AmberForum 2022: как формируется национальный бренд России

В 2022 году янтарная отрасль отмечает два юбилея — большой и маленький. 75 лет назад был создан Калининградский янтарный комбинат. Спустя почти семь десятков лет, войдя в Госкорпорацию «Ростех», он сформулировал амбициозную и красивую задачу: стать флагманом не только в балтийском регионе, но и во всем мире, объединив под своими парусами промышленность, творческие силы и передовую научную мысль. Так родился Международный экономический форум янтарной отрасли AmberForum. Он прошел в Светлогорске уже в пятый раз.

Постоянные участники и посетители форума успели привыкнуть к традиционно высокой планке, которую ставят перед собой устроители. В этом году организаторам удалось превзойти самих себя: это касается и оформления выставочной площадки, и программы (в особенности ее деловой части, объединившей около 20 спикеров — представителей самых разных сфер). День официального открытия AmberForum 2022, который пришелся на 17 июля, стартовав с яркой и где-то даже ироничной церемонии — например, официальных гостей встречал разудалый кубанский хор афророссиян, — быстро перерос в серьезный разговор о стратегии развития янтарной отрасли, стоящих перед ней вызовах и первых достигнутых целях.

Стратегия развития, принятая в 2017 году на федеральном уровне (ее утверждало своим распоряжением Правительство России), предполагала решение десятка основных задач, учитывающих буквально все нюансы — от развития конкурентной среды в янтарной отрасли и внедрения современных технологий в добычу-переработку до формирования имиджа Калининградской области как центра художественной обработки и изучения янтаря; использования туризма для продвижения продукции из «солнечного камня». Во многом поспособствовать этому была призвана модернизация Янтарного комбината. Тогда, пять лет назад, на втором по счету форуме, назывались следующие цифры: до 2025 года увеличить добычу янтаря до 500 тонн в год; нарастить количество выпускаемой продукции с добавленной стоимостью в 7 раз; расширить занятость в сфере переработки янтаря в 3 раза. Среди механизмов, которые помогают этого достичь, — льготные займы, поддержка по линии фонда развития предпринимательства и субсидирование затрат на НИОКР.

Сегодня мы можем делать первые выводы и судить о том, в правильном ли направлении движется предприятие. Например, заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Беспрозванных, приветствуя участников по видеосвязи с другого важного форума — Петербургского международного экономического — упомянул, что объем производства и переработки янтаря на комбинате в 2021 году составил 2,2 млрд рублей — цифра говорит сама за себя. Председатель Совета директоров АО «Калининградский янтарный комбинат», управляющий директор Госкорпорации «Ростех» Владимир Литвин, зачитавший приветственный адрес ее главы Сергея Чемезова, существенно картину дополнил: 285 новых рабочих мест с момента принятия Стратегии (всего в янтарной отрасли региона сегодня трудятся 2 тыс. человек — 54 юрлица и 133 индивидуальных предпринимателя), рост ежегодной выручки до 3,7 млрд рублей, в 2 раза увеличившиеся отчисления в бюджеты разных уровней, выросший до 50 тонн объем переработки сырья (на самом предприятии), до 575,7 тонны — объем добычи (то есть, в полтора раза), до 658 тонн — объем проданного янтаря (с учетом запасов). В прошлом году помимо электронных аукционов на бирже «Санкт-Петербург» комбинат провел 11 собственных торгов, предназначенных в том числе отдельно для микробизнеса и художников. Созданы новые туристические объекты, которые привлекают тысячи посетителей — на самом предприятии и за его пределами, как «Янтарная галерея» на Арбате. Прикладываются значительные усилия для того, чтобы развивать художественную ценность янтарных изделий, с одной стороны, и проводить научные исследования целебных и иных свойств янтаря — с другой.

Наконец, это миллиард рублей, направленных на модернизацию комбината за последние 5 лет, — толика того, что предстоит вложить. Как рассказал генеральный директор Калининградского янтарного комбината Михаил Зацепин, большую часть — 613 млн — предприятие перечислило на свое развитие в прошлом году. «Мы уже сделали очень и очень много в плане модернизации, обновления производства. Построили новый обогатительно-доводочный комплекс в карьере, который позволяет перерабатывать до 10 тонн янтаря в сутки с меньшими потерями, потому что это новейшее щадящее оборудование — задел лет на 50 вперед», — отметил он. Сейчас в планах предприятия — строительство сортировочно-складского и гаражного комплексов, административного здания, а также возведение двух жилых домов на 150 квартир для сотрудников комбината и открытие новых общежитий для приглашенных специалистов.

Параллельно Янтарный комбинат предпринял огромные усилия для того, чтобы изменилась атмосфера в отрасли в целом, а занятые в ней художники и предприниматели уверенно смотрели в будущее. Для этого помимо проведения упомянутых аукционов был создан «янтарный кластер», объединивший лучших из лучших и получающий сырье по прямому контракту с комбинатом. О том, насколько успешен этот опыт, говорит статистика: если в 2019 году янтарщики региона заплатили 384 млн рублей налогов, то в 2020 — уже 972 млн, а в 2021 — 1,3 млрд. «Инвестиционный климат в янтарной отрасли находится в гораздо лучшей ситуации, чем во многих других отраслях», — констатировал Главный федеральный инспектор по Калининградской области Николай Алисов. Он напомнил, что этому оздоровлению и развитию посодействовали в том числе инициированные комбинатом изменения федерального законодательства: введенная три года назад уголовная ответственность за незаконный оборот янтаря и установленные большие штрафы за нелегальную добычу сырца (до 500 тыс. рублей для граждан и до 60 млн — для юрлиц).

Однако жизнь рождает все новые и новые вызовы. Одним из самых серьезных стали международные и экономические изменения последних месяцев, которые коснулись и AmberForum 2022. Если раньше традиционно значительное место на нем занимали янтарщики из стран Балтии, сейчас единственным, кто из них отважился приехать в Светлогорск, был Гедрюс Гунторюс, организатор ежегодной вильнюсской выставки «Amber Trip». Однако, убежден Михаил Зацепин, все это — возможность найти новые точки роста. И некоторые из них комбинат нащупал уже сейчас: это выход на рынок Ближнего Востока. Не случайно одним из главных гостей форума стал председатель Янтарной ассоциации стран Персидского залива Мохаммад Алькандари из Кувейта. На церемонии открытия он признался, что накануне, во время одного из предусмотренных программой аукционов, выкупил 11 лотов. И это лучшая иллюстрация правильности выбранного Янтарным комбинатом пути. Стоит добавить, что в аукционах приняли участие также представители Литвы, Армении, Гонконга, Сербии, Турции и Китая.

«Несмотря на сложившуюся политическую ситуацию, перед Янтарным комбинатом стоит амбициозная задача — продвижение янтаря как национального бренда России», — подытожил Владимир Литвин. Кажется, эта задача уже выполняется.

1556
Реклама. АО «Калининградский янтарный комбинат»

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.