Калининградский омбудсман о правах детей в регионе

I. О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ
(ст. 38 Конституции РФ)

Одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного остается работа по профилактике и восстановлению нарушенных прав детей, осуществлению контроля деятельности государственных органов, органов местного самоуправления Калининградской области, направленной на обеспечение прав несовершеннолетних.

1. О соблюдении права на семью
(ст. 7, 38 Конституции РФ, ст. ст. 5, 9, 20, 21, 25 Конвенции о правах ребенка)

Сокращение общей численности детей в Калининградской области, тенденция к снижению доли детей в структуре населения региона, масштабы детской беспризорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о продолжающемся тяжелом системном кризисе семьи.

Меры, принятые органами власти Калининградской области по социальной помощи семье и детям, в том числе увеличение размеров ежемесячного детского пособия до 100 рублей, ежеквартальной помощи многодетным семьям (100 рублей), ежемесячной помощи на ребенка-инвалида (300 рублей), региональной материальной помощи при рождении второго и последующих детей (2000 рублей) и др., не дают возможности полноценного обеспечения семьи.

Несмотря на то что социальное обслуживание семей с детьми развивается, эффективность этой работы недостаточно высока по причине низкой координации деятельности органов системы профилактики и защиты детства, недостатка ее нормативно-правового обеспечения.

1.1. О соблюдении прав детей, находящихся под опекой и попечительством.
(ст. 38 Конституции РФ, ст. ст. 3, 5, 20, 25 Конвенции о правах ребенка)

В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка "ребенок, который …лишен своего семейного окружения или… не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".

Одной из острых проблем Калининградского региона является нарушение прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В результате принятия ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. государственная обязанность по защите прав детей практически переложена на субъекты Российской Федерации. В соответствии с законодательством РФ - ГК РФ и ст. 21 СК РФ - органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Таким образом, на органы местного значения возложены функции государственного масштаба.

Уполномоченный по правам человека принимала участие в парламентских слушаниях Государственной думы РФ "О совершенствовании законодательства об опеке и попечительстве" 4 апреля 2005 года. В ходе дискуссии обсуждались актуальные вопросы деятельности органов опеки и попечительства и возможности совершенствования законодательства в этой области.

Необходимо добиваться внесения поправок в Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ об изменении статуса органов опеки и попечительства, наделении их государственными полномочиями - закрепить положение о том, что формирование и обеспечение деятельности органов опеки и попечительства является государственным полномочием субъектов Российской Федерации, о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению и защите прав ребенка.

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области высказала свою позицию по данному вопросу в ходе парламентских слушаний "О совершенствовании законодательства об опеке и попечительстве" 4 апреля 2005 года в Государственной думе. Предложения о необходимости модернизации органов опеки и попечительства, принятия федерального закона "О системе органов опеки и попечительства" направлялись Уполномоченным председателю Комитета по делам женщин, семьи и детей Государственной думы РФ Е.Ф. Лаховой, председателю Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека Э.А. Памфиловой.

Необходимо создание в Калининградской области комплексных органов опеки и попечительства, не наделенных какими-либо иными, не связанными с опекой и попечительством полномочиями, укомплектованных профессионально подготовленными кадрами.

На современном этапе развития общества изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, возникли новые формы опеки и попечительства (например, патронат), которые не получили законодательного оформления. Все это требует обновления института опеки и попечительства исходя из новых задач и принципов, что необходимо закрепить федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Необходимо также пересмотреть и дополнить нормативно-правовые акты, определяющие порядок создания и деятельности на территории Калининградской области органов опеки и попечительства.

В Калининградской области не сокращается число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2003 году было выявлено 1060 детей, за последние 3 года эта цифра практически не изменилась. Продолжает расти число детей, находящихся под опекой (попечительством) - по состоянию на начало 2006 года их насчитывается 3062. Растет количество детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), получающих денежное пособие. Их число выросло с 55 в 1991 году до 2344 на конец 2005 года. Развивается институт приемной семьи. 328 детей воспитываются в 219 приемных семьях.

Угрозой несоблюдения жилищных прав детей стало принятие ФЗ № 213 от 30.12.2004 г., внесшего изменения в Жилищный кодекс РФ, суть которых в том, что при продаже квартиры новому владельцу все зарегистрированные на этой жилплощади лица, включая детей, обязаны освободить помещение, а также в отстранении органов опеки и попечительства от защиты прав детей на жилье при совершении сделок с жилыми помещениями, в которых зарегистрированы несовершеннолетние, что создает возможность продажи квартир асоциальными родителями, вследствие чего многие дети могут оказаться бездомными.

Данные нормы права противоречат Конвенции о правах ребенка, предписывающей государству-участнику Конвенции обеспечить ребенку защиту и заботу, если родители не выполняют этих обязанностей.

