Звонки и СМС ограничены: что нужно знать калининградцам о работе коллекторов

Займы, взятые в банках и микрофинансовых организациях, не всегда удаётся выплатить своевременно. Вызванный пандемией коронавируса кризис только усугубил ситуацию для отдельных категорий должников. Работу с такими неплательщиками могут передать коллекторам, которые не всегда соблюдают установленные законом требования. Рассказываем, какие ограничения распространяются на компании, которые занимаются взысканием просроченной задолженности, и куда жаловаться калининградцам, если их права нарушают.

Какие методы работы с должниками разрешено применять коллекторам?

Работу коллекторов с должниками регламентирует Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». В нём закреплено, что такую деятельность могут вести только те организации, которые включены в соответствующий госреестр.

Представители коллекторских агентств имеют право встречаться с должниками лично, звонить им, а также отправлять текстовые, голосовые сообщения и письма по почте, если другое не предусмотрено соответствующим соглашением. Однако такое взаимодействие чётко регламентировано. Кредитор обязан называть свои фамилию, имя и отчество, компанию, в которой он работает, и уточнять подробности о долге. По закону звонить должникам разрешается на чаще двух раз в неделю, по будням — с 8:00 до 22:00, по выходным — с 9:00 до 20:00. Коллекторы могут отправлять не больше четырёх SMS-сообщений в неделю и встречаться с должником лично не чаще одного раза в семь дней по адресу, указанному в договоре кредитования. При этом входить в квартиру без разрешения клиента запрещено.

Законом установлено, что коллектор не имеет права сообщать подробности и вести диалог о долге с родственниками, соседями или другими людьми без согласия самого должника. Запрещается применять физическую силу, угрожать, оказывать психологическое давление и портить имущество клиента. Диалог с ним должен проходить в деловом стиле, без ненормативной лексики.


Жалобы на коллекторов в Калининградской области

Однако в ряде случаев представители компаний, занимающихся взысканием просроченной задолженности, выходят за рамки правового поля. В областном управлении Федеральной службы судебных приставов в конце прошлого года отмечали, что количество жалоб на незаконные действия по взысканию просроченной задолженности в Калининградской области существенно возросло.

С начала 2020 года в управлении ФССП получили уже 52 обращения по поводу работы коллекторов. По данным ведомства, чаще всего обращения поступают на микрофинансовые организации, которые тоже имеют право взыскивать задолженность.

«Это порядка 80 процентов от всех жалоб. Микрофинансовые организации могут привлекать коллекторов, а могут пытаться взыскать задолженность своими силами. Они звонят клиентам, пишут им SMS-сообщения, обращаются по месту работы должников, могут привлекать для этого колл-центры. Жителям необходимо понимать, что с такими организациями очень тяжело потом взаимодействовать», — говорят в пресс-службе регионального управления ФССП.

Жительница Калининграда Анастасия рассказывает, что получает от микрофинансовой организации гораздо больше звонков в неделю, чем положено по закону. «Иногда звонят и после десяти вечера, хотя я объяснила, что в данный момент думаю, как лучше решить проблему с долгом», — говорит женщина.

На коллекторов жалобы в Калининградской области поступают в основном из-за того, что они пытаются взаимодействовать не только с должниками, но и с их родственниками. В региональном управлении ФССП советуют прежде всего выяснить, из-за какого кредита с вами связались представители коллекторского агентства. «В дальнейшем необходимо обратиться в банк, в котором получен кредит, и уточнить, действительно ли право требования кредита перешло к другой организации», — поясняют в службе. За незаконные действия коллекторам грозит административная ответственность.

Куда калининградцам жаловаться на злоупотребления коллекторов?

О незаконных действиях представителей компаний, занимающихся взысканием просроченной задолженности, следует сообщать в областное управление ФССП. В качестве дополнительных доказательств можно приложить фото-, видео- и аудиоматериалы, скриншоты, детализацию звонков, полученные письма, SMS-сообщения и кредитный договор. Заявления следует направлять по электронной почте mail@r39.fssprus.ru либо по адресу: 236022 г. Калининград, проспект Мира, д. 5/7. Если от коллекторов поступают угрозы в адрес должника или его родственников, приставы советуют обращаться в правоохранительные органы.

Спустя четыре месяца после просрочки платежа у должника есть право отказаться от общения с коллекторами либо организовать взаимодействие через адвоката. Для этого нужно направить соответствующее заявление в агентство, которому передали работу с вашей задолженностью, через нотариуса, заказным письмом либо лично под расписку.

Вместе с тем эксперты напоминают, что с коллекторским агентством можно договориться об индивидуальных условиях погашения долга. В связи с пандемией коронавируса власти приняли закон о кредитных каникулах для россиян, попавших в сложную жизненную ситуацию. Им могут списать часть задолженности, предоставить отсрочку или снизить сумму платежа. «Рассматривайте коллектора как консультанта, с которым можно и нужно обсудить, как выйти из ситуации неплатежей. Диалог всегда лучше, чем глухая самоизоляция — ведь долги не исчезнут сами по себе», — советует президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев.

В эту организацию тоже можно направить жалобу на коллекторское агентство, банк или микрофинансовую организацию. «Столкнувшись с нарушением со стороны компании, находящейся в реестре ФССП или ЦБ, решить вопрос достаточно легко, так как на неё имеет воздействие и надзор, и регулятор, да и сама она не заинтересована получить постановление. Более сложная ситуация обстоит с компаниями, которые работают вне закона. В этом случае мы всегда советуем писать нам и в правоохранительные органы», — добавляет член Совета НАПКА Дмитрий Теплицкий.


Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.

1175
Бизнес
Источник: Министерство финансов Калининградской области

Искусство фотографии

Главный редактор «Нового Калининграда» о наследии, сохранять которое нам часто кажется слишком сложным делом.