ФЦП: желаемое и действительное

Федеральная целевая программа развития Калининградской области была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 и реализуется с 2002 года. Основная ее цель — создание условий устойчивого социально-экономического развития региона, улучшение инвестиционного климата. Так достиг ли наш регион устойчивого развития почти за 12 лет реализации ФЦП?

У исполнителей и контролеров — разные взгляды 

Вокруг исполнения ФЦП в Калининградской области, то есть строительства социально значимых объектов — от очистных сооружений и газопроводов до детских садов — постоянно возникают какие-то скандалы. В основном из-за того, что объекты сдаются не в срок и низкого качества. Власть винит во всем подрядчиков: мол, не умеют организовать строительное производство, не имеют достаточных оборотных средств и производственных мощностей, рабочих, квалифицированного инженерного персонала. Подрядчики считают, что «собака порылась» в кабинетах правительства и администрации Калининграда. Более того, в течение 2013 года представители регионального правительства озвучивали противоречивые цифры освоения ФЦП. Например, министерство экономики области посчитало, что на август 2013 года Калининградская область освоила 23% средств по ФЦП. А в сентябре вице-премьер Константин Суслов назвал цифру 40%. Еще через месяц стало известно, что Минрегионразвития России намерено отобрать у правительства области контроль над ФЦП, потому что, по данным ведомства, ее реализация составила всего 10%. Потом опять выступил Суслов с уточненными данными — 32% освоения. И уже в декабре 2013 года вице-премьер Юрий Федяшов на итоговой пресс-конференции заявил, что региональным властям удастся к январю 2014 года обеспечить 100-процентное исполнение Федеральной целевой программы развития области. А пока власти соревнуются в отчетности, рядовые граждане, для кого вся эта ФЦП и задумана, продолжают ожидать газа, очистных сооружений, дорог, школ и детских садиков.

А что по факту?

Официальный отчет правительства области о выполнении ФЦП в 2013 году звучит так: «Всего в рамках ФЦП на период до 2015 года в 2013 году за счет остатков и лимитов средств необходимо было выполнить работы на сумму 12,528 млрд рублей. По состоянию на 01.01.2014 года в счет указанных средств освоено 8,316 млрд рублей, что составляет 66,4%. Пообъектный анализ исполнения ФЦП в 2013 г. показывает, что основной причиной неисполнения ФЦП явилась неудовлетворительная работа подрядных организаций: неумение организовать строительное производство, недостаток оборотных средств, нехватка производственных мощностей, рабочих, квалифицированного инженерного персонала, отсутствие входного контроля качества поставляемых на стройку конструкций и материалов. Отсутствие у подрядных организаций грамотного инженерного персонала по составлению исполнительной документации, что приводит к затягиванию сроков сдачи актов выполненных работ. В связи с этим были предприняты следующие меры: построена системная работа по понуждению недобросовестных подрядных организаций к исполнению своих контрактных обязательств. Для недопущения недобросовестных подрядчиков, отбираемых согласно 94-ФЗ, были внесены следующие изменения: исключено авансирование; предусмотрена оплата за построенный конструктив; увеличен размер пени за нарушение сроков начала и окончания выполнения работ с 0,1% до 0,5%; предусмотрено взыскание штрафа за неисполнение контракта; предусмотрено условие о расторжении контракта заказчиком в одностороннем порядке (по действующим контрактам направлены заказчикам проекты дополнительных соглашений о внесении в них соответствующих изменений); при окончательном расчете заказчик удерживает пени путем уменьшения суммы окончательного расчета с подрядчиком. Велись переговоры и осуществлялась переписка с подрядными организациями о добровольном погашении суммы неустойки и подписании соглашения о расторжении контракта; претензии выставлялись не только о взыскании суммы неустойки и штрафа за неисполнение обязательств по контракту, но и об устранении недостатков в работах, об активизировании работ на объекте.

Претензионная и судебная работа в 2013 году велась по 86 объектам

Всего выставлено 172 претензии на общую сумму 1 427,3 млн рублей. В Арбитражный суд Калининградской области предъявлено муниципальными и государственными заказчиками 48 исков на общую сумму 1 204,6 млн рублей. В Арбитражном суде за 2013 год было рассмотрено 35 исков. По 14 исковым заявлениям вынесены положительные решения о взыскании с подрядных организаций штрафных санкций на общую сумму 213,3 млн рублей. Оштрафованы подрядчики следующих объектов: детского сада на 150 мест в г. Светлогорске и проекта комплексной застройки участков, расположенных в границах ул. Подп. Емельянова в г. Калининграде (очистных сооружений дождевой канализации и обслуживающих инженерных сетей) (ООО «Люкс-Строй»); очистных сооружений г. Багратионовска (ООО «Росэкострой»); РТС «Северная» по ул. Сибирякова в Калининграде (1-я очередь) (ООО «Инвестиционная компания «ЭлитБизнесСтрой») и др.

