"Охранники не должны пускать в школу даже учащихся"

Учителя и ученики поражены "синдромом Беслана" - именно так директора школ объясняют спешность, с которой во всех школах страны вводятся усиленные меры безопасности. При этом, как выяснили "Известия", дополнительную охрану и "тревожные кнопки" чаще всего оплачивают сами родители - у местных бюджетов денег на это нет. Принимаемые меры спровоцировали, кроме того, и такую реакцию школьников, на которую учителя совсем не рассчитывали.

"В очередной раз все свалят на родителей"

Астраханец Михаил Лихтер, отец 8-летней Маши и 5-летней Маргоши, решил сам проверить, усилили ли в школах города меры безопасности. И был возмущен - во все школы он проходил без малейших проблем. Одновременно в школе дочери объявили сбор денег с родителей "на безопасность" - по 40 рублей в месяц.
Если в очередной раз все свалят на родителей, значит, государство покажет, что у него нет системы борьбы с терроризмом, - говорит Михаил. - Проблему нельзя решать только на основе частной инициативы".

И все же сам отец Маши и Маргоши инициативу проявил: нашел знакомого, работающего в охранном агентстве, и попытался разобраться, что и за какие деньги оно может сделать для школы. Охранник сообщил, что как раз идет на тендер - школьные директора будут выбирать, с кем заключать договор. Тендер оказался совещанием. Заместитель мэра Астрахани по безопасности Алла Гончарова два часа пыталась утихомирить возбужденных директоров всех школ города. Обсуждение свелось опять же к деньгам. Пока будет пересматриваться муниципальный бюджет, придется вновь опираться на родительскую "привлеченку" - усиляться-то надо срочно. Директора предложили официально обратиться к гражданам, имеющим детей, помочь своим школам материально и возмущались, что вневедомственная охрана обходится школам дороже, чем частные охранные фирмы, а также тем, что установка "тревожной кнопки" экстренного вызова милиции обойдется школе во столько же, во сколько и коммерческому банку.

"Функции охранников выполняют учителя-мужчины"

В ряде других регионов ответственность за безопасность детей в школах также легла на родителей. Например, большинство родительских комитетов Волгограда заключили договора с охранными предприятиями. В Калининграде в считанные дни в школах в экстренном порядке появились посты вневедомственной охраны и дежурные кнопки, но у родителей и тут своя инициатива.

- Для этих мерзавцев нет принципов и границ, - пояснил "Известиям" участник первой чеченской подполковник Александр Плющаков. - В 1995 году мне приходилось в Грозном выносить детей из-под шквального огня. У меня трое детей, все они ходят в школу, на родительском комитете мы постановили: организовать ежедневное дежурство родителей в здании.

Родительские комитеты школ Красноярского края обсуждают возможность введения пропускной системы, причем не только для людей, но и для машин.

- Городское управление образования возложило на нас обязанность обеспечить безопасность школы, ужесточить пропускной режим, не допускать посторонних, проверять наличие подозрительных предметов, не допускать парковки автотранспорта рядом со школой, - сообщил "Известиям" директор школы № 4 Тулы Олег Маленков. - О выделении дополнительных средств я пока не слышал, поэтому ведем разговор с родителями на предмет сбора денег. Пока функции охранников выполняют учителя-мужчины: следят за безопасностью с 8 утра до 7 вечера. Есть "тревожная кнопка".

- Рассматриваем вариант усиления, - говорит директор 15-й тульской школы Татьяна Дождева. - Будем устанавливать "тревожную кнопку", может быть, даже круглосуточный пост. Все зависит от родителей: сколько захотят вложить, столько и вложат.

