Снегоуборочная техника: снег есть, рынка – нет

Самый болезненный вопрос последних месяцев, тревожащий калининградцев практически ежедневно, – почему так плохо убирают снег в нашем городе? Особенно возмущенно его задают люди, успевшие на новогодних каникулах побывать в Центральной Европе, где при сходных климатических условиях и таком же, как у нас, уровне снега трассы и городские дороги чисто убраны. Что же опять у нас не так и почему ситуация из года в год повторяется? Начиная работу над мониторингом рынка снегоуборочной техники, «СИ» не ставил перед собой цели ответить на эти напрямую связанные с социальной политикой города вопросы. Но, начав исследовать проблему с экономической стороны и пообщавшись с основными в регионе поставщиками спецтехники, кажется, нашел ответ и на социальную составляющую проблемы. Итак, давайте по порядку…

Как складывался рынок?

Современная мобильная снегоуборочная техника стала появляться на рынке в начале 2000-х: наравне с советским наследием КамАЗа и ЗИЛа на улицах города стали попадаться компактные универсальные трактора BOBCAT со сменными насадками. Как ни странно, но именно в нашей стране к машинам этой фирмы сформировалось отношение как к снегоуборщику, в остальном мире они считаются компактной строительной техникой.

Около пяти лет назад поставщики спецтехники предложили калининградцам еще более облегченные и мобильные силовые снегоуборочные агрегаты, предназначенные как для профессионального, так и для частного использования. Сегодня на рынке без проблем можно найти технику весьма широкого круга производителей: шведскую марку STIGA, японскую HONDA, британскую AIKEN, польскую PEZAL, китайскую ASA. В частности, рынок предлагает как модели-универсалы со сменными комплектами насадок, которые работают круглый год, так и бюджетные версии небольших снегоочистителей без сменных насадок. Но, несмотря на такое кажущееся изобилие и при наличии снега на улицах, спрос на снегоуборочную технику мал и неустойчив. Предложений много, но фирм, рискующих работать по складской программе и держать технику в наличии, крайне мало. Снегоуборщик привезут, но чаще всего только под конкретный заказ. Почему же рынок снегоуборочной техники практически не сложился? Отвечая на этот вопрос, стоит уточнить, кто формирует спрос на подобного рода агрегаты.

Кто формирует спрос?

В настоящий момент основной подрядной организацией, которая занимается уборкой снега в Калининграде, является МУП «Чистота». В 2011 году предприятие заключило с городом трехлетний контракт по уборке более 900 улиц на сумму 1 млрд рублей. Вторыми по величине «уборщиками» являются ЖЭКи и управляющие компании города и области. Третий участник спроса (самый малочисленный) – частные лица и коммерческие организации. Именно этот сегмент покупателей мобильно и чутко реагирует на любую возможность оптимизации труда и является основным потребителем всего многообразия, представленного мировыми производителями спецтехники. Впрочем, и он устойчивого спроса не демонстрирует: есть снег – технику берут, нет – она лежит балластом на складах, принося убытки рискнувшим ее привезти. И если на организацию могут выписать штраф, что для предпринимателя является дополнительным стимулом позаботиться о снегоуборочной технике заранее, то калининградский частник никогда не готовит «сани» летом, предпочитая ажиотажную закупку, когда окончательно замело и оттепели не предвидится.

Какой техникой убирают?

На балансе основного участника рынка МУП «Чистота» стоит преимущественно отечественная техника (57 машин плюс 17 единиц, поступивших в начале января 2013 года на условиях лизинга). Все это – продукция заводов ЗИЛ и КамАЗ. Предпочтение отечественной технике отдается отнюдь не из-за патриотических побуждений: просто самосвал на базе КамАЗа стоит в пределах 4 млн рублей, тогда как иностранный аналог обойдется в 9 млн. Причем возраст техники можно определить по высказыванию вице-премьера областного правительства Александра Рольбинова: «До конца 2014 года планируется обновить ее (технику) таким образом, чтобы возраст машин не превышал 5-6 лет». Несмотря на «пополнение штата», техники МУП «Чистота» не хватает. Так, на организацию за некачественную уборку улиц уже составлено три протокола в отношении должностных лиц и два – на юридическое лицо. За повторную несвоевременную уборку территории должностным лицам грозят реальные штрафы в размере от 10 до 50 тысяч рублей, а юридическим – от 100 тысяч до 1 млн рублей (данные с сайта правительства Калининградской области от 18 января 2013 года).

