Судьба моряка

На экраны российских кинотеатров выходит очередной блокбастер производства «Первого канала» - «Адмиралъ», описание трагического финала флотоводца, ученого и Верховного Правителя России Александра Колчака. Вместе с другими журналистами, офицерами Балтфлота и курсантами БВМИ, на презентации в кинотеатре «КАРО фильм» судьбе моряка сопереживал и корреспондент «Калининград.Ru».

«Адмиралъ» - не то чтобы классический биопик. Лента охватывает только лишь последние пять лет жизни Александра Колчака (Константин Хабенский). Деяния его поданы зрителю по-флотски строго отмеренными порциями. Вот еще полный сил и желания служить царю капитан второго ранга успешно минирует подходы к нынешнему Балтийску и, собственноручно жахнув из пушки в рубку немецкого крейсера «Фридрих Карл» загоняет его на мины. Перемотка – и Колчак, уже в чине вице-адмирала отправляется командовать Черноморским флотом и там встречает Февральскую революцию. Еще чуть вперед, Колчак гордо отказывается повиноваться Временному правительству и уезжает консультировать американских моряков. Вновь крутим колесо истории, и вот уже в качестве Верховного Правителя России адмирал мчится в вагоне поезда к Иркутску, навстречу своей смерти – и гибели всего того, что он присягал защищать.

Все эти эпизоды, вероятно, чтобы у зрителя не свело зубы от патриотических порывов флотоводца, связаны меж собой любовной линией. Пока еще ничто не предвещает трагедии революции и Гражданской войны, Александр Васильевич, игриво двигая бровями и мигая фонариками, кадрит волоокую жену сослуживца Анну Тимиреву (Елизавета Боярская). Да так качественно, что она ради него готова на все – страдания, лишения, аресты и тесные камеры. Есть и другие, не менее знакомые зрителю персоналии – скачет, помахивая шашкой ровно в ту же сторону, навстречу кончине боевой товарищ, белогвардейский генерал Владимир Каппель (Сергей Безруков). Осеняет крестным знамением своего адмирала император Николай II (Николай Бурляев), но в глазах его уже отчетливо видны очертания Ипатьевского дома. Все, все сколь-нибудь заметные герои эпического повествования, хоть отважны и прекрасны ликом, но бессильны изменить ход истории.

Ход этот, конечно, изменить не в силах никто, даже всесильные продюсеры Первого канала. Поэтому изо всех сил, что есть у них, эти волшебники взялись за обеление и без того белого донельзя (семь десятков лет школьной программы, как-никак) имиджа адмирала Колчака. Все сколько-нибудь способные запятнать его фигуру события были аккуратно обойдены – и в первую очередь история с золотым запасом, по одной из версий и ставшей причиной предательства чешских войск и падения режима Колчака на востоке России. Золотая сабля, Георгиевское оружие, врученное флотоводцу за подвиги при защите Порт-Артура, в полном соответствии с историческими реалиями летит перед строем революционных матросов за борт. Но тот факт, что спустя несколько недель водолазы подняли оружие и вернули его герою, миновал экраны кинотеатров.

Да что там запятнать, даже вполне нейтральные, но, видимо, отвлекающие от героических порывов адмирала его научные достижения никоим образом не затронуты в сценарии. На благо Александра Васильевича трудятся все, и в первую очередь – его матросы. Благочестивые и готовые на все ради Бога, царя, Отечество и воплощающее все три высших силы на корабле капитана русские моряки по мановению волшебной режиссерской палочки моментально превращаются в наигнуснейшего пошиба люмпен-пролетариат, только и желающий, что расстрелять адмирала-другого и потоптать все святое, что найдется в округе. Временами кажется, что киностудия «20 Century Fox» мобилизовала для этого проекта всех мрачных субъектов с дегенеративными чертами лиц, что играли на протяжении последних трех десятков лет «плохих русских» в голливудских фильмах.

Драматическая героиня Елизаветы Боярской, вероятно, на волне успеха новогоднего ремейка «Иронии судьбы» продолжает бездумно сверкать большими красивыми глазами. Причем делает это настолько органично, что, когда адмирал со своей возлюбленной за несколько дней до ареста празднуют в купе вагона Рождество, возникает полная уверенность, что сейчас, прямо сейчас в дверь войдет обманутый Ипполит-Иннокентий. Окончательно в мысли о том, что «АдмиралЪ» - это такой же капустник Первого канала, что и «Ирония судьбы» вместе с двумя «Дозорами» укрепляешься при виде Федора Бондарчука в роли собственного отца, снимающего «Войну и мир». Большей пощечины всему тому (заметим – многочисленному) хорошему, что есть в фильме, представить сложно.

Обращаясь к своим курсантам перед показом «Адмирала» с рассказом о настоящем Колчаке, один из преподавателей БВМИ заметил, что о политической окраске говорить сейчас не стоит. Жаль, что создатели блокбастера не разделили этой точки зрения. Было бы как-то честнее.

3912
Бизнес

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.