На премьере «Преступления # наказания» шестеро актеров сыграют 30 персонажей

Режиссер калининградской драмы Вячеслав Виттих — создатель таких популярных постановок, как «Валентинов день», «Мастер и Маргарита», «Панночка», «Примадонны», «Тройкасемеркатуз», «Мертвые души», «Маугли»(6+) и др. 22 мая на большой сцене театра его премьера — «Преступление # наказание» по роману Федора Достоевского.

— На кого рассчитана ваша инсценировка — на школяров, которым лень читать хрестоматию?

— Напротив, мы работаем для думающих и читающих зрителей. Другое дело, что подростки сейчас очень продвинутые, умнее иных взрослых. А у нас нет сцен насилия, нецензурщины, поэтому поставили 12+.

— Почему именно Достоевский, а у него — именно «Преступление и наказание»?

— Никогда не думал, что возьмусь за это произведение. Наверное, мне в этом смысле не очень помогли школьные учителя. Однако зрители часто мне говорили о желании увидеть Достоевского в моей интерпретации. Да так настойчиво, что я перечитал и изменил свое отношение к роману. И тут со мной начали происходить странные вещи – включаю радио, телевизор — программа о «Преступлении и наказании» или Дмитрий Быков вдруг рассказывает о романе. Еду в автобусе — как вы думаете, девушка читает какую книгу? о чем говорят в нашей театральной студии «СТОП»? Теперь Достоевский стал для меня совершенно новым этапом.

— Как у любого классического произведения, у этого романа масса инсценировок и экранизаций. Чем отличается ваша постановка?

— Я намеренно не смотрел сделанное другими. Форма, конечно, не нова, но у нас шестеро актеров будут играть 30 персонажей. Это принципиально. Все они всплывают в воспоминаниях Раскольникова, подчеркивая незначимость физической оболочки и многогранность человеческой души. Конечно, это потребует от актеров особого мастерства перевоплощения.



— Спектакль идет 1,5 часа без антракта. Как вы все уместили?

— Мы не ставим задачи объять необъятное. Это сложное социально-психологическое и философское произведение. Но мы в театре и должны донести основную мысль — в хорошем темпе, кратко, объемно.

— А какую мысль?

— Никогда на это не отвечаю, иначе зачем смотреть спектакль? Это мы задаем зрителю вопросы, побуждаем искать ответы, говорить об увиденном, обсуждать и задумываться.

— Какими средствами вы создаете антураж романа 19-го века?

— Сцена — это заведомо условное пространство. Она не требует такой доподлинности и реализма, как кино. Мы сохраняем текст Достоевского. Естественно, с сокращениями, т.к. сегодня мы привыкли гораздо быстрее думать и говорить. Атмосферу того времени передают сам язык персонажей, сюжетные линии. Мы намеренно не привязываемся к определенной эпохе и не делаем на этом акцент. Человек не меняется.

— А ваши коронные спецэффекты, пластика, музыка?

— Все это будет. Музыку подбираю с большой осторожностью. Пластический рисунок спектакля делают «стоповцы». Кстати, в спектакле будет много воды. В прямом смысле. Например, когда Раскольников признается в убийстве, идет дождь…

— Ой, рискованное это дело: ставить шедевры мировой литературы. Критики не боитесь?

— Сохранить Достоевского в рамках полутора часов — очень и очень трудно. Но я надеюсь, что прочтение, которое мы предложим, будет близко и современной молодежи, и людям консервативным. Во всяком случае, ничего пошлого и голых не будет. Это классика — современный взгляд. А критику слушаю. Как любому человеку, иногда больно бывает. С чем согласен, стараюсь поправить. На неудачах учусь — это опыт.


— Какие еще постановки в ваших планах?

— В конце июня мы сдаем еще один спектакль — «Что подсмотрел дворецкий» Джо Ортона. Это комедия положений и переодеваний. Там напичкано столько нелогичного и смешного... Действие происходит в психиатрической клинике, где нормальных выдают за сумасшедших и наоборот, а развязка — это то, ради чего надо идти на спектакль. Такого точно никто не ожидает. Премьера этой комедии — в начале следующего сезона. Кстати, следом в октябре — еще одна наша премьера. Музыкальный спектакль по сценарию культового фильма-нуара «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера о трагедии забытых «звёзд» Голливуда.

— Кстати, ваш недавно вышедший спектакль «Жадина-говядина, огурцы и шоколадина»(6+) вызвал восторг не только у детей, но и у родителей. Почему его не видно в репертуаре?

— Афиша сезона и всего Года театра слишком насыщенная. Но для всех, кто готов похохотать вместе с детьми, мы покажем этот веселый интерактивный спектакль тоже в среду, 22 мая, в 11.00. Приходите!

16+

Справка

Калининградский областной драматический театр

г. Калининград, пр-т Мира, 4
1219
Бизнес
Источник: Калининградский областной драматический театр

Почему дело Рудникова-Дацышина — самый важный процесс десятилетия

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о конце эпохи «понятий».