Из любви к красоте и свету: чем уникальна выставка Брасюнаса в Музее янтаря

В Музее янтаря проходит ретроспективная выставка, посвященная 65-летию со дня рождения Игоря Брасюнаса — выдающегося российского художника-камнереза, который за одно десятилетие сумел вывести в тренд новое направление в обработке янтаря и воплотил в этом камне целую галерею выразительных и нетривиальных художественных образов. В экспозиции представлено около 90 экспонатов из собраний калининградских музеев, частных коллекционеров, друзей и родственников мастера.

«Эта выставка — коллективный труд большого количества людей, которые помнят замечательного мастера и хотели отметить его юбилей таким образом», — говорит Зоя Костяшова, ведущий научный сотрудник музея, знавшая Игоря Брасюнаса лично. Экспонаты для выставки, несмотря на то, что Музею янтаря принадлежат наиболее значительные из работ художника, собирали повсюду: часть предоставили Музей Мирового океана и Музей изобразительных искусств, еще часть — вдова художника Марина Мавропуло, а также сестра Ольгерта Харитонова, многие произведения согласились выставить частные коллекционеры.


В результате удалось собрать, по сути, уникальную экспозицию, в которой представлены работы различных периодов творчества мастера, фотоснимки тех из них, судьба которых неизвестна, а также пластилиновые модели вырезанных в камне композиций — для наглядности и понимания того, как трансформировался художественный замысел автора при воплощении идеи непосредственно в янтаре, несколько из них размещено рядом с законченными произведениями.


Игорь Брасюнас (Харитонов) родился 31 октября в 1955 года на Урале, в городе Лысьва Пермского края. После окончания средней школы попытался поступить в Ленинградскую Академию художеств, но там представленные им рисунки сочли недостаточно профессиональными и посоветовали поступить в Абрамцевское училище под Москвой. В училище, будучи студентом отделения керамики, Игорь познакомился со своей первой женой, Аурикой, чью фамилию взял впоследствии, и вместе с ней уехал жить в Вильнюс, — как говорил он сам, «из любви к Средневековью, ко всему красивому». В Литве во всей полноте раскрылся талант Брасюнаса-резчика: по заказу вильнюсских костёлов он создал несколько деревянных резных композиций на евангельские сюжеты, а также делал небольшие распятия, посохи, кресты и другие предметы церковного назначения.

«Одной из первых работ, которую он изготовил по заказу римско-католической церкви в Литве, была фигура Богоматери, сделанная в духе средневековой деревянной скульптуры», — рассказывает Зоя Костяшова. На выставке в Музее янтаря представлено несколько близких к сакральной скульптуре католических храмов произведений художника из дерева, присланных из Германии его сестрой Ольгертой Харитоновой.

Во второй половине 1980-х годов Брасюнас переехал в Калининград. Первое время продолжал работать с материалами, хорошо передающими объем: деревом, глиной, металлом, — как поясняет Зоя Костяшова, художник, вероятно, просто не сразу смог оценить пластические возможности балтийского янтаря. «Янтарь — материал, который одновременно поглощает и отражает свет. И создавать в нем скульптуру довольно непросто — получается какой-то светящийся силуэт с очень сложно различимой композицией», — говорит она. Только в 1990 году художник начал работать с янтарем.

Первыми работами Игоря Брасюнаса из солнечного камня стали рельефные изображения на небольших кусочках янтаря, собранных им на Куршской косе. Затем он стал делать недорогие янтарные подвесы на кожаных или тканевых шнурках, в которых сочетались различные по форме и фактуре элементы — полированные детали геометрической формы с резными фрагментами или кусочками необработанного янтаря. На выставке представлено несколько таких подвесов из коллекции вдовы художника Марины Мавропуло.

 

Постепенно увлечение янтарем переросло в основное направление в его творчестве, он стремился научиться делать из янтаря резную скульптуру, которая впоследствии стала его главным пристрастием. При обработке янтаря он применял разнообразные приемы, освоенные при работе другими материалами — костью, деревом и керамикой. Поэтому его произведения отличаются оригинальной композицией, выверенными объемами, гармоничным сочетанием материалов и виртуозной резьбой.

«Игорь был не только великолепным резчиком, очень энергичным и деятельным человеком, но и обладал несомненными лидерскими качествами, — отмечает Зоя Костяшова. — Не случайно именно он стал главой и идейным вдохновителем первого за всю историю Калининградской области неформального объединения янтарщиков „Романтический проект“, образованного во второй половине 1990-х». Задачу перед собой члены объединения поставили амбициозную — сделать резьбу главным направлением в работе с янтарем. «Если мы возьмем 70-е и даже 80-е годы, то в основном в этот период из янтаря создавались ювелирные украшения, — объясняет Зоя Костяшова. — И даже Эрнест Лист — первый калининградский художник, начавший резать янтарь — в свое время жаловался, что искусствоведы попросту не оценивают резные работы». Ну а большим совместным делом «Романтического проекта» стала работа над созданием янтарной каюты для Музея Мирового океана.

Отдавая дань постмодернистской традиции, Игорь Брасюнас в своих работах широко использовал приемы и мотивы искусства разных времен и народов — от Древнего Египта, Индии, Японии до работ русских косторезов. Но весь этот опыт прошлого не просто копировался, а творчески переосмысливался мастером.


Игорь Владиславович Брасюнас ушел из жизни неожиданно и в самом расцвете творческих сил. Художник справедливо полагал, что находится в начале своего пути в искусстве и рассчитывал совершить еще очень многое. Однако замыслы и оригинальные идеи волей судьбы остались нереализованными. Но своим творчеством он оказал заметное влияние на современное янтарное искусство в Калининградской области и России.

Выставка памяти Игоря Брасюнаса работает до 21 февраля 2021 года.
Музей янтаря благодарит сотрудников калининградских музеев, коллег, родственников и друзей художника за помощь в подготовке ретроспективной экспозиции.

0+

Справка

Калининградский областной музей янтаря

г. Калининград, пл Маршала Василевского, 1

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]
8270
Реклама. Калининградский музей янтаря