Броуновское движение: как калининградцы новую транспортную схему обкатывали

В понедельник в областном центре начала действовать новая схема движения общественного транспорта. Несмотря на месяцы подготовки и разъяснительной работы, разом свернувшие с привычных маршрутов автобусы довели горожан до состояния легкой прострации. Пассажиры по инерции часами ждали ликвидированных маршруток, а большие автобусы ходили по городским улицам с часовыми интервалами.

Это что за остановка?

Новая сеть: как поедут с 1 августа автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутки


Волонтеры, схемы, внимательные водители, новенькие низкопольные автобусы, идущие строго по расписанию, в которых есть электронные табло и объявляют остановки корреспонденты ГТРК «Калининград» — все это ждет калининградцев на остановках общественного транспорта утром в понедельник. Правда, лишь некоторых калининградцев. Стоящих на «правильных» остановках. Вместе с чиновниками городской администрации.

«Пока дождь, других недоработок в работе общественного транспорте сегодня не вижу», — бодро рапортует журналистам начальник административного управления мэрии Игорь Шлыков на остановке у городского зоопарка.

Здесь и правда все работает как часы — волонтеры раздают буклеты с картой-схемой новой маршрутной сети, чиновники охотно дают интервью журналистам и принимают жалобы горожан.

3.jpg

Пассажирам, которые мокнут на других остановках в центре города, повезло меньше — на «Театральной», «КГТУ», «Гостинице Калининград» или «Черняховского» никто ликбезов не устраивает и листовок не раздает. Просто обновить расписание или повесить пару объявлений тоже никто не позаботился.

Радуя глаз, к остановкам подходят оранжевые автобусы «Калининград-ГорТранса» — у них сегодня бенефис. Маршруты 27, 36, 28 и 11 еще вчера обслуживали «ПАП», а сегодня они стали муниципальными.

Из открывающихся дверей гортрансовских новинок доносятся голоса мэра Александра Ярошука (призывающего беречь общественный транспорт) и ведущего ГТРК «Калининград» Александра Корецкого (объявляющего остановки). На стекла некоторых автобусов наспех наклеены шпаргалки: «До Молодой гвардии» или «До ул. Артиллерийской». Но помогают они слабо.

«А это что за маршрут, № 31, и где 76-я маршрутка?» — спрашивает одна калининградка другую на Черняховского. «Да так нет же её больше, теперь вот этот автобус, у депутата этого, по-моему, вообще все маршруты забрали», — отвечает более осведомленная пассажирка.

«Простите, это какая остановка? — интересуется у нас мужчина средних лет, только что вышедший из 12-го автобуса на Ленинском проспекте. — Никто ничего не объявлял. Вышел, если честно, потому что пассажиры другие подсказали».

В районе Театральной дорогу перегородил сломавшийся троллейбус № 5. «Да чтоб тебя, колымага старая», — ворчит водитель, ковыряясь в железных «рогах» престарелого транспорта.

photo_2016-08-01_16-00-47.jpg

От центра к окраинам

На кольце седьмого и отныне единственного автобуса, который связывает СНТ «Победа» с городом, утром в понедельник мокнут садоводы. Спасаясь от дождя, под козырек железной будки «остановочного комплекса» набилось человек 20, кто-то прижимает к себе озябших детей.

Хмурые пассажиры раздраженно поглядывают на прибитое к козырьку крыши будки расписанию — его сменой никто не озаботился, и с желтой таблички до сих пор дразнится отменённая 67-я маршрутка.

Брешь, пробитую в транспортной доступности садового общества отменой привычной маршрутки, широкой грудью обязаны закрыть новенькие автобусы муниципального «ГорТранса». Предприятие выиграло конкурс на обслуживание маршрута, которым раньше заведовал «Балтавтолайн». Инфернальные «пепелацы» Сергея Донских хоть и отплевывались во все стороны лишними деталями, но появлялись из облаков густого смога все же с отрадной регулярностью.

По информации городских властей, 11 больших автобусов маршрута № 7 должны ходить с интервалом в 10 минут. В теории. На практике мокрые садоводы переминаются с ноги на ногу под железным козырьком кто 30, а кто и 50 минут: в расписании явно образовалась изрядная дыра.

По оставшейся со времен предыдущего транспортного коллапса привычке ударяемся оземь и превращаемся из журналистов в бесплатное такси. «На тренировку с внуком опоздали», — вздыхает пожилой мужчина, усаживая на заднее сиденье нашего авто мальчика лет семи.

«А как дети в школу будут ездить, интересно? — вздыхает опоздавшая на работу женщина, устраиваясь рядом с мальчиком. — Хоть бы расписание повесили, что ли. Пусть бы чуть реже ходили, но хоть по расписанию. А так не угадаешь когда автобус придет. Это за час на работу выходить, что ли?».

От остановки отделяется группа раздосадованных пассажиров и пешком топает в сторону выезда из «Победы», браня на все корки городские власти, водителей общественного транспорта, а заодно и мерзкую погоду.

На выезде из СНТ с облегчением обнаруживаем, что новенькие сверкающие автобусы «ГорТранса» — не вымысел, и в садовое общество они действительно ходят. Пока, правда, как-то хаотично.

Напрасное ожидание

На конечной возле «Тойота-Центра» на Московском проспекте сегодня тоже необычайно людно — даже для этой остановки, и ранее как-то не страдавшей от нехватки пассажиров. Подавляющее большинство горожан пребывают в глубокой растерянности — люди упорно, до последнего ждут привычную 78-ю маршрутку.

«Мы уже 45 минут ждем. 28-й автобус вообще сегодня идет раз в час. Маршрутка 74-я даже не останавливается, забитая по самое „не хочу“», — возмущается одна из «жертв» нового транспортного эксперимента горвластей.

Люди ждут напрасно — согласно новой маршрутной схеме 78-й маршрутки в природе больше нет. Однако горожане выясняют это экспериментальным путем — возмущенная пассажирка пояснила журналистам, что новостей она не читает, а волонтеров или хотя бы объявления на остановке нет и в помине.

В итоге вместо нужного им транспорта народ начинает штурмовать все автобусы подряд, без разбору. «Куда он едет? Что происходит вообще? Почему автобусы едут раз в час?» — набрасываются взбешенные пассажиры на несчастного кондуктора 29-го автобуса. «Залетайте, авось куда-нибудь доедете», — философски замечает привычный к причудливым вывертам транспортных схем кондуктор. Автобусы уходят переполненными уже с конечной остановки, так что пассажирам, ждущим свой транспорт дальше по проспекту, не позавидуешь.

Жалобы на новую транспортную схему городская администрация сейчас усиленно принимает. Работает телефон «горячей линии» (33-88-68) и целый форум, где можно задавать специалистам транспортного отдела свои вопросы. Или, на худой конец, просто спустить пар. К двум часам дня в понедельник на форуме набралось 4 десятка сердитых сообщений от активно обкатывающих новую сеть горожан.

Текст — Станислав Пахотин, Алла Сумарокова, Анастасия Лукина, фото — Станислав Пахотин.

Комментарии к новости

Эта земля была нашей

Главный редактор Алексей Милованов о серьёзном дефиците желающих видеть нашу область своей — даже на 71-м году её современного существования.