Вячеслав Виттих поставил фантасмагорию «Мертвые души»


27 и 28 октября в драмтеатре впервые сыграют «Мертвые души». Пьесу Нины Садур поставил режиссер Вячеслав Виттих. В репертуаре калининградской драмы — его спектакли: «Мастер и Маргарита», «Куклы», «Валентинов день», «Любить чудовище», «Остров дураков», «Дракула», «Панночка» по гоголевскому «Вию» и др.

На фото: эскиз костюмов Фагили Сельской к спектаклю «Мертвые души»

— Вячеслав Алексеевич, вы известны тяготением к фантастическим, мистическим сюжетам, но что вы нашли в «Мертвых душах», которые рисуют картину жизни России, современной автору?

- С вашего позволения, не «современной автору» России, а России всегда. Собственно, потому это и классика. «Мертвые души» — одно из моих любимых произведений Гоголя. Сам писатель говорил, что его интересуют не чиновники и помещики, а состояние душ человеческих. У него был религиозно-мистический взгляд на жизнь. Уловив этот мотив в его поэме, Нина Садур написала свою фантазию на тему «Мертвых душ». В основе нашей постановки — ее пьеса и, конечно, сама гоголевская поэма.

— Значит, вы все же не изменяете себе, и мы увидим нечто фантастическое и многозначное… Но спектакль несомненно привлечет педагогов и школьников, которые теперь не очень любят читать. Легко ли им будет докопаться до смысла?

 — Когда я думал, как поставить эту вещь, меня несло в разные стороны… Изначально задумывал некий фестивальный спектакль, где много разных пластов. Теперь хочется рассказать Гоголя просто, внятно, доступно для 13-летнего возраста и интересно для взрослого зрителя. А чтобы мысли Гоголя были понятны, это должен быть взгляд на поэму современного человека.

Известный сюжет о похождениях некоего не совсем хорошего человека Чичикова мы попытаемся раскрыть с помощью фантазии Нины Садур. Здесь не будет никаких вызывающих сцен. Ориентир — классика на понятном сценическом языке, но все же в спектакле будет несколько пластов…

— Все просто? Чем же будете удивлять?

 — Да, в наше время принято удивлять, и мы попробуем, но не пошлостью и эпатажем, а чистой и откровенной актерской игрой, плюс спецэффектами, которые сегодня любит зритель. Жанр мы определили как «фантасмагория», хотя есть что-то и от фарса. Это вольное прочтение произведения с присутствием мистической силы.

Нина Садур ввела в свою пьесу загадочный персонаж — Незнакомку. Она живет в подсознании Чичикова и является его темным воплощением, которое заводит его не туда, куда надо. Поэтому у нас будет четкий, логичный финал. Конечно, надо понимать, что это сценический, облегченный вариант произведения Гоголя, но там будут философские отсылки и знаменитые лирические отступления. Не хотелось бы раскрывать все задумки. Но, как всегда, будет много музыки, танцев, пластический рисунок будет отделять одну сцену от другой.

— Вы довольны актерами, постановочной группой?

 — Актерский состав у нас замечательный. В ролях занято полтруппы театра, одних заслуженных артистов — семеро. И я очень рад снова сотрудничать с художниками из Питера. Костюмы сочиняет Фагиля Сельская, сценограф — Игорь Капитанов. Их работа — всегда гарантия стиля, вкуса и минимализма в декорациях, как я люблю.

— А как вы понимаете название «Мертвые души»?

 — Чтобы узнать это, надо для начала прийти на спектакль. Не в моем характере диктовать свои ответы. Понять, что такое «мертвые души» по Гоголю, любой постановки будет мало, нужно прочитать поэму.

Беседовала Лидия Пименова.

Справка

Калининградский областной драматический театр

г. Калининград, пр-т Мира, 4
2050
Бизнес
Источник: Драмтеатр

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.