"Посторонние могут войти в школу только с разрешения дирекции"

Правда, там, где позволяют средства, усиление мер безопасности обходится без помощи родителей. Например, милицейские посты с 1 сентября действуют в 176 школах Казани: с 7 утра и до конца занятий здания патрулируют по два стража порядка. Сотрудникам ГИБДД дан приказ отбуксировывать все автомобили, которые припаркованы ближе 50 м от школ. В Петрозаводске в соответствии с распоряжением горадминистрации решено в ближайшие дни установить во всех школах "тревожные кнопки". В том же Красноярском крае во всех школах, где учатся более 100 человек, появятся заместители директоров по безопасности. Они должны поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами, родителями, местными властями.

Однако от города к городу реальное содержание объявленных мер безопасности сильно разнится. Например, в среднюю школу № 1 г. Махачкалы ребята приходят задолго до начала занятий: каждого из них на входе дотошно досматривает милиционер.

- Помимо этого в школе находятся участковый и сотрудники ОМОНа. - говорит директор Магомед Давудов. - До начала занятий они проверяют всю территорию вокруг и само здание на наличие подозрительных предметов. Во время уроков задача охранников в том, чтобы не пускать в здание никого, даже учащихся: они могут войти в школу только на перемене. Что касается посторонних, они могут пройти в корпус только с разрешения дирекции.

В Архангельске картина прямо противоположная.

- Все вопросы по безопасности наших детей решены, - заявила "Известиям" начальник управления образования мэрии Архангельска Татьяна Огибина. Спустя час корреспондент "Известий" с объемистой спортивной сумкой зашла в архангельскую городскую гимназию № 3. Пожилая вахтерша на посетительницу - ноль внимания. Дети на уроке, в коридорах пусто. Подобная картина и в школе № 22, в самом центре города. В школе перемена, дети носятся по коридорам.

- Про Беслан что-нибудь знаешь? - спрашиваю у шестиклассника Вани Мальцева.

- По телевизору видел, и учителя рассказывали. Только я не очень боюсь, у нас все спокойно, - выпаливает подросток.

- А кто вашу школу охраняет?

- Да вон идет наш охранник!

Парень лет двадцати в камуфляжной куртке равнодушно взглянул на меня и ушел в глубь коридора. О страшном взрыве, который полгода назад унес жизни 58 архангелогородцев, здесь, видимо, уже забыли.

"Ученики и учителя поражены синдромом Беслана"

Проблема, впрочем, не только в халатности охраны. Во Владимирской области, например, директорам школ посоветовали провести родительские собрания на предмет установки постов охраны и "тревожной кнопки", а также организовать на время школьных занятий дежурство групп старшеклассников, а в вечернее время - дежурство родителей. Как рассказали "Известиям" в одной из школ Селивановского района области, организовать дежурства нетрудно, но мобилизовать родителей будет проблематично - "люди-то работают". Но что оказалось практически невозможно, так это установка "тревожных кнопок". "Такая сигнализация стоит около 100 тысяч рублей, своих денег у нас нет, надо просить скинуться родителей. Ну, хорошо, соберем деньги, а что потом? Кого на эту кнопку нам сажать? Не дай бог, кто-то схулиганит и сделает ложный вызов".

В самом деле, после теракта в Беслане снова активизировались телефонные террористы-школьники. "Этим хулиганам только дай добраться до кнопки тревоги", - забеспокоились владимирские милиционеры. А некоторые директора школ посчитали, что "все эти дежурные мероприятия могут иметь только один эффект - наведение паники среди родителей". Согласны с этой оценкой и некоторые родители.

- Все эти меры можно назвать пораженческими, - говорит подполковник Александр Плющаков. - Они направлены на информирование о теракте, а не на его предотвращение.

Так же считает директор одной из школ Балтийска Галина Житковская.

- Мы внесли специальные коррективы в программу ОБЖ, теперь будем пояснять всем школярам: как общаться с террористами, как вести себя в подобных ситуациях. Скоро выставим надолбы на въезде в школу. Но я вам честно скажу: сегодня и ученики, и учителя поражены синдромом Беслана. Если мы позволим нашим детям вырасти в страхе, мы можем потерять целое поколение.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Известия

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.