Уходящий год вернул отечественный бизнес в точку отсчета, когда рынок меняется непредсказуемо, открывая новые возможности. Александр Данишевский — известный в Калининграде предприниматель и общественный деятель, рассказал о том, как найти свою нишу, есть ли универсальные рецепты успешного бизнеса и в чем суть выражения «деньги должны потеть».
— Можно ли оказаться в бизнесе случайно или все подчинено воле, мечте? Как Вы пришли в бизнес?
— В силу своей ответственности. В начале восьмидесятых я — студент Калининградского технического института рыбной промышленности, учусь хорошо, получаю стипендию, и её еще хватает на жизнь. И вот я женился, родилось двое детей, и денег сразу стало не хватать. Пришлось устроиться сразу на три работы, четвёртую не считаю, я студент. Эта ответственность за близких заставила искать возможности. В итоге этот поиск и привел в бизнес, который начался уже в годы перестройки..
— Вы имеете в виду кооперативное движение?
— Да, тогда стабильность в государстве стремительно таяла, все искали точку опоры. В это время со мной происходит неприятная история. Моя супруга попадает в дорожно-транспортного происшествие и сильно повреждает другую машину. Пострадавшему нужно было возместить существенную по тем временам сумму — 120 рублей, это, считай, зарплата. У меня этих денег не оказалось, пришлось брать в долг на определённый срок. Но я решил так — использую это время чтобы деньги поработали, и тут же вложил их в организацию общепита и в торговлю автомобильной резиной. Машину тоже пришлось продать. Все вырученные средства вложил в автобизнес. Так все и началось.
— Вы как-то просчитывали свою тактику или действовали больше по наитию?
— Во времена тотального дефицита четкий расчет был редкостью. Все действовали методом проб и чувства «пойдет-не пойдет». Открывал точки общепита, торговал автомобилями и автошинами и частенько вовлекал в процесс своих приятелей. Порой под мастерство «свата-брата» появлялась бизнес-идея. Тогда в целом по стране первые ростки бизнеса строились по схеме купи-продай, но многие уже понимали, что нужно организовывать производства. Не подпольные цеха, как в застойные годы, а настоящие легальные производства. В девяностые мы занимались торговлей рыбой, рыбопереработкой и автотранспортными перевозками. А потом совершенно случайно я занялся кофе.
— Разве можно заняться бизнесом случайно?
— Случайно может возникнуть идея. Так и произошло в этом случае. В частном разговоре один знакомый рассказал, что у него есть оборудование для производства кофе и он хочет его продать. Идея меня захватила, и я купил эту линию. Так в 1999 году появилась кофейная фабрика полного цикла «Данор». На Гамбургской кофейной бирже мы закупали зерна, привозили в Калининград, а здесь организовали обжарку, помол и упаковку готового продукта.
— Что в итоге стало с этим бизнесом? «Не взлетел»?
— Скорее не созрел. Мы сделали ставку на оптовую продажу кофе и бесплатную аренду кофемашин при покупке кофе. В итоге наши кофемашины вместо фирменного продукта стали заполнять дешевым кофе. Все это привело к тому, что фабрика перестала приносить доход. Сегодня это было бы процветающее предприятие, но тогда спасти производство мог только слепой шанс. И теперь я понимаю, где он был и как мы его упустили.
— И что же это был за шанс? Какая ошибка была допущена?
— В то время в Россию начали массово заходить крупные европейские торговые сети, организовываться свой ритейл. Тогда у нас запросили 400 долларов за вход в один магазин сети. Меня такое предложение возмутило, при дефиците товара. Я просто не понимал, что это нормальная практика, и это бы спасло наше кофейное производство.

— Фиаско — это всегда тяжело. Но как пережить поражение, есть универсальное средство?
— Вообще я рисковый человек и про потери в бизнесе знаю не понаслышке. Таких взлётов и падений у меня было не один и не два — десятки. Могу заложить последнее, если вижу возможности и понимаю цель. Конечно, нужно руководствоваться и здравым расчетом. Мои финансовые аналитики не раз предостерегали от невыгодных сделок, но последнее слово всегда за интуицией. Здесь все просто, изначально необходимо принять, что потери — это неотъемлемая часть бизнеса и не повод опускать руки. Предприниматель должен «гореть» своим делом, верить в него и как не банально, влюбиться в дело и любить!
— После кофе в вашей жизни появляется алкогольный бизнес, а там, где есть алкоголь, там всегда есть определенное влияние на репутацию. Чувствуете этот шлейф?
