С 16 ноября старшеклассников в Калининграде перевели на дистанционное обучение из-за эпидситуации с COVID-19. Пока эта мера рассчитана на 2 недели, но уже понятно, что если ситуация не изменится, её действие продлят и на декабрь. Для Английской школы № 1 Ирины Громовой переход в дистант — вынужденная мера, там подчеркивают, что классический подход к образованию, предполагающий общение преподавателя и ученика в аудитории, является фундаментальным для качественного эффективного образования. Однако при этом еще весной Английская школа показала высокую эффективность своих дистанционных занятий, а лето использовала в том числе на подготовку к возможному возвращению дистанта.
«В марте мы настолько успешно перенесли все свои академические процессы в онлайн — причем сделали это естественно и легко. И когда родители по итогам занятий в мае стали говорить о том, что мы, наверное, единственное учебное заведение, которое при переходе на дистант не допустило потери качества ни на йоту, было очень лестно это слышать», — рассказывает основатель школы Ирина Громова, но тут же оговаривается: чтобы организовать на 100% качественный процесс обучения онлайн, нужно вложить 400% своих сил и энергии.



Главным критерием успешности своей работы в школе традиционно считают достижения учеников. Даже с учетом весеннего локдауна, 11-классники Английской школы сдали ЕГЭ на очень высокие баллы. Кроме того, большое количество учащихся, несмотря на пандемию, смогло успешно сдать международные экзамены, получив соответствующие сертификаты.
Усилия по организации процесса, впрочем, оценили не только ученики и родители, но и профессиональное бизнес-сообщество: школу номинировали на премию «Профи-2020». «Такое попадание лонг-лист, конечно, очень важно для нашего бизнеса. Это говорит о том, что эксперты видят нашу компанию на бизнес-карте Калининградской области. Но мы скорее ожидали попадания в номинацию «Бренд года» — нам это было бы менее удивительно, потому что понимаем, что мы уже бренд, устоявшийся в сознании людей, — поясняет Ирина Громова. Однако эксперты посчитали иначе — и номинировали Английскую школу #1 в категорию «Онлайн-проект года».
Аудитория школы сравнима с количеством учеников среднего общеобразовательного заведения — сейчас там обучается более тысячи человек. Для того, чтобы обезопасить их в пандемию, в дополнение к рекомендациям Роспотребнадзора в каждом помещении летом установили по мощному рециркулятору воздуха. Однако вышедшее на прошлой неделе постановление региональных властей внесло свои коррективы, обязав все учебные заведения временно перейти на дистанционную форму обучения.


«Мы не боимся и не переживаем из-за онлайна, хотя и надеемся, что все это закончится как можно быстрее. Но в ситуации, когда ничего поделать не можем, должны повернуть ее под себя, — считает директор по развитию школы Юлия Шкуркина. — Мне кажется, что секрет нашего успеха в том, что мы считаем каждое свое онлайн-занятие концентратом индивидуальных смыслов. Наша задача — чтобы учащийся на таком занятии работал даже больше, чем в аудитории, чтобы был настолько занят эти 1 час 20 минут, чтобы у него не было ни секунды отвлечься, подумать о чем-то второстепенном. Меняются задания, меняются инструменты и учебные ситуации, неизменно только одно: ученик все время находится в интеллектуальном движении».
Развитие интеллектуального потенциала учащихся в Английской школе #1 считают своей главной миссией. «Языковая школа — уже слишком узкое для нас понятие. Мы его переросли, и сейчас мы скорее бурно развивающаяся интеллектуальная экосистема. Мы разрабатываем авторские образовательные программы, пишем учебники, по которым уже работают наши коллеги со всей страны, а на повышение квалификации учителя к нам приезжают из самых разных регионов России. Они хотят увидеть воочию нашу внутреннюю кухню, хотят узнать секреты нашего постоянного роста и развития», — объясняет Юлия Шкуркина.
Время вынужденного затишья на дистанте в школе используют не для того, чтобы концентрироваться на том, что происходит в данный момент, а для того, чтобы думать про будущее. Сейчас школа готовит новую программу когнитивного интеллектуального развития под названием ESSmart. Она будет рассчитана на учеников с 5 по 9 классы и, помимо интенсивного курса английского языка, будет включать углубленный курс русского, а также занятия по логике и критическому мышлению на английском языке — чтобы дети учились понимать и анализировать тексты разного уровня сложности, логично и ясно выражать свои мысли.


«У нас уже есть программа British School, где дети изучают школьные предметы на английском языке. У ребенка, изучающего биологию, географию, химию или IT на двух языках одновременно, и знаний больше, и понимание глубже. Но мы решили подойти к интеллектуальному развитию с другой стороны — дать усиленную гуманитарную подготовку, где основным языком будет родной. Умение мыслить на чужом языке появится, если у тебя родной язык на высоком уровне», — описывает задумку Юлия Шкуркина.
«Опасность нашего времени — второсортные учебные заведения, освобождающие от когнитивных усилий. Об этом я уже говорила неоднократно, — в свою очередь подчеркивает Ирина Громова. — Родители хотят минимизировать усилия, облегчить жизнь детям, выбирают, где можно учиться легко и без учебников. Но дети не могут же всю жизнь на Netflix сидеть! Если не научить их нести ответственность за свою жизнь, они „будут довольствоваться объедками со стола интертеймента“. Вот этот момент меня очень беспокоит. Поэтому мы будем заниматься когнитивным интеллектуальным развитием детей, несмотря ни на что».
© 2003-2025