По заявлению поставщиков спецтехники, основной снегоуборочной силой большинства управляющих компаний и ЖЭКов, как правило, является дворник с лопатой. Говорить об их «достижениях» в борьбе со снегом во дворах и вовсе не приходится. Техники, одним словом, катастрофически мало, и такая ситуация повторяется из зимы в зиму. В чем проблема технику закупить?

Перспективы развития

Конечно же, в деньгах. Точнее, не вполне адекватном их освоении. В частности, участники рынка скептически оценивают качество закупаемых «Чистотой» отечественных машин. Средний срок службы того же КамАЗа – три года. Это не скрывают и сами производители. В итоге поступившие в 2013 году машины не доживут до грядущего чемпиона мира и окажутся в аварийном состоянии уже к зиме-2016. ЖЭКи, в принципе, не могут позволить себе потратить 3-4 млн на большую машину, а платить деньги за более бюджетные версии силовых снегоуборочных агрегатов, видимо, не видят смысла: до конца действия контракта – один-два года, авось дотянем.

Участники рынка в один голос утверждают – менять нужно устаревшую систему уборки в целом. Покупка еще десятка единиц ЗИЛов или КамАЗов ситуацию не спасет. А вот пересмотр системы заключения договоров с подрядчиком, замена устаревших реагентов на более современные смеси и комплексное переоснащение технопарка – это тот путь, который способен вывести калининградский уровень уборки из «доисторического» периода развития. Однако такой подход, в частности закупка иностранной техники, которая демонстрирует принципиально другой, полностью автоматизированный подход к уборке улиц, – это вопрос не трех лет, а долгосрочного капиталоемкого сотрудничества подрядчика с муниципалитетом. Но согласно российским реалиям любой бизнес ориентируется на срок окупаемости в 2-3 года, и долгосрочные контракты его не интересуют. Зачем вкладывать средства?

Как решается «снежный» вопрос в Европе?

Европейский подход – за уборку города должен отвечать непосредственно сам муниципалитет, а не местечковые управляющие компании. Именно на муниципалитет возложена ответственность нанимать какую-то одну компанию с серьезным штатом спецтехники на уборку всего города. Как правило, у каждой снегоуборочной машины такого подрядчика есть четкий маршрут следования по городу, который закладывается автоматизированной программой. Конечно же, такое оборудование стоит дорого. Европейский снегоуборщик на базе VOLVO с итальянским или немецким автоматизированным оборудованием обойдется в 220 тысяч евро (9 млн рублей). Все эти маршруты зафиксированы на масштабных картах города. (Для сравнения: у МУП «Чистота» до недавнего времени все снегоуборочные маршруты хранились только в головах нескольких сотрудников компании). Плюс прозрачный контракт, на основе которого компания отчитывается за каждый потраченный евро, позволяет осуществлять народный контроль в виде ежегодного аудита. С точки зрения рыночных условий – сплошная монополия города. Но с точки зрения внедрения новых технологий и конечного результата (чистых улиц) – очевидный успех. На улицах той же Германии, где с небесной канцелярией схожий договор на поставку снега, такого коллапса, как в Калининграде, не наблюдается.

А вот что думают по этому поводу поставщики.

Александр Сорокин, менеджер салона моторной техники «Юпитер»:

«Рынок только начал складываться»

– Мы занимаемся поставками снегоуборочной техники с 1996 года. Работаем по складской программе – технику (от любительских снегоуборщиков до профессиональных) закупаем летом напрямую у заводов-производителей. Благодаря этому можем удерживать конкурентоспособные цены на машины таких ведущих производителей, как STIGA (Швеция) и HONDA (Япония). Конечно, при закупке такой техники заранее есть риск, что машины в этот сезон окажутся невостребованными, но мы готовы к этому и выдерживаем свою ценовую политику. К тому же часть представленной у нас техники подходит для работы в любой сезон.

Оценивая калининградский рынок снегоуборочной техники, могу отметить – предложения есть и немало. Но все ли продавцы смогут предложить технику высокого качества по хорошей цене и – главное – обеспечить дальнейшее сервисное обслуживание и ремонт? Так, мы в свое время открыли свой сервисный центр и считаем это важнейшей составляющей нашей конкурентоспособности.

Если говорить о покупателе, то в основном нашу технику берут коммерческие и государственные предприятия. Например, все таможенные переходы Калининградской области оснащены нашей многофункциональными машинами со сменными насадками, подходящими для любого сезона. А вот непосредственно с основными уборщиками улиц – МУПами – хотелось бы сотрудничать плотнее. Пока что мы работаем только с ООО «Жилищный трест – Лучший дом», ЖЭУ Чкаловска и ООО «Евросити». Конечно же, хотелось бы расширять сотрудничество с коммунальными службами и делать его долгосрочным и продуктивным. Мы смотрим на этот вопрос с оптимизмом и понимаем, что госучреждения не могут отреагировать на рынок так же быстро, как и частный сектор.

