«Согласия атакует»: как диспетчеры новую маршрутную сеть спасают

Фото — Станислав Пахотин, «Новый Калининград.Ru».

Четверг для многих калининградцев привычно начался с опоздавших на их остановки автобусов и звонков на «горячую линию» (33-88-68) недавно созданного «Центра организации движения и пассажирских перевозок». «Новый Калининград.Ru» в это непогожее утро фиксировал нарушения в его работе вместе с сотрудниками центральной диспетчерской службы муниципального предприятия.

«ГорТранс» подводит

Отдел центральной диспетчерской службы начинает свою работу без опозданий. В 06:00 его сотрудник Никита готов принимать звонки, записывать жалобы и объяснять особенности новой маршрутной сети. Он уже успел предусмотрительно снять трубки с аппаратов своих коллег, настроить компьютер и гарнитуру. «Если не отключу телефоны других диспетчеров, то люди будут слушать только длинные гудки, начнут думать, что мы здесь на стульях катаемся и чаи пьем. Они и так раздражены новой сетью. С шести до восьми утра я дежурю один и переключаю все вызовы на себя», — объясняет он.

Рабочее место1.jpg

Первые звонки поступают в 6:10. Калининградцы просят вернуть 62-ю и 67-ю маршрутки, жалуются на большие интервалы движения «первого» автобуса. В ответ на этот звонок Никита в первый раз скажет: «Сейчас могу только принять жалобу и передать ее в администрацию». До 9:00 он произнесет эту фразу почти 20 раз.

«Мы только диспетчеры, фиксируем нарушения, факты опоздания, невыхода на линию, сход с маршрута, ненормативные интервалы, связываемся с диспетчерами перевозчиков, а потом всю информацию передаем в транспортный отдел администрации», — говорит Никита в ожидании звонка. В первые дни работы новой маршрутной сети такой роскоши, как разговор с коллегой, а тем более с зашедшим в диспетчерскую журналистом он позволить бы себе не смог. «200 звонков за смену на одного оператора. Нам, если честно, в туалет некогда было порой сходить», — вспоминает Никита.

На рабочем столе его компьютера действительно открыто только два окна: таблица, куда он заносит жалобы и предложения горожан, а также специализированная карта, позволяющая в онлайн-режиме следить за передвижением всего общественного транспорта.

Почти всего. Потому что, по словам дежурного диспетчера, сведения в систему об автобусах еще передали не все перевозчики. В это утро, по его наблюдениям, они доставляли меньше всего хлопот.

«Сами видите, сколько звонков с Сельмы, с улицы Согласия. Там оставили только „первый“ маршрут, который обслуживает „Калининград-ГорТранс“. Вместо 8 автобусов он вывел на линию только 3. Все это видно в программе. По карте же можно отследить, что один не доехал до этой части города, не успевал, развернулся и поехал в центр города, чтобы нагнать расписание, а другой вообще не по маршруту поехал и сейчас в Портовой отстаивается. Все это сейчас запротоколируем и передадим через руководство в администрацию. По идее, „ГорТранс“ должны за это оштрафовать. Из-за этого самоуправства люди по 45 минут автобуса ждали», — рассказывает диспетчер.

«Согласия сегодня атакует, „ГорТранс“ опять не соблюдает интервалы движения», — отчитывается Никита перед пришедшей начальником отдела центральной диспетчерской службы Татьяной Саддаровой. «Доброе утро. Оформишь случаи и продолжай следить за обстановкой», — дает она указания подчиненному.

«Пожалуйста, примите меры, 18 и 49 автобусов нет в течение 45 минут», — сообщает по телефону жительница Калининграда Вера.

«Хорошо, я сейчас зафиксирую вашу жалобу, свяжусь с диспетчерами перевозчика — это ИП „Фомин“, бывший „ПАП“, — и выясню, что произошло», — отвечает диспетчер.

