Александр Пятикоп: «Патриотизм должен проявляться в реальных делах»

 Александр Пятикоп, депутат горсовета Калининграда и участник предварительного партийного голосования «Единой России» по выборам в Госдуму рассказал о том, что для него настоящий патриотизм, как противостоять попыткам размыть понятие государства, а также прокомментировал резонансную новость, связанную с годовщиной Великой Победы.


— Александр Иванович, в преддверии Дня Великой Победы и в сам день 9 Мая проводится масса мероприятий, направленных на рост патриотических настроений в обществе. От глобальных и массовых, как раздача георгиевских ленточек или шествия «Бессмертного полка», до совсем локальных. Насколько все они приводят к росту патриотизма и как вообще его измерить? И что такое, по-вашему, патриотизм вообще?

— Этой темой, темой патриотического воспитания я занимаюсь профессионально очень давно — с 1989 года. Более того, патриотическое воспитание, его методология и методики — тема монографии «По долгу и призванию», написанной мной в соавторстве с Владимиром Никифоровичем Шамардиным  (ныне, увы, покойным) и Анатолием Ивановичем Кибышем. В педагогике есть показатели количественные, а есть качественные. Такие качества, как воспитание, патриотизм, измерить количественными показателями очень сложно, линеечку тут к человеку не приложишь. Обычно это определяют эксперты.

Патриотизм для меня — это осмысленная потребность качественно изменять среду обитания, Родину — большую и малую, в лучшую сторону. Желание улучшать качество жизни, повышать обороноспособность, укреплять независимость страны. Через моих детей и моих внуков. Я понимаю, осознаю и действую, и не только действую сам, но и воспроизвожу это в своих потомках.

— Недавно большую известность получила история вокруг братской могилы советских воинов в Переславском, где из-за отсутствия газа на Вечном огне пришлось разместить нарисованное на картонке пламя. Как вы относитесь к таким проявлениям патриотизма?

— Ну, надо начать с того, что, когда я туда приезжал для проведения траурных мероприятий в день начала войны в прошлом году, огонь горел настоящий. Мы каждый год собираемся в Чкаловске в 4 часа утра 22 июня, затем вместе со школьниками и ветеранами посещаем братские могилы.

— Но тут скорее вопрос в том, что посёлок Переславское, который находится вовсе не на краю земли, до сих пор не газифицирован. И когда не подключают баллон с газом, на Вечном огне горит бумажное пламя. Не большим ли патриотизмом было бы обеспечить тамошних жителей газом?

— Хороший вопрос. Но скажите, почему люди издревле в первую очередь строили храмы? Им нужно было материальное воплощение веры. Во всех странах мира, и на Руси, строили вначале храм, это символ веры, без которого не будет ни города, ни деревни, сколько их ни строй.

Братская могила есть материальный символ веры и памяти. Памяти о наших предках и веры в наше государство, в нашу сплочённость, в наш народ. Если такие символы не уважать, развалится всё. Как, кстати, разваливаются деревни и посёлки, где при предыдущем губернаторе были закрыты сельские школы. Когда пытались закрыть школу номер 20 в посёлке Лермонтовское, «присоединить» её к школе номер 50, я противостоял всеми силами. Потому что знал — посёлок кончится.

Всё это не отменяет, конечно же, необходимости газифицировать посёлок Переславское, который находится, как вы верно заметили, совсем близко от Калининграда. Но это вопрос понимания и уровня квалификации власти, как местной, так и чиновников более высокого уровня. Кстати, на вашем же ресурсе на вопрос о сроках газификации Переславского ответил глава администрации Зеленоградского городского округа Сергей Кошевой. По его словам, насколько я помню, в поселок Переславское и еще 14 поселков Зеленоградского городского округа в рамках программы газификации природный газ придет уже в будущем году. В настоящее время готовятся документы для тендера, работы по газификации планируется начать в 2016 году. Подвести газ планируется и к Переславскому мемориалу.