В регионе остро стоит проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Более 1000 детей нуждаются во внеочередном предоставлении жилья в соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ. С каждым годом число детей, нуждающихся в обеспечении жильем, увеличивается. За 2005 год только 7 детей-сирот из г. Калининграда получили жилье.

В таких условиях необходима разработка механизмов, обеспечивающих защиту права ребенка на жилище, исключающих выселение детей с занимаемой ими площади в нарушение их интересов. В Калининградской области необходимо также предусмотреть комплекс мер, обеспечивающих особую защиту жилищных прав несовершеннолетних, в том числе принятие областной программы строительства жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

По-прежнему в Калининградской области имеют место случаи нарушения прав воспитанников детских домов, интернатов. Такие учреждения для проживания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются достаточно закрытыми, в связи с чем воспитанники находятся в зависимости от руководителей учреждений, осуществляющих над ними опеку и попечительство. В свою очередь органы опеки и попечительства не всегда добросовестно выполняют свои обязанности по отношению к детям.

В 2005 году прокуратурой Калининградской области в деятельности специальных воспитательных и интернатных учреждений для несовершеннолетних выявлено 218 нарушений закона, для устранения которых прокурорами внесено 40 представлений, в суд направлено 1 заявление в защиту прав ребенка. Должностным лицам объявлено 2 предостережения о недопустимости нарушения закона.

В 2005 году Уполномоченным по правам человека была продолжена работа по защите жилищных прав воспитанника детского дома № 1 г. Калининграда Н., нарушенных вследствие неэффективной деятельности органов опеки и попечительства.

В 2004 году общественная комиссия по жилищным вопросам г. Калининграда дала разрешение на обмен закрепленной за несовершеннолетним Н. четырехкомнатной квартиры, расположенной в г. Калининграде, на двухкомнатную квартиру в пос. Ясное Славского района, принадлежащую предпринимателю Х. В результате такого рода сделки законные интересы несовершеннолетнего Н. были нарушены. Рыночная стоимость (предположительно не менее 20 тыс. у. е.) закрепленной за несовершеннолетним Н. четырехкомнатной квартиры площадью 68,5 м2 значительно превышает стоимость двухкомнатной квартиры в пос. Ясное Славского района, (не более 2 тыс. у. е.), перешедшую в его собственность в порядке обмена.

По сообщению прокуратуры Калининградской области, гр-ном Х. была оказана Н. материальная помощь в размере 26,5 тыс. рублей, которые он положил на счет Н., дополнительно передал ребенку 23,8 тыс. рублей, а также приобрел для Н. некоторые предметы обихода и одежды. Размер оказанной Н. материальной помощи не компенсирует разницы стоимости жилых помещений.

В результате переезда из г. Калининграда в пос. Ясное Славского района (около 20 км от г. Славска) Н. окажется в худших условиях, так как Славский район не относится к числу благополучных муниципальных образований Калининградской области и характеризуется значительным уровнем безработицы, высоким уровнем заболеваемости, низким уровнем социально-экономического развития. В приобретенную для ребенка квартиру переехали ведущие асоциальный образ жизни его отец со своей дочерью и ее сожителем, которые привели ее в антисанитарное состояние, из нее исчезли сантехника, мебель и другое имущество.

Обращения Уполномоченного к мэру Калининграда и в прокуратуру Калининградской области за защитой прав Н. и с требованием привлечения к ответственности виновных оставлены без удовлетворения.

Вышеуказанные материалы были переданы на рассмотрение Уполномоченному по правам человека в РФ В.П. Лукину, который направил их в Генеральную прокуратуру РФ. В результате прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда в суд направлен иск в интересах Н. о признании договора мены жилыми помещениями недействительным. В настоящее время дело находится в производстве Ленинградского районного суда. Уполномоченный представляет в суде интересы Н. на основании доверенности, выданной Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

В 2005 году Уполномоченным по правам человека в Калининградской области с помощью Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была оказана помощь воспитанникам Зеленоградского детского дома в розыске их родственников.

Заслуживает внимания практика проведения Управлением образования мэрии г. Калининграда совещаний с директорами калининградских детских домов и интернатов по защите прав воспитанников с участием Уполномоченного по правам человека.

В целях предотвращения случаев нарушения прав воспитанников интернатных учреждений необходимо принять меры к организации регулярных комплексных проверок межведомственными комиссиями детских домов, интернатов, к созданию в этих целях системы общественного контроля.

На протяжении 2004-2005 годов Уполномоченным рекомендуется разработка и реализация особой программы правового образования воспитанников детских домов и интернатов, предлагается организационная помощь в проведении правовых лекториев с детьми и педагогами. Однако до настоящего времени рекомендации Уполномоченного не нашли поддержки в органах управления образованием г. Калининграда и области, у директоров детских домов, интернатов.