«Сломались, заменим, так обычно отвечают диспетчеры в таких случаях. Хотя бывает и как сегодня с 65-й маршруткой „БалтТрансАвто“. Два автобуса, обслуживающие маршрут, сломались. Спрашиваю у диспетчеров, когда будет замена. В компании отвечают: „Не знаем, подменных автобусов нет. Сейчас эти подремонтируются и возобновят движение“», — рассказывает Никита.

Опоздания, невыходы на линию, грубость кондукторов, ранний сход с маршрута — это, по словам сотрудника «Центра организации движения и пассажирских перевозок», уже рутина. «Вчера были зафиксированы более серьезные нарушения. „Тотем“ прислал наряды на автобусы, данных которых не было в конкурсной документации. Это грубое нарушение. Если подтвердится, что это „подкрышники“ „БалтАвтоЛайна“, то перевозчика ожидает большой штраф. Этой первый такой случай за 10 дней», — подмечает диспетчер.

В 7:10 пассажир сообщил, что водитель 28-го маршрута не смог включить табло и ехал с табличкой, написанной от руки. Через минуту это нарушение уже в таблице жалоб и предложений диспетчера.

«Никита, посмотри, сколько 1, 11 и 30-х на маршрутах», — обращается к сотруднику подошедший к 8.00 директор предприятия Максим Граф.

«30-х семь, но они распределены по маршруту неравномерно. Только один на улице Горького, остальные шесть в Московском районе»,- пояснил диспетчер.

«Будем помогать разгребать этот хаос „ГорТрансу“. Звоните в их диспетчерскую и подсказывайте»,- пояснил руководитель.

БалтАвтолайн.jpg

Верните обратно

Другая часть звонков от жителей посвящена критике новой маршрутной сети. Лидером, по мнению Никиты, стал 17-й маршрут. Жители улиц Орудийная, Артиллерийская оказались в транспортной блокаде. Им оставили только 94-ю маршрутку. «Звонят пенсионеры в основном, в трубку плачут, уехать не могут. А я могу им сказать только о том, что все изменения в маршрутную сеть будут внесены только после 21 августа»,- поясняет диспетчер.

«Слышали, коллеги, что проездной у „ГорТранса“ подорожал до 2160 рублей, раньше он 1980 рублей стоил?» — приветствует вопросом пришедших к 7:40 двух других диспетчеров, Надежду и Татьяну.

«Ничего себе, так к сентябрю проездные все три тысячи будут стоить»,- отшучивается Татьяна.

Коллеги пришли пораньше и успели до 8:00 настроить свои программы, подготовить гарнитуры и получить ценные указания от начальника отдела. «Сегодня каждый берет своих перевозчиков, Никита — „ГорТранс“, вы с Надеждой остальных. Так будет проще и оперативнее. Да, кстати, сегодня запускают бесплатный маршрут „2к“, который будет подвозить от АТЦ „Тойота“ до „Управления механизации“. Это людям нужно подсказать», — рассказывает Татьяна Саддарова.

Перестройка и выгрузка нового варианта программы занимает несколько минут. Пока происходит обновление, одна из диспетчеров рассказывает курьезный случай, который произошел с ней в понедельник. «Возвращаюсь вечером домой на 27 маршруте, 23:30. Смотрю, что мы не туда едем, оказываемся вместо Захаровского рынка на улице Яналова. Спрашиваю у кондуктора: „В чем дело“. Она ничего понять не может. В общем пришлось объяснять водителю, как проехать. Соседи по автобусу были, конечно, в шоке», — рассказала Татьяна.

«Центральная диспетчерская слушает. Сейчас я запишу ваше предложение. Вернуть 17-й, 62-ю маршрутку. Записала, сегодня эту информацию передадим в администрацию», — завершил разговор диспетчер. По словам Татьяны, также просят вернуть 67-ю, 62-ю маршрутки. В ее таблице за 11 августа будет, как минимум, две записи о предложениях по маршрутной сети.

