Дмитрий Шахов: «Бизнес хочет чуда, а чудес не бывает»

Верный признак профессионала — он не берёт с вас денег за то, что вы можете сделать сами, предлагая экспертные услуги в областях, где без них не обойтись. Именно самостоятельное продвижение бизнеса в интернете стало темой уже третьего, ставшего традиционным семинара основателя компании «Ремарка» Дмитрия Шахова для местных предпринимателей, организованного Калининградской торгово-промышленной палатой и с успехом прошедшего в минувшую пятницу.

То, насколько востребована тематика продвижения услуг и товаров малого и среднего бизнеса в интернете, было понятно ещё до начала семинара. Организаторам пришлось сменить место проведения: зал Калининградской торгово-промышленной палаты не смог вместить всех желающих. Да и после «переезда» в конференц-зал гостиницы «Турист» предварительную регистрацию остановили на отметке 240 человек.

По словам основателя компании «Ремарка» Дмитрия Шахова, проводя подобные встречи, он преследует две цели. Во-первых, подтянуть уровень местного бизнеса в области интернет-маркетинга, что полезно как для предпринимателей, так и для него самого. «Кроме того, лучше объяснить основные принципы работы сразу большой аудитории, чем тратить 2–3 часа на предварительные встречи с каждым отдельно», — говорит Шахов.

Результаты налицо: уровень понимания специфики продвижения в интернете среди калининградского бизнеса уверенно растёт. «Клиент стал гораздо грамотнее, умеет задавать правильные вопросы еще при формировании заказа. Всё меньше и меньше попадается проектов, в которых ещё на стадии аудита видно, что услуги по продвижению в интернете им ранее просто „впарили“. Надеюсь, это частично и моя заслуга — в том, что эпоха „дикого впаривания“, когда деньги у клиентов брали, а услуг толком не оказывали, уходит в прошлое», — считает Дмитрий Шахов.

Вообще, разнообразные мероприятия, посвящённые «эффективному маркетингу» в Калининграде и области, проходят чуть ли не каждый день. Однако проку в таких посиделках, большая часть аудитории которых зачастую состоит из скучающих студентов, откровенно немного. Если, конечно, не брать в расчёт организаторов, исправно «стригущих купоны» с желающих увидеть «спонтанный рост продаж» недалёких слушателей. Тут всё было несколько иначе, начиная с того, что участие в семинаре было бесплатным.

Вопросы, которые разобрали участники семинара под руководством эксперта за почти 4 часа встречи, были сугубо практическими, причём Дмитрий Шахов удачно структурировал их от наиболее простых и базовых к более сложным и комплексным. Как выбрать верную стратегию для продвижения корпоративного сайта? Как определить, насколько востребован тот или иной продукт или услуга в интернете? Как оптимизировать контент вашего интернет-представительства для более эффективной индексации поисковыми системами? Как внятно распределить бюджет рекламной кампании в интернете между существующими сегодня на рынке предложениями?

Важный момент, на который Дмитрий Шахов обращал внимание аудитории раз за разом: большую часть базовых задач по продвижению в интернете участники рынка вполне могут реализовывать самостоятельно, «in-house». «По моему опыту, 7 из 10 компаний могут продвигаться самостоятельно, вы можете сами применять те методики продвижения, которые студии зачастую вам продают», — считает эксперт.

Но в первую очередь предприниматель, желающий получить новых клиентов при помощи интернета, должен повернуться к своей потенциальной аудитории лицом. Например, многие опасаются размещать на сайте цены на свои продукты и услуги, считая, что эта информация станет добычей конкурентов. Однако если о ней не узнает клиент, он вряд ли заинтересуется таким неконкретным предложением.

Отдельный и крайне интересный блок семинара был посвящён работе с социальными сетями, хотя, как полагает Дмитрий Шахов, ажиотажный интерес к ним, отмечавшийся в последние годы, утихает. «Тренд продвижения в соцсетях пошел на убыль, люди наигрались в социальные сети, а эффективно работать с ними могут немногие», — констатирует он. Тем не менее, базовые навыки продвижения при помощи социальных сетей вполне способны помочь небольшой компании получить новых клиентов без огромных рекламных бюджетов. Главное в этой работе, как и во всём остальном, не бояться быть публичной компанией, сделать из своего бизнеса медиапроект. «И если что-то можно сделать самим, то лучше вас никто это не сделает», — уверен Дмитрий Шахов.

О системном характере интереса к бизнес-образованию после перерыва эксперты и гости семинара говорили на специальной дискуссии, также организованной КТПП. Собравшиеся озвучили пожелание для палаты — стать своего агрегатором подобных качественных семинаров, курсов и других проектов. «КТПП, много внимания уделяя именно образовательным мероприятиям, тоже пытается максимально соответствовать интересам своих членов», — отметила маркетолог палаты Ирина Губер.

По словам Ирины, в текущем году КТПП проводит мониторинг интереса бизнес-сообщества к подобным мероприятиям, с тем чтобы в будущем проводить их в партнёрстве с членами палаты, отталкиваясь от их потребностей. Что, в свою очередь, является дополнительным стимулом вступить в Калининградскую торгово-промышленную палату, старейшее и одно из самых влиятельных бизнес-сообществ региона, отмечающее в нынешнем году своё 25-летие.

«Один из наиболее частых вопросов, который мы слышим от бизнеса: „Что конкретно может дать членство в КТПП?“. Палата — это эффективная площадка для проведения мероприятий, на которых любая компания может выступать соорганизатором, заявляя себя экспертом в выбранной теме. Мероприятия — это прекрасный способ донести информацию до выбранной целевой аудитории, разъяснить тонкости и аспекты внутри отрасли, а также сформировать хороший клиентский поток».

Олег Видякин, учитель-предприниматель, создатель «Учебного центра Олега Видякина» только что вступил в Калининградскую Торгово-промышленную палату. «И я уже в выигрыше. Мало того, что посетил весьма содержательный и полезный семинар от Дмитрия Шахова о способах продвижения в интернете. Так еще и познакомился с очень позитивными и деловыми сотрудниками КТПП. Оказывается, есть люди, которые помогут мне решить несколько моих задач — организовать конференцию по моему новому проекту, которую я планировал на весну; рассказать об этом проекте местному бизнес-сообществу и даже помочь в наборе группы слушателей. Я все раньше думал — зачем мне вступать куда-то? А теперь понял, надо было раньше решиться на этот шаг. Много бы приобрел. Но ничего, наверстаем. Чего и вам желаю», — говорит он.

Несмотря на все усилия, избавиться от ожидания чуда, этой вечной иллюзии калининградских бизнесменов, пока не удаётся. Сам Шахов оценивает результаты нынешней встречи с обычным для практика скепсисом. «Вещи, которые я рассказывал и которые мы обсуждали, несомненно, полезные, так как вытекают из практического опыта работы с десятками компаний самого разного масштаба. Но, к сожалению, внедрять их будут 1 из 10 в лучшем случае. Я вижу, что интерес к подобному образованию у калининградского бизнеса есть, но он носит бессистемный характер. Он, в основном, направлен на поиск чудес — решений, которые устранят проблемы в бизнесе без скрупулёзной и ежедневной работы. Но чудес не бывает. Надо не только слушать, но и внедрять. Тогда и вопросов к реальной ценности подобных мероприятий будет намного меньше».

Справка

Калининградская торгово-промышленная палата

г. Калининград, ул. Ватутина, 20
2108
Реклама. Калининградская торгово-промышленная палата

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.