Бесовщина: глава РПЦ рассказал о строительстве храма в Калининграде

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»
Все новости по теме: РПЦ

Патриарх Московской и всея Руси Кирилл рассказал, с чем связаны протесты против строительства храмов в парках и скверах, а также вспомнил историю строительства Кафедрального собора Христа Спасителя на площади Победы в Калининграде.

По словам главы РПЦ, в основном возникают оппозиционные настроения, связанные со строительством храмов, в связи с защитой парков, скверов, но не всегда. Запись выступления патриарха на фестивале «Вера и слово» опубликовал телеканал «Дождь». В качестве примера патриарх привёл женщину, которая была против храма, потому что хотела парковать на этом месте свой автомобиль.

«Но в основном используется тема зеленых насаждений, хотя не только. Хотел бы сказать, что в течение всей нашей истории храмы строились в самых красивых местах. И что было бы, если бы наши благочестивые предки поступали иначе? У нас бы вообще страна была безликой. Вот сейчас едешь по деревням, или мне иногда приходится на вертолете перемещаться, летишь и видишь замечательные пейзажи — возрожденные наши храмы в Подмосковье, в ближнем, в дальнем Подмосковье. Это лицо страны, это действительно красота. Вот если кто-то и будет ездить по этим местам и смотреть, что наши туристы, что зарубежные, они на это будут обращать внимание, это лицо страны, лицо народа, оно отражает культурную традицию, духовную традицию. Кроме того, украшает пейзаж», — заявил глава РПЦ. И добавил, что то же касается и городской застройки, где сплошь «обезличенные новые районы» без «художественных доминант». «Если вдруг вы видите храм, это всё сразу как-то меняет — храм влияет на окружающую среду. Поэтому нормальный человек, не заряженный идеологически и политически, он, конечно, в этом участия не будет принимать, если его с толку не собьют», — пояснил он.

Патриарх привёл также аргументы протестующих и назвал их искусственными — например, что негде будет гулять. «Да им объясняют, парк-то большой, а местечко-то маленькое, да гуляйте по всему парку. Нет, мы хотим именно в этом месте гулять. Или другой аргумент. Нет, мы будем против храма, потому что вы тут будете возить покойников отпевать, тут наши дети гуляют, мы не хотим, чтобы дети видели покойников. Ясно. Да, мы говорим, но не так уж часто покойников привозим, во-первых. А с другой стороны, очень неплохо ребенка вводить в соприкосновение и с этой реальностью, для воспитания», — разъяснил он.

0NV_4054.jpg

По его мнению, некоторые используют протесты против РПЦ ради политической борьбы. «Мы знаем по крайней мере две политические партии, которые активно включались в протестные настроения. Не думаю, что это им помогло на выборах, кстати. Хочу, чтобы меня сейчас все услышали. Но надежды были. Не оправдались», — сказал патриарх под смех зала.

«Есть противники православной церкви. В основном это представители сектантских сообществ, языческих сообществ», — добавил он и перешёл к рассказу о строительстве Кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде на площади Победы.

«А в 90-е годы смятение было в душах калининградцев. Кто-то говорил о том, что Калининград давно уже продан немцам, что не нужно с ним связывать будущее. Начался отток даже населения из Калининграда. И ко мне, как к митрополиту Калининградскому, стали обращаться люди с просьбами — вы что-то сделаете, повлияйте, ну что же вот так, так стало как-то страшно в Калининграде. И тогда я выступил по телевидению и сказал, нам нужно построить Кафедральный собор, потому что все культовые здания в Калининграде, которые использовала православная церковь, это бывшие кирхи лютеранские. Мы их немножко переоборудовали, восстановили из руин, но это не наша русская архитектура. И сказал, что для того, чтобы Кафедральный собор стал символом города, а значит, символом русского города, нам нужно его построить в центре. И сказал, на каком месте, вот на месте этой клумбы, рядом с главной площадью», — рассказал он.

Горожане восприняли идею неплохо, а «власти перепугались» и предложили построить храм в другом месте, продолжил глава РПЦ. «Я говорю, нет, вот здесь надо строить, если вы хотите снять напряжение, изменить культурный облик города», — добавил патриарх. В итоге был проведён социологический опрос, после которого было дано добро на строительство собора.

«И вот для закладки камня на это место я решил привезти крест большой и поставить его. И мы двигались от действующего Кафедрального, так сказать, собора, небольшой кирхи, до места закладки через центр города крестным ходом, неся этот крест, большой, 6 метров. Идем по главной улице, и вдруг наперерез нам врывается группа, человек сорок, с искаженными злобой лицами, они плевали, кричали, топали. Бесовщина. И мне говорят, вот смотрите, это коммунисты все устраивают. Я говорю, стоп-стоп, это не коммунисты, так коммунисты себя не ведут. Это совсем другая публика. И потом оказалось, это была другая публика, это были сектанты, которые не переносят изображение креста. Мы поставили крест, через три дня его спалили. Мы поставили из металла 12-метровый крест, который стоял до тех пор, пока мы не поставили временный храм», — подытожил патриарх.

А затем вспомнил о протестах в московском парке Торфянка и закончил тем, что люди борются «не с храмом, а с крестом». «Так, может быть, изначально-то была не защита территории, не защита парка, а борьба вот именно с этим символом христианства? Вот и сбросили маски. Ну, а в таком случае и соответствующие действия с нашей стороны должны быть принципиальными. Мы не можем идти на поводу у людей, которые по идейным соображениям ненавидят изображения Креста Господнего. Тем более что крест даже в наших символах государственных присутствует, поэтому неправильно будет нам отдавать на поругание Крест Христов», — завершил глава РПЦ.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости

Кое-что о выборе чайника

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, как сложно сделать выбор — особенно того, что у тебя уже есть.