
Режиссер калининградской драмы Вячеслав Виттих, ученик знаменитого Валерия Беляковича, создал десятки постановок самых разных жанров. Его спектакли «Мастер и Маргарита», «Панночка», «Валентинов день», «Тройкасемеркатуз», «Мертвые души», «Преступление#наказание» стали хитами. В начале театрального сезона он выпустил премьеру черной комедии «Что подсмотрел дворецкий». А на подходе — нуар «Бульвар заходящего солнца». Об этой премьере мы и поговорили.
— Вячеслав, сегодня тема №1 — Год театра. В Калининграде родился фестиваль «Башня», публику искушает беспрецедентное нашествие ярких творческих команд... Как вы это все переносите?
— Да, в этом году у публики хороший выбор, а я только «за» привлечение и воспитание разборчивых зрителей. И у нашего театра появилась куча возможностей, в том числе — показать себя, посмотреть, как существуют другие. Год очень насыщенный. Здорово, что в Калининграде завершается российский театральный марафон. Правда, приходится делить сцену с гостями, сокращая время репетиций, но мы усиленно работаем.
— А в постановках других вас что-то зацепило?
— Вы знаете, за мою жизнь в театре, включая время в Москве, мне пришлось посмотреть тысячу спектаклей, поэтому чем-то удивить меня уже трудно. Приятно, когда видишь чистую работу. Я очень соскучился по непошлой классике, когда нет наигрыша, и хочется серьезно подумать. Еще «Балтийские сезоны» впереди… Вот Виктюк — это было очень хорошо. Его знаковый для меня спектакль «Саломея» — первое, что я видел, приехав учиться в Москву. Тогда были очень яркие впечатления. И ровно-ровно через 20 лет он здесь, с Димой Бозиным, моим однокурсником, в главной роли. Мест в зале не было — я стоял и думал, что же изменилось за эти 20 лет. Внутри нас не изменилось ничего.
— Какое совпадение: ведь главная героиня фильма «Бульвар Сансет», над инсценировкой которого вы работаете, писала сценарий именно «Саломеи»… Почему вы достали с полки американскую кинокартину 50-х годов прошлого века?
— Да, удивительно сошлись звезды… Наша замечательная актриса Надежда Ильина давно просила меня и руководство театра поставить для нее бенефисный спектакль. Она нашла сценарий, а у меня возникла идея сделать спектакль-нуар. Инсценировку написал Артем Бруно, который успешно инсценировал «Преступление#наказание». Сценограф спектакля — Татьяна Анастасова, художник по свету — Людмила Воронина, хореографа пока не назову, но у нас будет музыка и больше десятка пластических номеров.
— Вы не изменяете своему творческому амплуа. А что будет нового?
— У меня есть пока не реализованная мечта снять кино. Наверное, это будет ступенька к настоящим съемкам. В основе спектакля «Бульвар заходящего солнца» — кинокартина. Но мы не переносим фильм на сцену, а сочетаем языки, театральный и кинематографический. Современные технологии позволяют увидеть синхронно спектакль и фильм. Во время спектакля несколько камер будут снимать актеров и транслировать видео на экран. Думаю, зрителям будет интересно и удивительно наблюдать за живыми исполнителями и одновременно — за их экранными образами. Театр не может передать крупные планы, мимику, глаза актеров, наполненные переживаниями, а кино не может передать настоящие живые эмоции. Они дополнят друг друга. Такой «кино-театр».
— А почему вы назвали спектакль «нуаром»?
— Нуар — забытый жанр черно-белого кино. Это некая история с криминальным сюжетом, нотками лирики, мелодрамы, нарастающим напряжением и неожиданной развязкой. Лента «Бульвар Сансет» — классика этого жанра. Мы перевели на русский название, но сюжет полностью сохранен.
— И о чем рассказывает «Бульвар заходящего солнца» нам, сегодняшним?
— Многие и сегодня торопятся стать известными, жаждут славы и денег. Спектакль о том, к чему приводит стремление получить легко, что другим достается трудом. О том, что человек не должен лгать, прежде всего самому себе, как это делает молодой сценарист Джо Гиллис. На его примере можно задуматься о том, что ложь убийственна, если она не во спасение, и стараться быть искренними. Мне нравятся чьи-то слова: «Любви, славе и деньгам я предпочту правду». А еще это о том, что невостребованность подобна смерти. Судьба забытой актрисы Нормы Десмонд показывает, каким убийственным может быть одиночество. И это не только женская или только актерская судьба.
— Вячеслав, поделитесь секретом: чего вы требуете от актеров, как добиваетесь первоклассной игры для исполнения своих замыслов?
— Я не требую. У меня подход к актерам такой: на первом месте — доверие. Распределение ролей должно соотноситься с их личными качествами. Когда мы хорошо знаем друг друга, я понимаю, кто какую может исполнить роль. В таком случае требовать не приходится, потому что его актерская природа сама будет работать, как надо. Если у человека есть желание, то он выкладывается на самых глубоких струнах своей души. А желание у актера есть всегда. Театр — не то место, куда приходят зарабатывать деньги. Это смешно. В театр приходят, когда хотят отдать зрителям часть себя и вызвать у них сильные эмоции. А иногда видишь в спектакле актерскую загнанность, когда он идет на заданную мизансцену и не понимает, зачем, и его тело начинает врать… Правду можно получить, только если человек сам этого хочет. Поэтому я не диктатор.
Лидия Пименова
© 2003-2025