Сокращение реальных доходов населения, падение курса рубля, запрет импорта зарубежных продуктов. Наложившись друг на друга, в 2015 году эти негативные факторы создали серьёзные проблемы в сфере продуктового ритейла.
Каждый третий россиянин стал покупать меньше продуктов, столько же были вынуждены перейти на более дешёвые бренды. Об этом свидетельствует исследование, проведённое консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers. Каждый четвёртый старается купить товары во время промоакций, каждый пятый делает покупки в более дешёвых магазинах.
Сильнее всего кризис ударил по торговым форматам «гипермаркет» и «супермаркет». Именно в этих магазинах доля импортных товаров и средний чек традиционно были высокими. Конкуренция с магазинами формата «у дома» и дискаунтерами и раньше была непростой, но более широкий выбор позволял эффективно бороться за покупателя.
Тем более важно отметить позитивную динамику, которую в эти непростые времена сохраняет торговая сеть «Вестер». Рост товарооборота LFL 2015/2014 года в формате «гипермаркет» составил 1,6 процента. В свою очередь, магазины «Сосед», работающие в формате «магазин у дома», показали ещё более убедительный рост товарооборота — на 16 процентов.
«В ситуации, когда один поставщик, пусть даже очень крупный, поднимает цену, а другой продает по прежней цене, приоритет отдается тому, чья продукция дешевле, — комментирует ситуацию генеральный директор торговой сети «Вестер» Артур Влодарчик. – В конечном итоге покупатель, который становится беднее с каждым днем, голосует своим рублём. Исходя из этого, мы жестко стоим на страже интересов покупателей».
Ключевой в подобной ситуации становится компетенция специалистов, работающих с поставщиками. Коммерческий директор торговой сети Наталья Каминская подтверждает: сужение каналов поставок изменило все складывавшиеся годами принципы работы. «Однако к настоящему моменту мы смогли заменить большинство товаров, запрещенных к ввозу в Россию контрсанкциями. Эта работа продолжается постоянно, — подчёркивает Каминская. — Условия поставок значительно ухудшились, а достойный и сертифицированный товар по правильной цене надо еще найти. И мы его находим!».
Наиболее сложно преодолеть последствия продуктовых эмбарго в категориях товаров «овощи и фрукты». Сразу по ряду позиций плечо поставки существенно удлинилось. «Это не могло не отразиться как на качестве, так и на стоимости продукции, — отмечает генеральный директор компании «Фрукторг» Олег Дружкин. — Ведь в наших климатических условиях у местных производителей мы можем приобретать только ограниченный спектр товаров: картофель, лук репчатый, морковь, белокочанную капусту и свеклу. Однако в период смены урожая, в конце весны — начале лета, на рынке возможен вакуум».
Сократить издержки и, как следствие, сохранить цены на комфортном для покупателя уровне позволяют компании отлаженные логистические схемы. В 2015 году участники рынка продуктового ритейла столкнулись с очередным ухудшением обстановки после введения системы оплаты за пользование федеральными трассами, более известной как система «Платон». Дополнительные платежи неизбежно приводят к увеличению себестоимости товара, как при поставках на склады сети, так и при дистрибуции по магазинам в отдалённых районах — для этого перевозчикам приходится использовать федеральную трассу «Калининград — Чернышевское».
«Подчеркну: „Платон“ — это очередной оброк, который в сегодняшней экономической ситуации не должен иметь места. Внедрение „Платона“, несомненно, увеличивает себестоимость товара. Перевозчик вынужден заложить сбор в стоимость доставки, и в итоге за всё это платит потребитель, — утверждает Дмитрий Никольский, начальник отдела логистики торговой сети „Вестер“. — Но благодаря крепким партнерским отношениям с перевозчиками мы максимально снижаем издержки, связанные с логистикой».
В торговой сети «Вестер» не намерены сокращать и социальные программы. В уходящем году успешно реализована третья ежегодная благотворительная программа «Вестер — школам». 12 школ и 18 дошкольных учреждений области получили в подарок мобильные классы, интерактивные доски и другое необходимое для современного образования оборудование. Проект «Вестер — школам» реализуется в партнёрстве с крупными российскими и европейскими компаниями, для которых, как и для ТС «Вестер», социальная ответственность бизнеса остаётся приоритетом даже в период кризиса. В следующем году благотворительная программа «Вестер — школам» обязательно будет продолжена, а число её участников и призовой фонд увеличатся.
«Мы сохраняем оптимизм и деловой настрой. Но остаёмся реалистами: не обращать внимания на сегодняшнюю экономическую ситуацию в стране и в регионе просто глупо, — говорит Артур Влодарчик. — Масштабное развитие торговой сети „Вестер“ начнется только тогда, когда ситуация стабилизируется. Рисковать мы не будем: наше развитие будет экономически сбалансированным и будет зависеть от рентабельности уже действующего бизнеса».