Как не стать жертвой мошенников в эпоху коронавируса

Распространение коронавирусной инфекции и введение мер по борьбе с ней привело к резкому росту киберпреступности. Мошенники играют как на нужде людей из пострадавших отраслей, так и на стремлении помочь нуждающимся или опасениях людей за свое здоровье. Рассказываем, как пытаются обманывать в эпоху COVID-19.

По данным Сбербанка, в первые месяцы пандемии мошенники зарегистрировали тысячи доменных имен в интернете со словами «коронавирус», covid и другими, а число фишинговых рассылок выросло на 30% (каждая четвертая из них посвящена коронавирусу). Особенно часто злоумышленники рассылают фишинговые письма от лица Всемирной организации здравоохранения, и к ним нужно относиться максимально осторожно.

У мошенников есть несколько «коронавирусных» сценариев. Например, злоумышленники предлагают людям получить «компенсации за ущерб от вируса» или социальные выплаты в связи с пандемией и просят сообщить им данные о своих банковских картах якобы для перечисления средств. Денег в итоге пострадавшие не получают, а с их счетов похищают оставшиеся денежные средства. Если вам предлагают через соцсети и мессенджеры получить финансовую помощь через 10 минут после регистрации на специальном сайте, то это точно афера. Будьте бдительны и не ведитесь на нее. 

В последнее время также получила распространение схема, когда мошенники звонят людям, представляясь сотрудниками медучреждений и сообщают, что их собеседники контактировали с зараженными коронавирусом. Потом приезжает «медицинская бригада» брать анализы и требует за это несколько тысяч рублей. После получения денег мошенники исчезают.


Также популярна схема, когда доверчивым людям продают дорогостоящие «лекарства» от коронавируса или предлагают пройти «обследование» в клинике. Предложение купить лекарства озвучиваются по телефону, «препараты» после оплаты доставляются курьерами, а потом оказывается, что это безвредные пищевые добавки. Приглашение в «клинику» обычно заканчивается предложением скачать специальное приложение, которое на самом деле является вирусным. Установив такое приложение у себя на телефон, вы рискуете всеми личными данными, хранящимися в нем, а также своими денежными средствами, так как мошенники получают возможность управления устройством.

Целью мошенников становятся не только граждане, но и компании. Сейчас многие предприятия озабочены приобретением средств индивидуальной защиты для своих сотрудников, и иногда из-за спешки и неосмотрительности руководителей они становятся легкой добычей. Злоумышленники обзванивают компании с предложением купить маски, антисептики и перчатки по выгодным ценам. Для ознакомления с ассортиментом предлагается перейти на специально созданный сайт-клон настоящих поставщиков медтоваров. После перечисления денег «продавцы» бесследно исчезают.

Первые случаи подобного мошенничества были зафиксированы в середине марта, а по итогам месяца, согласно оценкам Сбербанка, доля таких преступлений в общем объеме фиксируемого телефонного мошенничества составила порядка 20%. «Даже очень крупные компании страдают от этого вида мошенничества. Так, нам удалось спасти 28 миллионов рублей крупной телекоммуникационной компании, которая пыталась осуществить платеж за средства медицинской защиты компании-клону», — рассказал в интервью «РИА Новости» зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.


 

В Сбербанке напоминают, что одной из главных проблем остается телефонное мошенничество. Преступники, как правило, представляются сотрудниками службы безопасности банка и звонят с номера, очень похожего на номер банка. В ходе недолгого разговора они запрашивают у вас данные о картах, CVV- или CCV-код, код из СМС или пароли от онлайн-банка. Сообщают якобы об «ошибочном переводе» и требуют перевести деньги на защищенный счет для вашей же безопасности, с возможностью их потом вернуть обратно. Но последствия в данном случае будут уже необратимыми. И обманутая жертва остается без денег.

Банки постоянно стараются выявлять злоумышленников и добиваться блокировки мошеннических сайтов, но всегда стоит помнить, что лучшая защита клиента — это осмотрительность. Если вы сами предоставили мошенникам коды ваших карт и с них похитили деньги, то, скорее всего, вы уже не сможете вернуть свои денежные средства.

Поэтому нужно следовать четырем базовым рекомендациям:

— Ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому свои пароли, ПИН- и CVV-коды (трехзначный код на обратной стороне карты) и коды из СМС. Даже людям, представляющимся сотрудникам банка.

— Не переходите по подозрительным ссылкам. Злоумышленники могут заразить ваш компьютер или телефон и с помощью вируса украсть ваши данные

— Используйте только официальные приложения банка в App Store, Google Play и Microsoft Store.

— Запишите номер банка в телефонную книжку, если ваш банк — Сбербанк, то это номера 900 и 8 800 555-55-50. Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный.

Ошибочно считать, что злоумышленники «охотятся» только на людей старшего поколения. Сейчас у мошенников набирают популярность сценарии обмана, рассчитанные и на более молодую аудиторию — 18−30 лет. Поэтому всегда сохраняйте бдительность и осторожность.

*ПАО Сбербанк

2480
Реклама. Сбербанк

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.