Коллега Никиты и Татьяны Надежда получила в это утро просьбу вернуть в трамваи кондукторов. «Люди пожаловались, что трамвай долго стоит из-за того, что его водитель вынужден обилечивать пассажиров. Пришлось записать эту жалобу и объяснить обратившимся, что это решение администрации и «Калининград-ГорТранса», — рассказывает диспетчер.

Автобусы.jpg

Уже полегче

«Подскажи, сколько сейчас на линии всего автобусов?» — спрашиваю у диспетчера. «Сводной информации нет, надо смотреть по перевозчикам. Когда система окончательно заработает, то можно будет узнать эту цифру», — отвечает сотрудник «Центра организации движения и пассажирских перевозок».

Помогает разобраться с ситуацией руководитель предприятия Максим Граф.

«С каждым днем автобусов становится больше. Сегодня их уже около 90 из 115. Вчера их было чуть больше восьмидесяти. Нехватка на линии автобусов муниципального предприятия, основного перевозчика, самого крупного — это сейчас самая большая проблема. Была большая надежда, что на работу в „ГорТранс“ перейдут водители „БалтАвтоЛайна“. Это происходит, но медленно. Уверен, что к концу этой недели мы поедем в полном составе, проблема разрешится. Видно по звонкам, что проблем меньше, больше предлагают поправить, что-то изменить в маршрутной сети, чем жалуются на нехватку автобусов», — отметил директор предприятия.

По словам Максима Графа, к этому же времени должен быть решен вопрос с занесением в базу всех данных об автобусах. «Сейчас — это около 70%. Но каждый день сотрудники специальной службы в администрации получают данные и заносят их на сервер. Это облегчит жизнь диспетчеров и в целом горожан»,- поясняет директор предприятия.

Он также рассказал, что созданный «Центр организации движения и пассажирских перевозок» пока справляется со шквалом обращений от горожан. «Их становится меньше. В начале в день доходило до 300–400. Поэтому нет ничего странного в том, что люди не могли дозвониться. Мы по статистике видели, что одновременно могли ожидать ответа 50 абонентов и диспетчер, как только завершал звонок, клал трубку, тут же получал следующий. Особенно в утренние часы, с 12:00 до 14:00 и с 17:00 до 19:00. Между этими интервалами число обращений не такое большое»,- отметил Максим Граф.

По словам директора «Центра организации движения и пассажирских перевозок», в настоящий момент штат предприятия 18 человек, среди которых 6 диспетчеров, 2 технолога, 2 инженера. Все они прошли жесткий отбор и стажировку, во время которой они зарекомендовали себя с лучшей стороны. «Во время стажировки мы уже видели, кто справится, а кто нет. Среди трудоустроенных диспетчеров — два человека с большим опытом, они раньше работали в транспортных компаниях, остальные имеют профильное высшее образование, поэтому разбираются в тонкостях пассажирских перевозках и работе общественного транспорта» — уточнил Максим Граф.

В конце нашего блиц-интервью он также сообщил, что после 1 ноября штат предприятия будет увеличен за счет 10 новых диспетчеров, 2 технологов и программистов. Сейчас же телефонные звонки принимаются с 6:00 до 22:00.

После 9:00 утренний ажиотаж обращений спадает и диспетчеры могут выпить первую чашку кофе. «Вроде втянулись. Объясняем, подсказываем, как проехать, выслушиваем жалобы в адрес мэра, администрации, водителей и кондукторов. Сейчас хоть не звонят по поводу горячей воды и буйных соседей. А то когда люди получили расчетки в июле и там был указан наш телефон, то звонили по всем коммунальным и общегородским проблемам. Сейчас, если честно, уже полегче»,- делится своими наблюдениями диспетчер Никита.

9:32. Улица Гагарина, остановка напротив офиса «Центра организации движения и пассажирских перевозок». К ней одновременно подходят два не пустых оранжевых «одиннадцатых» автобуса.

Фото — Станислав Пахотин, Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.