Андрей Молодов, категорийный менеджер ООО «Регион-Снабжение»:

«Руководит рынком пока небесная канцелярия»

– Мы занимаемся поставками снегоуборочной техники с 2010 года, предлагаем британские снегоуборочные машины марки AIKEN. Они специально адаптированы под российские условия эксплуатации, в частности не требуют устройства, преобразующего напряжение. Как правило, такие преобразователи необходимы для использования европейской снегоуборочной техники в России, где напряжение 220 В, что в два раза превышает требуемые 110 В. Отсутствие преобразователя при использовании подобного оборудования ведет к его моментальной поломке и снятию с гарантии. В связи с этим если снегоуборщик рассчитан на меньшее напряжение, то покупать преобразователь необходимо сразу же. В нашем случае приобретение такого устройства не требуется.

Конечно, продажи такого вида техники непредсказуемы и полностью зависят от небесной канцелярии. Так, в прошлом году снег выпал в ноябре, и завезенные нами машины за месяц разошлись как горячие пирожки. Мы рискнули и закупили вторую партию, но в январе снег растаял, спецтехника оказалась невостребованной. Надо отметить, что калининградцы неохотно тратятся на подобные машины – зачем эти «излишества», если снег идет две недели. Но я уверен, что такой подход уйдет в прошлое и люди перейдут на механизированную уборку улиц. Ведь сегодня в продаже есть и совсем бюджетные снегоуборщики для небольших территорий, и более мощные на бензиновом двигателе с разной шириной захвата. Особенно это актуально для управляющих компаний: купить один раз специализированную технику, которая при ответственном уходе прослужит много лет, гораздо логичнее, чем платить гастарбайтерам за ручную уборку снега.

Владимир Бурагин, менеджер центра строительной и садовой техники «Моториум»:

«Конкуренция практически отсутствует, цены стабильны»

– Продажей снегоуборочной техники мы занимаемся лишь третий сезон. Причиной, побудившей осваивать это направление, стали прогнозы на снежную зиму, к тому же конкуренции в тот момент на рынке особо не было. Да и сейчас конкурентов немного: все-таки наши зимы непредсказуемы, потому те, кто привозит снегоуборщики, делают это аккуратно, в небольших количествах. К примеру, прошлая зима была почти без снега, и продажи снегоуборочных машин можно было пересчитать по пальцам.

Мы предлагаем снегоуборочную технику марки PEZAL (Польша). У этого производителя очень хорошая линейка – от небольших бытовых аппаратов до более мощных, на гусеничном ходу, которые могут комплектоваться всеми необходимыми аксессуарами. Удобное расположение завода в Польше позволяет достаточно быстро привезти их под заказ, что актуально в связи с тем, что в область завозят снегоуборщики в небольшом количестве.

Наша продукция рассчитана в основном на предприятия, у которых достаточно большие территории, чистить которые вручную сложно. Требуют от техники одного и того же – чтобы снегоуборщик убирал максимально быстро, служил максимально долго и стоил максимально дешево.

Если оценивать перспективы рынка, то новички, конечно, появятся, но я сомневаюсь, что кто-то будет делать упор на поставку именно снегоуборочной техники. Все продавцы, которых я знаю, не рассматривают этот сегмент как серьезное направление бизнеса. Это больше дополнительный бонус к продажам, если будет снег. Технических новинок следует ждать от наших соседей – Литвы и Польши. Там вполне приемлемые цены и не особо большие расходы на доставку. Поэтому покупателям не стоит волноваться, что цены будут расти.

Анастасия Шкиренко, главный менеджер ООО «Балтийский транзит»:

«Снегоуборочную технику возим только под заказ»

– Мы занимаемся вопросами поставки спецтехники в регион уже 10 лет. Если говорить о снегоуборщиках, то такого рода технику мы готовы привезти под конкретный заказ. Цена в таком случае будет зависеть от возраста машины. Делаем ставку на надежных немецких и голландских производителей. Отечественный автопром не впечатляет своей надежностью.

