Генеральный директор «АВ Технологии» Алексей Мартынец рассказывает о пути в предпринимательстве и перспективах переработки молока.
— Компания «АВ Технологии» является соучредителем «Залесского фермера» (доля 24,5% — Ред.) — бренда, который не нуждается в представлении. Десять лет назад, когда проект стартовал, что определяло развитие компании?
— При создании молокоперерабатывающего предприятия мы решили сделать ставку на натуральный продукт — подняли ГОСТ по сметане, творогу и другим продуктам, начали собирать команду технологов, инженеров. Вначале объём производства составлял не более 20 тонн молока в сутки, продолжали налаживать процессы. Не скажу, что мы были на сто процентов уверены в том, что проект станет успешным. В бизнесе не бывает гарантий, будет ли стартап успешным, зависит от большого числа факторов.
— Но у вас получилось.
— За этим стоит большой путь. Были моменты, когда мы выливали по 10 тонн кефира, потому что он был неправильно приготовлен. Творог получался с повышенной кислотностью — приходилось ездить по магазинам, снимать с полок. Наверное, любой производитель рано или поздно сталкивается с искушением упростить процесс, заменить сырьё аналогами, например, сухим молоком, и так далее. Мы не поддались. А когда увидели, что продукция «Залесского фермера» востребована покупателями, убедились, что были абсолютно правы, поставив на натуральность.
— Знаю, что за этим последовал процесс инвестиций — расширения производства и линейки продукции.
— Большая часть пришлась на оборудование: десять лет назад на российском рынке не было современного молочного оборудования, в основном всё привозили из Европы. Что касается ассортимента продукции, вначале выпускали базовую линейку. Кефир, к примеру, производим с использованием натуральной кефирной закваски. Для нас принципиально работать с живыми, натуральными заквасками, хотя это дороже и сложнее технологически. Когда почувствовали, что продукция «Залесского фермера» востребована, и мы можем продавать больше, начали расширять производство и выпускать линейку йогуртов, зернёный творог, другие продукты. Сегодня ежедневно перерабатываем порядка 180 тонн молока.
— Когда проводили экскурсию по заводу, я с интересом следила за тем, как вы общаетесь с сотрудниками. Одно из наблюдений: не каждый руководитель настолько приветлив.
— Каждый ведёт себя так, как ему комфортно, мне комфортно именно так. Прозвучит громко, но мы действительно воспринимаем друг друга как большую семью. Нам очень повезло с командой: генеральный директор Владимир Кириллов, директор по производству Надежда Землянникова, главный технолог Марина Давыдова, финансовый директор Наталия Печенина, коммерческий директор Татьяна Турукалова и другие высококлассные специалисты, которые трудятся с полной отдачей.
— Второе наблюдение: вы хорошо знаете в деталях, как устроены процессы, разбираетесь в технологии приготовления йогуртов, сметаны, творога, как растёт кефирный грибок, например.
— Достичь хороших результатов не получится, пока ты с головой не погрузишься в процесс. Когда знаком с технологией производства, лучше понимаешь, от чего зависит качество кефира, сметаны, творога или йогурта, а когда знаешь, как работает оборудование, меньше вероятность, что переплатишь за ненужную или некачественную технику. Бизнес — это такая игра в деньги: ошибся — плати, недосмотрел — плати. Если ты очень богатый человек, то можешь пожизненно субсидировать нерентабельный бизнес. Но если ресурсы не безграничны, нужно погружаться в детали самому. И очень важно иметь команду хороших специалистов.
— Термины «натуральный» и «фермерский» сегодня используются практически в каждой маркетинговой стратегии. Ценность этих понятий девальвируется?
— Вы правы, вокруг этого посыла немало спекуляций. Но мы, будучи производителем натуральной молочной продукции, не можем не писать об этом на упаковке, строить маркетинг иначе. То, что кто-то спекулирует термином «натуральный», нам никак не вредит. Организм не обманешь, покупатель всегда почувствует разницу между натуральным продуктом и его аналогом.
— Стеклянная упаковка пользовалась бы спросом?
— Мы думали об этом, но пока больше минусов. Это неудобно для покупателей — стеклянные бутылки тяжёлые, легко бьются. Во-вторых, это дороже. Покупатель очень чуток к ценообразованию. Цены на молочную продукцию должны оставаться рыночными.
— Что приносит вам больше всего удовольствия?
— Удовольствие — ещё одна составляющая успеха. Когда тебе нравится то, чем ты занимаешься, то и результат хороший. Это такой же круговорот, как в природе, — не отдашь, не получишь. Ты отдаёшь бизнесу своё время и силы, а взамен — если бизнес успешный — получаешь финансовую выгоду. Но прежде нужно вложиться, и лучше, конечно, делать это на позитиве.
— Какое из принятых решений считаете главным?
— Я думаю, пройдёт ещёТекст: Софья Сараева, фото — Светлана Андрюхина.
Журнал «Королевские ворота», № 1 январь 2021