Интернет, телевидение, газеты: чему верят калининградцы?

Еще десять лет назад основным источником информации для жителей Калининградской области было телевидение. В 2019 году социологи констатируют — информационное воздействие телевизора на аудиторию и доверие к нему ослабло, все больше людей узнают новости в интернете, именно этот канал сейчас отвечает потребностям массовой аудитории, и его можно назвать средством массовой информации и средством массовой коммуникации. О том, как изменились каналы формирования общественного мнения и восприятие СМИ, обсудили на очередном заседании экспертного совета калининградского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).


Информация: быстрая, легкая, понятная

За десять лет в регионе серьезно изменился запрос на информацию. Последние новости можно узнать всегда и везде, однако их актуальность измеряется уже часами, если не минутами. Контент должен быть легким, быстрым и понятным, и уже не важно, какой ресурс был источником этой информации. Обратили внимание социологи и на другую особенность — у калининградцев больше нет любимого СМИ, более того, нет искреннего доверия к источникам информации. Люди стали доверять информации, которая совпадает с их внутренним, субъективным мнением. «Люди верят только себе», — объясняет автор исследования, директор «Калининградской социологической службы» Людмила Себровская.

Изменилась и роль медиа для населения. Так, телевидение стало для потребителей... развлекательным ресурсом, об этом заявили 77 процентов опрошенных. Новости, информацию об общественно-политической жизни области, страны из телевизора предпочитают получать только 17%, а для 24 процентов респондентов телевизор и вовсе стал средством для просмотра фильмов.

Чтение периодической прессы стало некой эмоциональной потребностью, «прошуршать газетой», а глянцевых журналов — желанием принадлежать к определенному слою общества. При этом, отмечают социологи, людям нравится только одно, конкретное издание — читают одну газету 94% опрошенных, а доля постоянных читателей журналов не превышает 9% респондентов.

Интернет за эти годы стал источником любой оперативной информации для 99% опрошенных, источником развлечений — для 56% респондентов. Более 80 процентов используют интернет для общения в социальных сетях. При этом интернет стал единственным источником информации для 27% опрошенных. Есть интересная особенность — личное время стало важным ресурсом, поэтому в сети популярен видеоконтент — для 95% респондентов. «Видеоконтент более популярный, чем текстовый, читать просто нет времени», — отметила директор «Калининградской социологической службы».

Интересно посмотреть и на динамику доли аудиторий медиаисточников за последние. пять лет. Так, доля пользователей интернета выросла на 20 процентов и составляет 85%. Аудитория телеканалов упала на 13 процентов — до 77%, а вот местных новостных сайтов, напротив, выросла на 50% и составила 69%, приблизившись к телевидению. Незначительно сократилась аудитория радиостанций — на 7%, а газеты «упали» на 15%.



Почему падает доверие к информации


С развитием интернета доверие к информации падает, и это объяснимо, отметил заместитель директора «Калининградской мониторинговой группы» Алексей Высоцкий.

«В советское и постсоветское время журналистика была первым слоем рефлексии общества относительно происходящего. Людям давали переработанный продукт, как надо думать. Сейчас же рефлексия переместилась из зоны медиа в домохозяйства. Человек вынужден формировать свое мнение на основании очень разной информации, он просит озвучить ему все точки зрения, которые позволят самому решить, какая из них верна», — отметил эксперт.

Главный редактор сайта «Русофил» Владимир Шаронов обратил внимание на другой канал коммуникации — «горизонтальную», человеческую, которую также необходимо изучать. «Сам по себе это очень серьезный канал, неформальный, нужно понимать, как он развивается», — сказал он.

Сейчас привычные коммуникации разрушены, считает директор «Калининградского социологического центра» Сергей Цыпленков.

«Простой вопрос — соседей своих все знаете? Большинство, особенно переехавшие в новые дома, друг друга не знают вообще. Поэтому те коммуникации, которые были раньше — вышел, поздоровался, переговорил, они съеживаются, такого уровня доверия, как раньше, уже нет, они переходят в группы в соцсетях, — отметил эксперт. — Сейчас люди все больше стараются отключаться от внешних источников, верят себе и себе подобным. Если это официальный канал — он априори будет врать! Люди начинают искать свою точку зрения, с которой они согласны», — сказал он.

Снижение уровня доверия и изменение медиапотребления — опасная тенденция для журналистов, считает главный редактор портала «Калининград.Ru» Любовь Чистякова.

«Власть все больше уходит в новые соцсети, и функция журналиста, как связующего звена между властью и аудиторией, снижается. С развитием инцидент-менеджмента люди понимают, что они быстрее получат реакцию на свою проблему, написав в инстаграм губернатору, чем в СМИ», — отметила Чистякова.


Тексты и смыслы по-прежнему важны

В новых условиях для формирования общественного мнения важны не средства доставки информации, а средства конструирования сигнала обществу, важен контент.

Медиа работают не для того, чтобы отрабатывать какие-то месседжи, считает соучредитель медиагруппы «Западная пресса» Марина Васильева.

«Медиа работает для своей аудитории, если она перестанет доверять тебе, у тебя этой аудитории не будет. Да, есть моменты, когда мнение аудитории, ресурса и редакции не совпадает», — сказала она.

По мнению председателя Общественной палаты Калининградской области Ольги Аринцевой, рынок потребителей информации нужно формировать, а также нужно учитывать неформальные коммуникации, то, о чем говорят люди в автобусах, дома, на работе.

Главный редактор портала «Руград» Никита Кузьмин отмечает интересную тенденцию — материалы на сайте получают «вторые и третьи» волны интереса читателей, даже в течение суток и на следующий день после опубликования. Это отчасти опровергает данные исследования, по которым актуальность материалов в СМИ измеряется минутами и часами.

Грамотная подача может сделать интересной даже «сухую» информацию, например данные статистики, уверен врио руководителя территориального органа Росстата Михаил Плюхин. «Когда грамотно рассказываешь, возникает интерес. Мы попробовали и наблюдаем 15-процентный рост посещаемости нашего сайта», — сказал он.

В поисках новых возможностей донесения информации находится и Избирательная комиссия Калининградской области, рассказала председатель комиссии Инесса Винярская.

«Мы анализируем, где люди черпаю информацию, интересуемся социальными сетями. Я тоже уверена, что любой новостью можно заинтересовать, главное — как ее донести. Ну и, конечно, личное общение, от двери к двери, никто не отменял», — сказала Инесса Винярская.

В 2019 году необходимо изменить методы формирования общественного мнения, резюмировала Елена Волова. «Нужно по-разному формулировать и подавать информацию для разной аудитории и в зависимости от канала, через который ее запускают. Но главное — это качественный и интересный аудитории контент. Любую, даже самую сухую, официальную информацию можно подать так, что аудитории будет интересно. Уверена, что и телевидение, и газеты, которые, по данным социологов, теряют аудиторию и влияние, при наличии интересных проектов и материалов, чётко попадающих в приоритеты своих зрителей и читателей, смогут быть популярными — и аудитория будет расти», — отметила руководитель филиала ФоРГО в Калининграде.


997
Реклама. Фонд развития гражданского общества

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.