Если говорить о рынке в целом, то в Калининграде его попросту нет. И этому есть простое объяснение – муниципальные предприятия, отвечающие за уборку львиной части городских улиц, не хотят тратить деньги на профессиональную снегоуборочную технику. С их точки зрения гораздо проще нанять гастарбайтеров с лопатами, заплатить им минимальные деньги и надеяться, что снег растает, чем организовывать свой автопарк, содержать его и ответственно подходить к уборке улиц. Результат такого отношения мы видим каждую зиму: дворы завалены снегом, машины вязнут, водители нервничают, пешеходы рискуют получить травму.

Такой «спрос» формирует и соответствующее ему предложение: мало кто из поставщиков спецтехники рискует закупать снегоуборщики за свой счет и держать их в постоянном наличии, все чаще возят под заказ. Основными покупателями остаются частные компании, которым грозят высокие штрафы за неубранную территории, и владельцы обширных придомовых участков, кому не под силу расчищать снег вручную.

Говоря о перспективах, думаю, что рынок снегоуборочной техники у нас все-таки сложится – люди медленно, но понимают, что в Калининграде снега зимой все-таки не избежать, убирать его надо, и в любом случае машинами делать это легче, чем вручную.

Сергей Ремонтов, старший менеджер магазина мототехники «Мотик»:

«Каков спрос – таково и предложение»

– Мы только начали осваивать направление по снегоуборочной технике – в этом сезоне представили первую партию снегоуборщиков ASA с моторами Loncin (Китай). Это показалось логичным решением, так как, во-первых, мы нашли интересного производителя, а во-вторых, спрос на подобную технику все же есть. Правда, на подготовку к реализации этого вида деятельности ушло полгода – возникли сложности с сертификацией товара и его доставкой в область. В итоге сегодня мы предлагаем два вида самоходных снегоуборщиков – с захватом 71 см и 51 см. Эти колесные и гусеничные снегоуборочные машины мощностью до 15 л. с. достаточно маневренны и рассчитаны на уборку придомовых территорий, улиц, автостоянок и т. д. По окончании сезона не нуждаются в дополнительной консервации – такой снегоуборщик достаточно просто почистить и смазать, изредка проверять работу двигателя.

Если говорить о рынке в целом, то здесь стоит отметить главную специфику – непредсказуемые калининградские зимы. Спрос на снегоуборочную технику неустойчивый и полностью зависит от погоды. Наш покупатель не готовится к зиме заранее, а спешит покупать технику только в разгар снегопада. Стоит только столбику термометра подняться до плюсовой отметки – снегоуборщики опять не нужны. Поэтому и предложение слабое – многие специализированные компании поставку снегоуборочной техники рассматривают как дополнительное направление деятельности. Думаем, это несколько неправильный подход – зимы в Калининграде есть, снегопады будут, и готовиться к ним надо. Тем более что современная снегоуборочная техника очень мобильна и, как правило, не нуждается в дорогом техническом обслуживании.

Михаил Коновалов, начальник отдела продаж компании «Балтик Универсал»:

«Перспективы рынка туманны»

– Мы занимаемся поставками и продажей спецтехники на калининградском рынке более 10 лет и уже в полной мере прочувствовали специфику региона. На сегодняшний день нашей основной специализацией являются дорожно-строительные машины. Снегоуборочные агрегаты – лишь малая часть от общего объема поставок. Почему? Ответ на поверхности. Несмотря на то, что эти небольшие и очень удобные в эксплуатации машины уже пять лет как известны калининградскому покупателю, устойчивого спроса на них нет, что, в свою очередь, не позволяет поставщикам завозить их в сколь бы то ни было значимом объеме. За все время нашей работы снегоуборочную технику мы привезли всего лишь несколько раз под конкретный заказ и чаще всего клиенту, ранее уже обращавшемуся к нам за строительной техникой. И в таком режиме работают многие – предложений по продаже снегоуборочной техники сегодня немало, но, как правило, все они подразумевает предоплату. Поэтому и оценивать этот сегмент рынка сложно. Мы пытались и сейчас пытаемся наладить взаимоотношения с муниципальными компаниями – основными потенциальными покупателями снегоуборочной техники, но особого интереса к нашим предложениям не наблюдаем. А частнику легче самому доехать до той же Польши или Литвы и купить снегоуборочный агрегат без наценки посредника. Поэтому мы не видим особых перспектив развития этого сегмента рынка. Конечно, в случае заказа мы сможем привезти клиенту нужную ему снегоуборочную машину из Германии, Голландии, Англии, Польши или Литвы. Но, говоря в целом о калининградском рынке снегоуборочной техники, можем отметить – его перспективы туманны.

Текст: Надежда Абрамова

Фото: Роман Пучко

Журнал «СтройИнтерьер»


На правах рекламы

1818
Реклама.

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.