— Да, после кофейной истории я построил «Калининградский винодельческий завод» в Советске, занялся оптовой продажей алкоголя, взял в аренду склады. Безусловно, репутационный шлейф есть. В его основе — устаревшие представление об этом бизнесе и определённый негативный стереотип. Именно на этом когда-то играли мои недопропорядочные конкуренты и заказывали статьи в «желтую» прессу. Но это все в прошлом. А что такое алкогольный бизнес сегодня — это жесткое лицензирование, множество регламентов и ограничений, очень прозрачная среда и колоссальные акцизы и налоги. Это ответственный и сложный бизнес, и относиться к нему нужно так же, как и к любому производству.
— Девять лет назад вы вы основали компанию «Аэроблок», которую посетил в бытность премьер-министром Дмитрий Медведев. Как это произошло, и вообще — всегда ли полезно внимание политиков такого калибра?
— Опять же — история из жизни. Я поехал в Польшу для того, чтобы закупить газосиликатный блок для торговли. Нужный объем мне не продали, потом назвали грабительскую цену. Все это меня здорово задело. Я уехал и по дороге думал, до каких пор мы будем покупать это за границей по чужим правилам, когда сами можем производить не хуже, а то и лучше? Я принял решение заняться производством газосиликатных блоков. Дело пошло, но мы сразу почувствовали сильнейший демпинг со стороны импорта и начали просто тонуть. Мы разобрались в лоббистских механизмах и выяснили, что: литовская и польская продукция завозилась в Калининград беспошлинно, тогда как местные производители обязаны платить НДС. Это было крайне несправедливо! Я начал стучать во все двери, писал на таможню, но результата не было. Тогда я заручился письменной поддержкой правительства Калининградской области, и мы отправили документы в федеральные инстанции. Наше письмо оказалось на столе у премьер-министра Дмитрия Медведева. Мы написали, что называется, «на удачу». Я давал 90%, что письмо не подпишут, и лишь 10% на то, что возможен удачный исход. Но в итоге Дмитрий Медведев подписал это письмо и правительство отменило льготу на ввоз импортного газобетона.

— Помните этот день?
— Сказать, что мы были обрадованы этому решению — не сказать ничего. Конечно же, мы отметили это событие всей командой. Но нас ждал еще один сюрприз. Когда мы узнали, что премьер-министр приезжает в Калининград, то сразу предложили посетить наш завод. Помню, стою у завода, в ожидании кортежа, подъезжает автомобиль, а за рулём Дмитрий Медведев на личном авто. Выходит и бодро говорит: «Ну что, давай показывай!».
Из всей этой истории я сделал вывод, что в нашей стране можно добиваться того, чего ты хочешь, если есть сильное желание развивать и сохранять бизнес. Главное — уметь обосновать свою позицию, аргументировать в цифрах, фактах и не бояться стучаться в закрытые двери.
— Как вы относитесь к растиражированной коучами финансовой грамотности? 10% — на подушку безопасности, 10% — на развитие?
— Да, я слышал о таком правиле, но никогда его не использовал. Наверное, это работает, но у меня совершенно другая манера ведения бизнеса, я стараюсь всё вкладывать в бизнес. Абсолютно все деньги «должны потеть» — наверное, это мое фирменное правило. Я никогда не вытаскиваю деньги с предприятий, если понимаю, что там инвестиции в оборудование, в развитие. Это должно работать по максимуму.
— Где берете вдохновение, как приходят новые идеи для бизнеса?
— Самые интересные идеи приходят, когда я не занят мыслями о работе. Замечал, что после занятий спортом посещают самые свежие мысли. Видимо, отвлечение от производственных процессов снимает какие-то барьеры в сознании и приходят очень интересные идеи.
Я много езжу по регионам России, по разным странам, где мне интересны в первую очередь производственные процессы. Сегодня я присматриваюсь к инновационным строительным материалам. Меня притягивают инноваторы, разработчики и ученые. Так я получаю новую энергию.
— У вас крепкая семья, хотели бы, чтобы дети пошли по вашим стопам? От чего бы предостерегли их и вообще молодых предпринимателей?
— Конечно, мне хотелось бы видеть в детях продолжателей своего дела, и сын и дочь уже вовлечены в бизнес. Но дети сами должны принимать решения. А молодым предпринимателям я бы посоветовал знать цену денег. Не забирать их из бизнеса, а уметь ждать дохода. Тогда дело будет работать и развиваться, ведь деньги сами по себе к счастью отношения не имеют.
© 2003-2025