На «пороге» стихии: в Светлогорске применили редкую технологию строительства

В Светлогорске при строительстве на променаде использовали бетон с выдающимися характеристиками, нужный для создания фундамента по редкой технологии. Его производством занимается лидер калининградского рынка бетона — Завод ЖБИ-2. У технологии романтичное название — «белая ванна» — и непревзойденный гидроизоляционный эффект. Для объекта в 20 метрах от морской воды (речь о комплексах апартаментов по обе стороны лифта) это решающий фактор.

Практически все крупные современные города испытывают дефицит свободных площадей. По этой причине люди давно научились использовать подземное пространство, и, например, паркингом в несколько «минусовых» этажей уже никого не удивишь. Проблема защиты от грунтовых вод, со временем просачивающихся в любые щели и микротрещины, в подобных проектах встает «в полный рост». Особенно это касается таких «переувлажненных» регионов, как Калининградская область — что уж говорить о здании, которое находится прямо на «пороге» стихии. Поэтому, когда задумывался проект строительства апартаментов на светлогорском променаде, его разработчики обратились к технологии «белой ванны», рассказывает Игорь Можин, главный инженер компании-подрядчика — ООО «ТСК «Запад». Суть метода в использовании специальных добавок-модификаторов в бетонную смесь: они расширяются, «связывают» ее и, не давая усадки, помогают избежать образования трещин.

«Мы привыкли, что ванна — сосуд, из которого не проливается вода. Представьте, что это корабль, и его „поставили на воду“ — тогда вы поймете, чего мы пытаемся добиться. В Англии во время Второй мировой войны были в ходу суда, которые выполнялись из армоцемента. „Белая ванна“ фактически повторяет такой корабль — но только это будет здание. Другими словами, должно получиться водонепроницаемое железобетонное сооружение», — поясняет Игорь Можин.

Обычно при заливке фундамента для гидроизоляции его оклеивают либо наносят сверху специальные составы. Это требует дополнительных работ с грунтом до и после процедуры — а тонкий внешний непроницаемый слой в такой ситуации легко повредить. Как правило, в итоге все выливается в проблемы через несколько лет эксплуатации здания, и гидроизоляцию постоянно приходится доводить до ума, что означает серьезные траты.



«Если применять технологию „белой ванны“, впоследствии не требуется ни оклейки, ни обмазки фундамента — ее выполнять нет необходимости. Соответственно, мы экономим на материале, на этих работах, на выемке грунта, других работах, которые могли бы понадобиться, если бы не эта технология», — отмечает коммерческий директор директор компании «Евросинтез» Эдуард Геворкян. Это российская научно-производственная компания, специализирующаяся на разработке, производстве и поставке строительной химии, которая выпускает в том числе пластификаторы и модификатор, необходимый при применении технологии «белой ванны». Они состоят полностью из российских компонентов. Продукция «Евросинтеза» как раз и используется Заводом ЖБИ-2 при изготовлении бетона для объектов в Светлогорске.


Саму технологию «белой ванны» разработали в 80-е годы в Германии. Поначалу, как и ко всему новому, к ней отнеслись настороженно, сейчас же в Европе подобным образом возводится до 80% зданий. В России главным локомотивом ее внедрения является Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона имени А.А. Гвоздева (НИИЖБ). Он принимал участие не только в создании отечественной рецептуры такого бетона, но и разработал инженерную методику расчета напряжений, адаптированную для применения при проектировании. Методика была опробована при расчете подземных конструкций Белоярской АЭС, комплекса «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге, футбольного стадиона в Ростове-на Дону. Наблюдения в течение 8 лет за одним из построенных по технологии «белой ванны» зданий, проведенные специалистами НИИЖБ, показали, что не потребовалось ни одного случая ремонта гидроизоляции. В итоге это позволяет серьезно сэкономить.

Однако для качественной «белой ванны» нужно соблюдать правила, гарантирующие надежность: это применение бетона высокого класса, правильная его укладка на объекте, быстрая доставка, сведение к минимуму усадочных трещин (для этого нужна правильная рецептура бетонной смеси, правильный уход за уложенным бетоном и так далее), надежная гидроизоляция всех швов и технологических отверстий, рассказывает начальник лаборатории Завода ЖБИ-2 Елена Мозолина. Для создания хорошего бетона необходимы соответствующие материалы (завод ЖБИ-2 сам производит высококачественный песок в своем карьере «Каменское») и строжайший контроль на всех этапах: подготовки (когда изучается гранулометрический состава песка и качества цемента), дозировки; подвижности смеси перед загрузкой в машины; укладки; затвердевания. «Происходит непрерывный контроль производства смеси нами и техническими специалистами заказчика. А на объекте есть еще один лаборант, который принимает эту смесь, смотрит осадку „конуса“, забирает образцы и контролирует технологию укладки, а потом — затвердевание», — добавляет она. Пока бетон набирает прочность, за ним ухаживают, как за маленьким ребенком: следят за тем, чтобы не было лишней влаги или, наоборот, чтобы ее хватало, чтобы дожди не смывали бетонное «молочко», укрывают, обеспечивают тепло. Важно, что Завод ЖБИ-2 может обеспечить полный контроль производства бетона, начиная с производства песка в карьере, заканчивая точным автоматизированным дозированием и доставкой с минимальным плечом. При этом предприятие имеет многолетний опыт поставок на ответственные объекты, из последних — Приморская ТЭЦ, строящийся Музейный комплекс на Острове Октябрьский, автомобильный и железнодорожный мосты через реку Преголя. Поэтому завод и выбрали для осуществления проекта на светлогорском променаде — после долгого и тщательного изучения калининградского рынка.

Сооружение, возведенное по технологии «белой ванны», способно десятки лет работать в условиях постоянной нагрузки со стороны грунтовых вод. «Для того, чтобы эксплуатация была комфортной и для эксплуатирующей организации и для будущих жильцов, и применяется эта технология. Вы заезжаете на парковку, не видите луж и получаете удовольствие», — резюмирует Игорь Можин. И все это — в нескольких метрах от бушующих волн.

Справка

Завод ЖБИ-2

г. Калининград, ул. Мукомольная, 14
10066
Реклама. ОАО «Завод ЖБИ-2»

Есть мнение: отрицание, гнев, торг, депрессия, увольнение Любивого

Обозреватель «Нового Калининграда» Денис Шелеметьев — о недосказанностях в деле экс-главврача БСМП.