В настоящее время в стадии рассмотрения находятся 14 исковых заявлений по объектам: газопровод высокого давления от АГРС к г. Балтийску (ООО «Строй-регион»); строительство детского сада на 240 мест в г. Гурьевске (ООО «НиПС»); строительство детского сада на 120 мест в г. Светлом (ООО «УНГС Инжиниринг»); реконструкция набережной со строительством пирса в г. Зеленоградске, вторая очередь (ОАО «Мостострой № 6») и др.

По итогам 2013 года расторгнуто 3 контракта по следующим объектам: восстановительные работы в городском зале «Штадтхалле»; Калининградский областной историко-художественный музей (ООО «Люкс-Строй»); строительство детского сада на 240 мест в Балтийске по ул. Гвардейский бульвар (ООО «СТРОЙТРЕСТ»); строительство детского сада на 240 мест в г. Черняховске (разработка проектной и рабочей документации) (ООО «УНГС Инжиниринг»).

Минрегион РФ
 такая работа на местах не устраивает

Министр регионального развития Игорь Слюняев осенью прошлого года обратил внимание руководства Калининградской области на низкий уровень исполнения Федеральной целевой программы развития области до 2015 года, который отмечается в течение длительного времени. И отметил, что сей факт заставляет Минрегион России предложить создание дирекции министерства в Калининграде. По мнению представителей Минрегиона, дирекция могла бы самостоятельно заниматься реализацией программных мероприятий, что могло бы стать одним из вариантов решения проблемы низкого исполнения программы. По данным Минрегиона Р. Ф., по состоянию на 1 сентября при реализации программы было освоено чуть более 10% средств, выделенных из федерального бюджета, в том числе по линии Минрегиона России — 14,8%. Министр поставил задачу ускорить разработку проектно-сметной документации, особо отметив необходимость внимательного отношения к объектам промышленных кластеров и чемпионата мира по футболу 2018 года.

oblogka_03_1_1.jpgОзаботилась нашей ФЦП и Счетная палата РФ

Руководитель С. П. Татьяна Голикова отправила на доработку Федеральную целевую программу развития Калининградской области до 2020 года. По ее словам, ФЦП должна быть доработана 

в срок до 1 февраля 2014 года. А к 1 сентября 2014 года Счетная палата РФ проверит все госпрограммы, которые легли в основу нового трехлетнего федерального бюджета. К некоторым у главы ведомства есть претензии уже сегодня. «У нас есть поручение президента. Мы должны проверить госпрограммы на предмет их соответствия стратегическим целям и приоритетам развития страны. Пока масштабно эти программы к нам не поступали, за исключением двух старых ФЦП: по развитию Калининградской области и по культуре. Но их мы благополучно отправили назад в связи с неготовностью», — напомнила Татьяна Голикова.
По ее словам, в процессе предварительного аудита, который контрольное ведомство проводило в рамках подготовки проекта бюджета на 2014−2016 годы, уже обнаружилось несоответствие заявленных целей и задач программ тем стратегическим документам, которые приняты правительством. Выяснилось также, что госпрограммы не соответствуют практически всем статьям бюджетных расходов. «Теперь все эти документы нужно привести к единому знаменателю», — сказала Голикова. Хотя сделать это, по ее мнению, будет непросто. Что касается действующего бюджета, то контрольное ведомство уже зафиксировало низкое качество исполнения ряда госпрограмм. «Когда мы получим годовой отчет, еще раз вернемся к этим программам и посмотрим, как они были исполнены и какие результаты были достигнуты, — пообещала Голикова. — Если средства просто ушли на счета получателей и там остались, то будем вносить предложения о принятии мер административного воздействия», — резюмировала Татьяна Голикова.

