Степан Мхитарян: «В бизнесе навыки надо развивать, как в футболе, с детства»


Переславский сыродельный завод посетили ученики международной детской бизнес-школы «Поколение лидеров». Юные предприниматели 14–17 лет ознакомились с азами приготовления сыра и пообщались с главой компании Степаном Мхитаряном. Генеральный директор ответил на вопросы будущих коллег, как начать дело, разработать бизнес-стратегию, воспитать в себе предпринимательское «чутьё» и стать лидером на рынке.

«Уверен, что объяснять основы предпринимательства нужно еще в школе. Это как в футболе: чем раньше начнешь заниматься профессионально, тем выше результат будет, — отмечает глава одного из крупнейших производств сыра в России Степан Мхитарян. Поэтому он поддержал проект по обучению детей основам бизнеса сразу. «Бизнес — не „купить подешевле и продать подороже“, это сложный механизм, где нужно нестандартное мышление, постоянное саморазвитие и смекалка», — говорит на экскурсии по производству Степан Мхитарян.

Все школьники в рамках обучения основам бизнеса разработали персональные и командные бизнес-проекты и уже успели потрудиться над их реализацией. Ученица 11 класса калининградской школы № 21 Эвелина Шеремет начала производство съедобных открыток. «Бумажные открытки в итоге просто лежат на полке, — рассказывает Эвелина, — Это не случится со съедобной открыткой, которая выглядит как обычная, но сделана из сахарной бумаги. Её можно съесть с кофе — очень приятно и вкусно». Школьница разработала не только подробный бизнес-план, но и дизайн будущих открыток (помогло обучение в художественной школе). Проект Эвелины занял первое место на региональном чемпионате.



Руководство Переславского сыродельного завода тоже обратило внимание на бизнес-идею Эвелины и поддержало начинание грантом. На эти средства девушка планирует купить всё необходимое для своего дела. На первом этапе производство будет небольшое, однако ученица бизнес-школы не боится мечтать и вдохновляться успешным примером: «Я впервые побывала на крупном производстве, как Переславский сырзавод. Видела что-то подобное в интернете, но здесь ощущается масштаб. Видно как слаженно работает команда и как любит то, что делает руководитель предприятия».

Сыроварня в Переславском максимально автоматизирована: современные итальянские котлы и формовочные машины, постоянно движущиеся конвейерные ленты, упаковочные аппараты. Даже очисткой оборудования здесь занимаются машины. На производстве используется система CIP. Это быстрая мойка, которая не только очищает внутренние поверхности труб и ёмкостей, так, как не смог бы человек, но и тщательно дезинфицирует их. Производства в месяц — до 700 тонн различных видов сыров.



Бизнес-интенсив от Переславского сыродельного завода не ограничивается экскурсией по производству. Школьники расспрашивают Степана Мхитаряна о тонкостях ведения бизнеса. Диалог на равных. Вопросы задают, как акулы бизнеса: о выстраивании взаимоотношений с бизнес-партнерами, инвестициях в производство, антикризисном планировании, поиске бизнес-идеи. Интересует ребят и то, действительно ли предприниматель, уже давно имеющий стабильный бизнес, должен находиться в поиске новых бизнес-решений. «Бизнес, который стоит на месте, умирает. В предпринимательстве нужно все время быть в движении», — отвечает Степан Мхитарян и добавляет, что планирует в ближайшее время расширение и открытие завода в другом регионе.

1950
Бизнес
Источник: «Переславский сыродельный завод»