Как убивают бриллианты: в Калининграде открылась выставка необычных украшений

Анонс.jpg

В Музее янтаря открылась выставка «Mi-Mi Moscow: „Улыбнись“:))». Ее авторы — выпускники Строгановской художественно-промышленной академии Мила Кальницкая и Михаил Масленников — раньше занимались концептуальным искусством, а потом решили пошутить — и не смогли остановиться. В Калининград они привезли несколько десятков своих работ — экспрессивных, сделанных с юмором и любовью украшений, от которых невозможно отвести взгляд.

На московских тусовках с каблуками и смокингами творческий дуэт уже успели окрестить «убийцами бриллиантов» — слишком ярко выглядят их броши на фоне дорогих украшений. «Потому что когда надеваешь такую брошь, она очень блескучая и забирает на себя все внимание людей. То есть бриллианты просто меркнут, хотя стоят огромных денег. А наши броши стоят условные 3 копейки. Отсюда это прозвище и пошло», — объясняет Мила Кальницкая.


Проект, который вызвал такой неожиданный интерес, вырос из увлечения. «Мы всю жизнь занимались концептуальным ювелирным искусством, когда в основе серии работ лежит какая-либо идея. Со временем идея себя исчерпывает, мы сдуваемся как два шарика, и наступает период депрессии, — рассказывают художники. — Лет 10 назад мы переехали в Италию, где и возникло вот это увлечение брошами. Нам надоело все страшно умное и страшно ювелирное и захотелось праздника. Чтобы это было что-то цветное, сумасшедшее, блескучее. Чтобы ты брал это в руки и говорил: „Вау, кайф!“. Чтобы женщина могла надеть это на себя, идти и думать: „Я — самая красивая!“».

Первые броши Мила Кальницкая и Михаил Масленников сделали, вдохновившись посещением итальянских блошиных рынков: «Это дико интересно: ты отправляешься туда, никогда не зная наверняка, что там найдешь. И мы как две вороны покупали там какие-то пуговицы, бусины, кокарды от фуражек, ручки — всякую всячину, которую складывали в коробку на всякий случай — авось пригодится. И вдруг раз — и случайно сложилась первая брошь. Она была абстрактная, в ней не было персонажа — это просто был большой красивый объект. Но нам так понравилось! — вспоминает Мила Кальницкая. — Я ее нацепила на себя, получила огромное удовольствие от этой броши и от реакции на нее людей, и потом мы уже стали целенаправленно искать материалы для того, чтобы еще что-нибудь придумать».

08.jpg

Когда художники вернулись в Москву, к абстрактным формам добавились персонажи. «Первенцем» стал Колобок — массивная круглая брошь с россыпью элементов Сваровски, увенчанная короной. «Мы нашли всякие разные блескучие стекла, и у нас сложился первый персонаж. Мы на него смотрим: „Ты кто?“ — и тут Миша говорит: „Да это же Колобок в законе!“. И буквально сразу же, сходу написал стихотворение», — добавляет Кальницкая.

Колобок, колобок,
С базы в лес уволок
Он четыре мешка с ячменем.

Колобок, колобок,
Почесал он свой бок,
Он король, ему все нипочем

Колобок, Колобок,
Дай кусну я за бок
Ему дамы, кричат те и эти.

Колобок, колобок
Был бы рад хоть чуток,
Но сидят все они на диете.


05.jpg

С тех пор стихи стали обязательным сопровождением всех персонажей в коллекции. «Это, конечно, странные стихи к странным образам, и там так все перекорежено и закручено, что возникает вопрос: как это могло прийти в голову человеку? А это просто такое удовольствие для нас, — поясняет Михаил Масленников. — Очень часто спрашивают: „Слушайте, а вот зачем эта работа нужна?“ — и ты сидишь, выдумываешь аннотацию, которая на самом деле никого в действительности не интересует. Вместо этого мы взяли, написали стих — и всем понравилось!».

На обратной стороне каждой броши написано ее название и порядковый номер. Другая «фишка» проекта заключается в том, что большинство созданных брошей художники не могут повторить, и каждая вещь становится уникальной. «Допустим, вот эта морда, — Мила Кальницкая показывает на брошь у себя на одежде — для нее использован рог козы, которых было у нас два куска. Вот этой бусины больше нет, вот эта нитка жемчуга была одна, а мы собираем так называемый барочный жемчуг, кривой и косой. Благодаря вот этой кривизне можно создавать такую красоту».

03.jpg

На вопрос о том, что первично в создании таких брошей, авторы отвечают: «Образ», — и уверяют, что имеющийся материал не играет никакой роли. «Тут самое главное, кто у тебя получился. Есть такие красавцы — просто невероятные, и мы очень переживаем, когда они уходят (то есть когда мы их продаем) — в некоторых случаях даже договариваемся с новыми хозяевами, что в случае выставки мы можем на время брошь вернуть (взамен дадим поносить другую, чтобы покупатель не расстраивался). А есть и такие, к которым мы спокойно как-то относимся. Мы их, конечно, любим как детей, но более-менее спокойно», — поясняет художница.

Рождаются образы тоже по-разному: «Бывает, садишься — у тебя все хорошо: счета оплачены, долгов нет, еда в холодильнике, солнце светит, у тебя хорошее настроение, перед тобой гора кристаллов — и можно весь день просидеть, пытаясь создать образ, но рождаются какие-то недоделанные уродцы. А бывает день такой: хлоп! — один выскочит, второй рождается, третий кричит: „Ребята, я тоже хочу!“ — а тебе их еще сделать нужно успеть. Так что точно есть какой-то поток, который то открывается, то закрывается».


09.jpg

Сейчас дома у художников хранится в коробках более 300 брошей. И, несмотря на искушение показать как можно больше, в Музей янтаря они привезли самые интересные работы — чтобы не превращать витрины в «коммунальные квартиры».

О том, почему коллекция, родившаяся в Италии, а созданная в Москве, впервые выставляется в Калининграде, рассказывает директор музея Татьяна Суворова. Посмотреть на изделия «Mi-Mi Moscow» ее пригласили примерно год назад, после чего она приняла решение привезти экспозицию к себе. «Поставили в план, год мечтали», — добавляет директор и поясняет, что мечтать о выставке заставляла в том числе идея создания в Калининграде «дочки» Музея янтаря — музея ювелирного искусства. Но тут же признается: пока это достаточно отдаленная перспектива, но над формированием коллекции для своего филиала руководство музея задумывается уже сейчас.

Увидеть удивительно яркие, вызывающие улыбку и восхищение броши Милы Кальницкой и Михаила Масленникова в Музее янтаря можно до 10 ноября 2019 года.

07.jpg

Справка

Калининградский музей янтаря

г. Калининград, пл Маршала Василевского, 1
2653
Бизнес
Источник: Музей янтаря

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.