Андрей Горохов: «ЧМ-2018 — наш шанс сделать город комфортным для пешеходов!»

По мнению кандидата в депутаты Госудумы-2016 Андрея Горохова, в преддверие Чемпионата мира по футболу необходимо создать платную парковочную зону в центре Калининграда, а полученные городом средства направлять на создание комфортной, доброжелательной к человеку городской среды.


Андрей Горохов
С такой инициативой Андрей Горохов выступил в субботу, 16 апреля, на дебатах «Единой России», приуроченных к предварительному голосованию 22 мая. Жёсткие рамки регламента дебатов позволили Андрею Горохову высказать лишь основные тезисы по теме — качеству повседневной жизни и созданию комфортной городской среды для калининградцев. После окончания мероприятия Горохов ответил на несколько вопросов о теме дебатов и его личной позиции.

Андрей Юрьевич, в своём выступлении на дебатах вы сделали акцент на транспортной проблеме и призвали организовывать платные муниципальные парковки. Не опасаетесь, что население воспримет такую идею в штыки? Ведь большинство считает, что парковки должны быть бесплатными.

— Вовсе нет, я этого не опасаюсь и уверен: платных парковок бояться не надо, это естественный способ разгрузки современного города. Буквально на днях платные муниципальные парковки в тестовом режиме запустили в Нижнем Новгороде, на очереди Курск, уже работают парковки в Питере, Туле, Екатеринбурге. Ну, а в такой близкой для нас Европе взимание платы за парковку — повсеместная практика, с этим знакомы все, кто ездит за границу на автомобиле.
Дорожные заторы стали настоящим бичом Калининграда. В часы пик город просто стоит. Строительство новых дорог смягчает проблему, но кардинально решить ее неспособно. А платные муниципальные парковки — очень эффективное «лекарство».
Однако с введением муниципальных парковок придется кардинально улучшить работу общественного транспорта.

Но сейчас, как верно заметили в ходе дебатов, люди паркуют свои машины на газонах, детских площадках, тротуарах. Что может заставить их враз изменить свои привычки?

— Чтобы сделать город удобным для всех, власти вынуждены внедрять необходимые меры, иногда ценой собственных репутационных потерь. Уверен, что в случае если плата за парковку будет установлена в подъемном для кошелька калининградцев размере, водители сами предпочтут парковать автомобили в комфортном, безопасном и, главное, не мешающем другим горожанам месте. Очень важно, чтобы введение платной парковки не стало репрессивной мерой против автомобилистов. Обязательно необходимо дать право бесплатной парковки на муниципальной площадке жителям центра, ветеранам, инвалидам, многодетным.

Вы, если я правильно понял, рассматриваете создание платных муниципальных парковок не только как способ разгрузить улицы и дворы, но и как средство наполнения бюджета?

— Совершенно верно. Но здесь есть один важный момент: собранные за счет платной парковки средства должны не просто поступать в бюджет. У них должно быть целевое назначение, власти города обязаны открыто и прозрачно направлять эти средства на благоустройство Калининграда. Пройдите по городу, посмотрите свежим взглядом, и вы опечалитесь. Мы находимся в центре Европы. А во дворах — убитые дороги из прошлого века, а тротуаров во многих дворах вообще уже нет!
Буквально через два года Калининград примет матчи Чемпионата мира по футболу. К нам будет приковано внимание всего мира. Я уверен, что мы должны обратить внимание на опыт Сочи. Во время подготовки к зимней Олимпиаде-2014 власти города использовали ситуацию с максимальной выгодой и создали у себя нормальные, европейские условия для жизни граждан. Город преобразился, жизненная среда стала по-настоящему, а не на словах доброжелательной к человеку. Чистые и обустроенные дворы, улицы и скверики, пандусы для мам с колясками и людей с ограниченными возможностями…

В рамках подготовки к ЧМ-2018 в Калининграде также запланировано немало изменений, на это заложены средства в бюджетах и программах разных уровней.

— Но речь в этих программах в первую очередь идёт об обустройстве Острова, где пройдут сами матчи чемпионата и который станет точкой притяжения туристов. То, о чём говорю я, делалось в Сочи в первую очередь не для туристов, но для местных жителей.
Сегодня собственных доходов бюджета Калининграда недостаточно не только на создание повсеместной комфортной среды, но и на решение более насущных проблем. В том числе и коммунальных, о которых мы с моими коллегами по дебатам говорили сегодня. Средств в результате кризиса стало гораздо меньше не только в городском, но и в федеральном, и в областном бюджетах. И это, на мой взгляд, должно подтолкнуть чиновников на поиск дополнительных ресурсов для развития.
Для меня очевидно, что создание платных муниципальных парковок в центре Калининграда может стать как раз таким источником средств на обустройство города. Да и автомобилисты будут пользоваться её услугами и оплачивать стоянку гораздо охотнее, если будут уверены в том, что собранные средства пойдут не на какие-то абстрактные «расходы бюджета», не растворятся без следа, а пойдут на конкретные дворы, тротуары, дороги. Которыми пользуются в том числе и сами автомобилисты.

Вы изучали вопрос практически? Сколько собирают в свои бюджеты те муниципалитеты, где подобные парковки уже построены и работают?

— Да, мы провели небольшое исследование ситуации в нескольких российских городах. Москва — не самый удачный пример для сравнения, но всё же. В 2015 году платные парковки принесли в бюджет российской столицы 4 млрд рублей. В нынешнем году, по прогнозам, эта цифра составит 6 млрд рублей. Отмечу, стоимость парковки там весьма высока, от 40 до 80 рублей за час в зависимости от зоны. Но и уровень жизни в Москве несоизмеримо выше.
Несколько более подходящий пример — Екатеринбург. Первые платные муниципальные парковки там появились два года назад. В 2015 году бюджет получил от их использования 11,5 млн рублей. И стоимость парковки там уже более лояльная, всего 30 рублей в час.
Повторю, мы находимся в центре Европы. Во многих европейских городах платной является даже не возможность припарковать автомобиль, но сам въезд в центр города. К примеру, в Лондоне плата взимается в будни, с понедельника по пятницу, с каждого автомобиля. Размер сбора составляет от 10 до 14 фунтов стерлингов. И идут эти средства непосредственно на увеличение фондов капитального строительства транспортной системы. То есть на дороги, по которым ездят автомобилисты.

В какую сумму вы оцениваете возможный доход бюджета от использования платной парковки?

— На начальных порах крупная платная парковка в Калининграде способна приносить городу десятки миллионов рублей. Затем — под сотню миллионов. Для сравнения, утверждённая на 2016 год муниципалитетом программа обустройства тротуаров оценивается мэрией в 210 млн рублей. При этом город вынужден сокращать эти расходы из-за сложной финансовой ситуации — изначально на ремонт тротуаров планировалось направить 400 млн рублей.

Как вы считаете, эта идея может найти поддержку у властей города?

— Не только может, но и уже нашла. Если проанализировать заявления главы города Александра Ярошука, то можно обнаружить, что с 2013 года он системно заявляет, что бесплатных парковок в центре Калининграда не будет. Да и губернатор Николай Цуканов также давно и настойчиво призывает обустроить платные паркинги с гибкой ценовой политикой. Мэрия обещала заняться обустройством платных парковок с марта нынешнего года. Я понимаю, что в нынешней непростой ситуации это очень непросто, но иного выхода у города попросту нет. А плюсов в подобном подходе к решению транспортной проблемы гораздо больше, чем рисков.

03.JPG05.JPG06.jpg07.JPG08.JPG09.JPG10.jpg

2030
Выборы 2016
Источник: Андрей Горохов

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.