новые серии картин «Священный Непал» и «Вечная Индия». Там природа строит свои храмы, а строители передают порыв гор в небо, там природа и люди ближе друг к другу.

Художник Владимир Козьмин писал, что всякое стихотворение стремиться стать молитвой, всякая картина – иконой, и всякое здание – храмом. Эта глубокая мысль может быть развита и несколько иначе. Горы – молитвы земли, и храмы, построенные на горах и в ущельях – человеческие молитвы, вплетающиеся в хор вершин. Молитвы на разных языках, но вдохновленных тем же духом, веющим всюду, и на горах, и на равнинах. Я думаю, зрители почувствуют это единство.

Какая из этих молитв в красках больше дойдет до сердца – дело личного восприятия, и мне не хочется навязывать свое впечатление. Одни картины больше приблизились к общему замыслу, другие задержались на экзотических частностях и менее выразили цельность, надвещественность. То, что мешает одному, вдохновляет другого. И во всех случаях, эти картины – диалог в линиях и красках, диалог русского художника с культурой, казавшейся очень далекой, почти с другой планеты и вдруг сблизившейся, ставшей частью нашего дома…


Биография:

Наталия Зайцева-Борисова родилась в 1972 году в Смоленске. Училась в ДХШ и ВХШ Смоленска, затем в Витебском институте легкой промышленности (кафедра художественного моделирования). С 1994-2004 годы жила и работала в Калининграде. Здесь были написаны серии картин «Прозрачности», «Беспредельность», положено начало серии «Святыни Древней Руси». С 2005 года жила и работала в Москве и много путешествовала по Индии, Непалу и Шри-Ланке. В путешествиях по этим странам, а также России и Черногории, родились новые обширные серии ее пастелей: «Святыни Древней Руси», «Священный Непал», «Вечная Индия», «Гималаи», «Шри-Ланка. Впечатления», «Цветы Шри-Ланки».

Член Международного Союза Художников и Творческого Объединения «Родники». О творчестве Наталии Зайцевой-Борисовой высоко отзывались видные деятели культуры: философ, писатель, культуролог Григорий Померанц, поэт, философ Зинаида Миркина, художники Шавкат Абдусаламов и Сурен Айвазян, режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн, педагог Шалва Амонашвили, Марина Тарковская, Сергей Никитин, писатель Андрей Битов, искусствовед, реставратор Савва Ямщиков, режиссеры Андрей Звягинцев, Сергей Овчаров, Александр Мамин, посол России в Индии Александр Кадакин.

Картины Наталии находятся в частных коллекциях России, Польши, Германии, Швеции, Эстонии, Литвы, Индии и Непала.


Выставка работает до конца мая 2012 года.


Ждем вас!

Адрес музея: г. Калининград, ул. Клиническая, 21

Телефон для справок: 45 – 38 – 44

Справка

Историко-художественный музей

г. Калининград, ул. Клиническая, 21
496
На правах рекламы
Источник: www.westrussia.org

Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.