Обзор изменений бухгалтерского и налогового законодательства

Самый актуальный вопрос для предпринимателей сегодня – что же будет в 2013 году с малым бизнесом.

После принятия Государственной Думой нового «Закона о бухгалтерском учете» № 402-ФЗ в ноябре прошлого года, стало понятно, что грядет революция в современном Российском бухгалтерском учете. Практически весь год мы ждали пояснений. На сегодняшний день уже вступили в силу и готовятся вступить множественные поправки в законодательстве. Изменения касаются положений Налогового Кодекса РФ. Существуют законопроекты о введении патентной системы в Калининградской области, законопроект «О внесении изменений в акты по вопросам обязательного пенсионного страхования» Утверждена упрощенная форма бухгалтерских отчетов для предприятий малого и среднего бизнеса.

Итак, что же нас ждет:

Первое – это, конечно, новый Закон о бухгалтерском учете.

Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ, действующий на сегодняшний день просуществовал более пятнадцати лет. Изначально этот Закон закладывал принципы перехода на рыночный бухгалтерский учет от Советского бухгалтерского учета, который был принципиально другим, и решал совсем иные задачи (был один собственник – государство и функция учета была контрольная. Учет давал ответ на вопрос, кто отвечает за конкретное имущество).

Рыночный бухгалтерский учет рассматривает все с позиции конкретного хозяйствующего субъекта. Более того Российские Стандарты ведения бухгалтерского учета планируется привести максимально близко к Международным Стандартам Финансовой Отчетности. Еще в 2005 г. было объявлено, что Закон N 129-ФЗ  «О бухгалтерском учете»  не соответствует современным условиям рыночной экономики и существовать ему осталось недолго. Как видим «недолго» растянулось почти на семь лет. На сегодняшний день Закон принят, и вступает в силу с 01 января 2013г. Одновременно – закон № 129-ФЗ прекращает свое существование.

Что нового:

С 1 января 2013 года бухгалтерский учет в полном объеме необходимо будет вести всем организациям и Индивидуальным Предпринимателям, независимо от применяемой системы налогообложения. Это означает, что закончились времена, когда «упрощенцам» и «ЕНВДшникам» можно было ограничиться только подсчетом и уплатой налогов 1 раз в квартал. Придется вспомнить, что такое бухгалтерские записи и ведомости, а также оформлять и сдавать бухгалтерскую отчетность. А это, как известно, Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Возникает вопрос, что же делать организациям, находящимся на УСН? В форме баланса предусмотрены графы для сведений за два предыдущих года. Получается, что в балансе за 2013 год нужно указать данные за 2011-2012 гг, то есть за периоды, когда «упрощенцы» еще бухучет не вели и теоретически этих данных у компаний, применяющих спецрежимы налогообложения, и незаморачивающихся на бухгалтерском учете, нет.

Согласно существующему Приказу от 17 августа 2012 г. N 113н (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.10.2012 г.) форма бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства будет упрощена, но в балансе данные о бухгалтерском учете за предыдущие два года остаются. Значит, позаботиться о приведении бухгалтерского учета в порядок необходимо уже сегодня.

Новый Закон о бухгалтерском учете обязывает компанию организовать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни, что может быть сделано при грамотно построенном и отлаженном документообороте. А если организация подлежит обязательному аудиту, в ней следует организовать внутренний контроль бухгалтерского учета и составления отчетности (за исключением случаев, когда руководитель самостоятельно ведет бухгалтерский учет).

Революционным фактом в новом Законе являются положения о разработке новых стандартов, которые, по сути, должны заменить ныне действующие ПБУ (Положения о бухгалтерском учете). Механизм разработки данных стандартов довольно сложен и объемен по времени. Бухгалтеры должны готовиться к постоянному мониторингу нового законодательства, чтобы быть в курсе всех происходящих изменений и вовремя строить систему учета на своем предприятии в соответствии с новыми нормами. Руководители предприятий в свою очередь должны понимать, что информационное сопровождение работников ложится на их плечи. Т.е. для того, чтобы бухгалтер мог своевременно и правильно реагировать на все изменения законодательства – директор должен позаботиться о полном информировании и обучении бухгалтера.

Что касается налогового учета.

С нового года система налогообложения на ЕНВД становится добровольной. На замену ей вводится УСН на патентной системе, которой в Налоговом Кодексе теперь будет посвящена целая глава. Воспользоваться данной системой могут пока только Индивидуальные Предприниматели, но в будущем планируется отменить ЕНВД и разработать положения по введению данной системы и для юридических лиц.

А для ИП грядут серьезные изменения в размерах фиксированных страховых взносов, которые, согласно проекту планируется увеличить в 2013 году до 38 тысяч, и довести к 2015 году до 60-70 тысяч рублей в год. Но пока это проект – есть надежда, что в окончательном варианте данный закон будет более благоприятным для налогоплательщиков – Индивидуальных Предпринимателей.

Итак, изменений будет достаточно много. Заметим, что учет на предприятии служит не только для систематизации и накопления информации, но и для контроля фактов хозяйственной жизни. Поэтому организации, правильно ведущие бухгалтерский учет, уже тем самым контролируют в той или иной степени свою деятельность, другой вопрос, насколько результативен такой контроль. Если его организовать в рамках отдельной системы, дополняющей бухгалтерский учет, эффективность будет намного выше. Скорей всего к этому в результате придут все участники современного рынка, заинтересованные в наведении порядка в учете и повышении качества обслуживания клиентов. В мировой практике предприниматели пришли к тому, что функции бухгалтерского учета и контроля должны выполнять специализированные организации, потому что объем работы большой, а еще необходимо успевать мониторить все изменения в законодательстве и качественно применять их на практике. Собственник же бизнеса и его работники должны быть озадачены только функциями бизнеса и повышением производительности, не отвлекаясь на непрофильную работу.

Именно для таких целей создаются консалтинговые компании, в том числе такие как Центр консалтинга и аутсорсинга «Наше Будущее», готовые взять на себя все функции поддержки предпринимательства в области предоставления консультационных услуг по организации, сопровождению и развитию бизнеса. Компании-аутсорсеры, в том числе и наша компания, как правило, грамотно составят бизнес-план – основную составляющую успешного бизнеса; проконсультируют по финансовым и юридическим вопросам или полностью возьмут на себя обязанности по ведению бухгалтерии и юридическому сопровождению – одним словом, помогут качественно решить бизнес-задачу любой сложности.

Статья предоставлена филиалом Федеральной сети ООО «Центра консалтинга и аутсорсинга»

Г. Калининград, пл. Победы, д. 10 (БЦ «Кловер Сити-Центр»), офис 505, тел. 59-32-48

На правах рекламы
1203
Реклама.

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.