Президент Анджей Дуда: «Мы воспользовались данным нам шансом»

В мае 2004 года Польша вместе с Кипром, Чехией, Эстонией, Литвой, Латвией, Мальтой, Словакией, Словенией и Венгрией вступила в Евросоюз, это было крупнейшее в истории расширение. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони тогда заявил, что расширение союза на 10 государств сразу — это мечта отцов-основателей Европы о ее полном объединении.

Что принесли Польше 15 лет в Европейском союзе?

«Я связываю этот момент [ вступление Польши в ЕС, когда „да“ сказали 77,45% поляков] с референдумом 2003 года, с вопросом, хотят ли поляки присоединиться к союзу. Я тогда был послом в Швеции. Все только и говорили о том, будет ли референдум успешным, будет ли достаточный процент явки. Такой референдум, однако, помогает узаконить членство, дает мощный аргумент на будущее. Для меня вступление в ЕС было убеждением, что мы наконец бросили якорь. Это был цивилизационный переезд с повышенным риском», — вспоминает Марек Правда, социолог и дипломат, бывший посол Польши в Швеции и Германии, директор Представительства Европейской Комиссии в Польше.

По его мнению,которое он высказал в интервью для «Таймс-Польша», важнейшими для Польши в этом событии стали три момента. Во-первых, Евросоюз оказался эффективнейшим инструментом конвергенции, или, если прибегать к метафорам, машиной для засыпки рвов между более и менее развитыми странами. Во-вторых, членство в ЕС и финансовая помощь существенно облегчили экономическую трансформацию, поскольку собственных капиталов и сбережений для инвестиций у Польши на тот момент не было. И, в-третьих, Польша получила выход на европейский и мировой рынки, говоря образно, вернулась в кровеносную систему Европы.

Подводя итоги 15-летия в Евросоюзе, эксперты приводили данные, подтверждающие позитивную динамику во всех сферах. Вот наиболее значимые из них:

  • ВВП на душу населения в 2004 года составлял 50% от среднего по союзу, в 2019-м этот показатель вырос до 69%.

  • Уровень безработицы снизился с почти 20% до 6%.

  • Длина сети скоростных дорог увеличилась с 232 км до более 2101,2 км, а автострад — с 551 км до 1638,5 км.

  • Более 163 млрд евро, по данным Министерства финансов Польши, получила страна из бюджета ЕС, заплатив при этом всего 53 млрд евро.

  • Построено 4500 км железных дорог, куплены современные поезда. Кроме того, на улицах польских городов появилось 3000 новых автобусов, трамваев, троллейбусов.

  • 122 млрд злотых получило в виде непосредственных доплат польское сельское хозяйство.

  • В 2004 году стоимость продуктов питания, проданных в страны Евросоюза, оценивалась в 5,4 млрд евро. Спустя 15 лет эта сумма увеличилась до 28 млрд евро.

  • 180 000 польских ученых и студентов, а также предпринимателей использовали возможность обучаться в европейских университетах.



Польша относится к группе стран, чьи граждане наилучшим образом оценивают евроинтеграцию: 53,1% при 10% негативно настроенных — по данным Евробарометра Европейской комиссии за 2018 год (средний показатель по ЕС 42,8%). Антилидерами рейтинга являются Чехия (27,9%) и Греция (25,3%).

По словам бывшей министра промышленности Польши Хенрики Бохняж, когда Великобритания выйдет из ЕС, Польша будет его пятой экономикой, а это рождает ответственность. «Мы не можем думать о союзе как о банкомате, поскольку мы ответственны за то, каким путем пойдет Европа», — подчеркивает она.

C другой стороны, профессор Юзеф Нижник из Института философии и социологии Польской академии наук отмечает, что приверженность Польши к ЕС имеет очень поверхностный характер: «Люди видят, что ездят по лучшим дорогам, строятся школы или реставрируются старые здания, но при этом в программах обучения на изучение ЕС уделяется очень мало времени. Общество должно знать об этом беспрецедентном политическом и цивилизационном эксперименте больше».




«Если было бы нужно взвесить достоинства и недостатки нашего членства в Евросоюзе, то с полной уверенностью могу сказать, что „плюсы“ бы выиграли», — считает министр предпринимательства и технологии Польши Ядвига Эмилевич. По ее словам, главным шансом для польских предпринимателей стала возможность выхода на почти полмиллиардный европейский рынок, и время показало, что «фирмы достаточно энергичны, чтобы хорошо справляться с его непростыми требованиями». И речь не только об экспорте, поляки всё чаще инвестируют, продвигают свою продукцию в других странах Европы, поглощают локальные фирмы. Например, один из польских лидеров по производству велосипедов в прошлом году выкупил фирму крупнейшего в Голландии «коллеги». И теперь большая часть транспорта поставляется в мировую велостолицу из-под польского Пшасныша. Подобные схемы для расширения бизнеса применяют как крупные польские производители шин, стали, алюминия, так и представители сектора малого и среднего предпринимательства (они становятся владельцами сетей малых магазинов, прачечных, пекарен и т.д.).




Польские эксперты уже сейчас начинают говорить о том, что экономический скачок, который наблюдается сегодня, в скором времени естественным образом стабилизируется. Связано это будет с тем, что Фонд Сплочения ЕС, созданный для выравнивания уровня в государствах-членах, оказывает помощь тем странам, где ВВП на душу населения ниже 75% от среднего по союзу. Безусловно, очередные 6% роста — это тоже важная задача, но дальше, как отмечает Марек Правда, «будет всё труднее». Пройдет «бум» на проекты ради проектов (сегодня 60% государственных инвестиций в стране осуществляется с привлечением средств ЕС), отвечающих не реальным потребностям общества, а скорее амбициям инициаторов. «Есть к чему готовиться, и, наверное, многое нужно будет переосмыслить в пользу человеческого капитала и капитала знаний», — подчеркивает эксперт.

Выгоды членства в ЕС — одна из немногих тем, не вызывающих политических разногласий. Этот факт подчеркивает польский президент Анджей Дуда: «Открытие границ не было предвестником легкой жизни. Общий рынок не означал отмены конкуренции, а деньги ЕС сами по себе ничего бы не сделали. Это мы хорошо воспользовались данным нам шансом».

1749
Реклама. Fundacja Puszczy Rominckiej

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.