— Вы говорите об изменениях, но это ведь предполагает, что в существующей действительности не всё так уж хорошо. Сейчас популярна другая позиция — патриот не должен критиковать свою действительность, а лишь любить и защищать её. Критикуешь, подвергаешь сомнению — значит, ты не патриот. Вы не стесняетесь выступать с критической позиции, в том числе и в рамках предвыборной кампании.

— Есть критика, а есть критиканство. Критиканство я слышу со стороны левых партий, мол, плохо всё, дайте нам прийти к власти. Но ничего содержательного они не вносят. Критика — это когда ты видишь что-то неэффективное, неправильное, вредное. Но не просто говоришь, что это плохо. А даёшь конструктивные предложения: что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону. Вот это критика. Ключевое слово — конструктив.

Если я вижу недостатки, то не могу с ними мириться. «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!» — писал Юлиус Фучик.

А лидер нашего государства Владимир Путин говорит, приведу цитату: «Как показывает, в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды — это сфера жёсткой конкуренции, порой — объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства, это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки… Это как минимум одна из форм конкурентной борьбы. Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий — это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам». Сказано исчерпывающе.

К сожалению, под влиянием враждебных сил, в том числе и с Запада, слово «патриот» выхолащивается, становится ругательным. Уверен, это делается сознательно, чтобы размывать ситуацию в стране. Разобщить нас. А ведь Россия сильна коллективизмом. Наши предки оставили нам огромную землю, управляться с которой мы можем, только если мы едины.

— Разве коллективизм не размывает личную ответственность? Ведь патриотизм может быть у каждого человека свой и проявляться может в совершенно разных действиях: кто-то любит свою Родину и идёт с флагом на площадь, а кто-то любит свою Родину и цветы у подъезда сажает.

— Но один человек, пусть даже посадит много цветов, не добьётся того самого качественного изменения общей среды обитания, о которой я говорю. В своём округе я регулярно провожу конкурсы на лучший двор, лучший палисадник, люди участвуют в них совместно и получают общие хорошие результаты. Вот он, патриотизм в действии. Он укрепляет веру в людей, в труд, в государство.

В политике то же самое: индивидуальные действия не должны размывать веру в общую ответственность. Будь ты депутат или простой рабочий, чиновник или учитель, стой на государственных позициях. Если человек стоит твёрдо на том, что это его земля, земля его отцов и его детей, то и относиться он будет к этой земле бережно и ответственно.

Говоря о критике: можно ругать «Единую Россию», и это делают часто, даже чаще, чем другие партии. Но наша партия берёт на себя ответственность и принимает критику.

— Словосочетание «патриотическое воспитание» сейчас в большинстве случаев превращается в «военно-патриотическое воспитание». Подобные клубы и кружки возникли практически во всех школах. Почему наш патриотизм такой военный?

— Не только военный. Совместно с комитетом по образованию мэрии мы открыли клуб творческой молодёжи на базе подросткового клуба у меня в округе. Там собираются литераторы, писатели, поэты. Они пишут стихи и рассказы, и даже учатся снимать фильмы. Это тоже патриотизм, и говорят они о чувствах, которые важны для каждого человека. Это творчество, которое ведёт к развитию личности в социуме.

В 1990 году мне с моими единомышленниками удалось создать первый в Калининградской области военно-патриотический класс. В то время было очень популярным огульное охаивание армии. Тогда даже рекомендовали военным не носить форму за пределами воинских частей. А у нас все офицеры-воспитатели были в форме, не стеснялись её, а, наоборот, гордились. Когда я уходил в городской совет, в области было уже 150 таких классов. И не только военных, но и созданных при поддержке полиции, МЧС. Не все их воспитанники стали пожарными или полицейскими. Но все они стали настоящими, порядочными людьми. И здесь я хотел бы привести еще одну цитату о патриотизме, высказывание Николая Добролюбова: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможно лучше».
1173
Выборы 2016
Источник: Александр Пятикоп

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.