Высказалась и областная Дума


В конце января в облдуме состоялось заседание специально созванной рабочей группы, которая пыталась найти причину «низкой эффективности строительного комплекса области в сфере бюджетного строительства». «Наша сегодняшняя задача — выявить причины и условия, которые создают такую картину, когда планируется по программе сдать 59 объектов в год, а сдается 9, остальные 50 переходят на следующий год», — сказал депутат Валерий Фролов. Депутат Павел Федоров выразил мнение, что основной проблемой плохого освоения ФЦП и других программ является непосильное количество объектов, которые власти обязались построить. «Мы желаемое выдаем за действительное. Мы разинули рот на кусок пирога и пытаемся откусить то, что в рот не влезает», — заметил парламентарий. По его словам, чиновники объявляют аукционы на строительство «на стадии «П», то есть когда разработан проект, но нет рабочей документации. Павел Федоров также подчеркнул, что региональными властями неправильно выстроена работа министерства строительства: «Функции заказчика распылены по разным министерствам, и нет единого инвестиционного плана».

Присутствовавший на встрече в качестве представителя подрядчика депутат Иван Грибов (его фирма выиграла тендер на строительство детсада в пос. им. А. Космодемьянского за 220 млн рублей) считает, что «собака порылась» в кабинетах правительства и горадминистрации. Он рассказал свою историю подряда: «Только в ноябре я получил узел, чтобы сделать стеклянную крышу! А потом министр ко мне заходит и говорит, что это вообще не нужно делать. Ну как нет, если в проекте это есть? В декабре мне сдавать объект, а как без крыши делать отделку?» Также, по его словам, строительство детсада тормозится из-за нехватки электроэнергии: «Чтобы получить деньги от заказчика, я должен на 72 часа включить вентиляцию, сделать продувку, но электричества мне не хватает». Сейчас «детсад Грибова» отапливается строительными пушками на солярке.

Единоросс Александр Мусевич вспомнил о газопроводе, который должен обеспечить газом пос. им. А. Космодемьянского: на строительство объекта еще в 2012 году было выделено 76,2 млн рублей, а света в конце тоннеля не видать. «То же самое по поселкам Майскому, Первомайскому, то же самое по всему, — возмущенно перечислял депутат. — Я задаю вопросы Ярошуку и Крупину (мэру Калининграда и председателю городского комитета архитектуры и строительства. — Прим. авт.): «Когда будет все сделано?» Они говорят, что к концу 2013 года. Смотрю документы, а выполнение — ноль».

В общем, обсуждение было бурным и эмоциональным, но безрезультатным. Закончилось тем, что Валерий Фролов внес предложение попросить контрольно-счетную палату провести проверку в региональном Центре проектных экспертиз и в Центре по ценообразованию в строительстве. На следующее совещание депутаты решили пригласить хотя бы министра строительства Майорова.

Получается какой-то замкнутый круг: то ли строить разучились, то ли руководить.

Цитаты:

Депутат областной Думы 
Павел Федоров

«Основной проблемой плохого освоения ФЦП и других программ является непосильное количество объектов, которые власти обязались построить. Мы желаемое выдаем за действительное. Мы разинули рот на кусок пирога и пытаемся откусить то, что в рот не влезает. Чиновники объявляют аукционы на строительство «на стадии «П», то есть когда разработан проект, но нет рабочей документации. Региональными властями неправильно выстроена работа министерства строительства. Функции заказчика распылены по разным министерствам, и нет единого инвестиционного плана».

Руководитель рабочей группы Общественной палаты Калининградской области Александр Ильин:

«Следует отметить низкий процент подготовки к строительству объектов программы 2013 года. Заканчивается первое полугодие, а программа сформирована только на 12,5%. Практически получается, что программа строительства этих объектов на 2013 год не сформирована и находится под угрозой срыва на самой начальной стадии ее выполнения».
(Сказано на июньском заседании Общественной палаты).

Председатель комитета по бюджету, налогам и финансам областной Думы Валерий Фролов:

«К сожалению, ФЦП исполняется плохо. Мы в областной Думе даже создали рабочую группу, чтобы разобраться в причинах всех промахов. То ли министерство строительства не может скоординировать деятельность всех структур (заказчиков, подрядчиков, проектировщиков, Центра проектных экспертиз), то ли застройщики берутся за объекты, с которыми не могут справиться. Пока у нас состоялось только одно заседание, а на следующее мы пригласим министра строительства Калининградской области Сергея Майорова».

Текст — Наталья Будоян, фото— Роман Пучко

www.stroyint.ru

На правах рекламы

770
Бизнес