Необходимо также принять меры к созданию единой системы по оказанию социально-педагогической и юридической помощи выпускникам интернатных учреждений, так как зачастую, выйдя из стен учреждений, они остаются без работы, без жилья и без необходимой помощи со стороны государства и органов местного самоуправления.

1.2. О соблюдении прав патронатных воспитателей и их воспитанников
(ст. ст. 20, 21, 25, 27 Конвенции о правах ребенка)

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ каждый человек имеет право жить и воспитываться в семье, а также право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства.

Уполномоченным было рассмотрено обращение гр. Л., проживающей в г. Калининграде, по вопросу о низком размере заработной платы патронатного воспитателя. Семья Л. является патронатной семьей малолетнего М., ранее воспитывавшегося в детском доме. В соответствие с договором о патронатном воспитании, заключенным с главой администрации Центрального района г. Калининграда, Л. получает заработную плату воспитателя по 10-му разряду Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Л. работает в одной из школ г. Калининграда педагогом, где получает заработную плату педагога по 14-му разряду, считает справедливым установление заработной платы патронатного воспитателя по тому же разряду. В случае повышения социального статуса патронатного воспитателя семья Л. согласилась бы взять на воспитание брата М., воспитывающегося в детском доме.

Аналогичное устное обращение поступило от гр. Н., воспитывающей на основании договора о патронатном воспитании малолетнего А. При условии решения жилищной проблемы, установления стабильной заработной платы патронатного воспитателя, изменившейся в сторону уменьшения, обеспечения семьи необходимыми социальными услугами гр. Н. хотела бы взять на воспитание брата А., страдающего психическим заболеванием.

Граждане на приеме у Уполномоченного жаловались на то, что зарплата патронатных воспитателей в различных муниципальных образованиях различается в несколько раз, что приводит к неравноправному положению воспитателей. Такая форма семейного устройства, как патронат, получила нормативное закрепление в ряде муниципальных образований Калининградской области. В целях обеспечения равенства прав и возможностей патронатных родителей и их воспитанников необходимо принятие закона Калининградской области "О патронате".

Необходимо также принятие мер по увеличению заработной платы приемных и патронатных родителей в Калининградской области, оказанию им социальной помощи и поддержки.

Серьезную озабоченность вызывает тенденция к увеличению количества детей, содержащихся в учреждениях, а соответственно - рост количества детских домов, интернатов и приютов, где зачастую живут дети, имеющие родителей. В области функционируют 23 муниципальных детских дома, 2 негосударственных детских дома, 3 общеобразовательных школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 дома ребенка, 11 специальных (коррекционных) школ-интернатов (2 из них для детей-сирот), 2 дома-интерната для инвалидов, 9 приютов для несовершеннолетних.

В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учреждениях начального профессионального образования содержится около 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2005 году, были устроены в семьи граждан: 450 под опеку (попечительство), 40 в приемную семью, 22 усыновлены, 21 ребенок возвращен кровным родителям. Однако ежегодно 450-500 детей направляются в сиротские учреждения, и этот показатель остается стабильно высоким последние в 8 лет.

До настоящего времени в области не созданы необходимые условия для усыновления и воспитания детей в приемных и патронатных семьях. Очень важной в этом плане является инициатива Правительства Калининградской области по принятию в регионе целевой программы "Дети-сироты", направленной на постепенный отказ от интернатной системы воспитания, создание и развитие новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование нормативно-правовой базы, нацеленной на соблюдение прав и социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализация вышеуказанной программы позволит также обеспечить социальное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создать систему постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реформировать систему опеки и попечительства, обеспечитть выпускников детских домов жилой площадью.

2. Нарушения семейных прав граждан, связанные с отказами органов ЗАГСа в незамедлительной регистрации рождения ребенка
(ст. 7 Конвенции о правах ребенка)

В соответствии с п. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка ООН, ратифицированной Российской Федерацией, ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Уполномоченный в 2003-2004 годах обращала внимание органов государственной власти Российской Федерации и Калининградской области на многочисленные проблемы, возникающие вследствие невыполнения вышеуказанной нормы права, в результате органами ЗАГСа Калининградской области был выработан механизм реализации права ребенка на имя, на незамедлительную регистрацию рождения.

В 2005 году значительно снизилось количество обращений, связанных с отказом органов ЗАГСа осуществлять государственную регистрацию рождения ребенка. Должностные лица органов ЗАГСа Калининградской области активно сотрудничают с аппаратом Уполномоченного, оказывают посильную помощь в разрешении проблемных ситуаций, в исключительных случаях регистрируют рождение детей, родители которых имеют проблемы с подтверждением своего правового статуса.

В сентябре 2005 года был положительно решен вопрос с выдачей свидетельства о рождении несовершеннолетнему ребенку, 2004 г. р., мать которого являлась гражданкой Узбекистана, проживала на территории Калининградской области без регистрации и фактически была нарушителем паспортно-визового режима.

Уполномоченным было подготовлено ходатайство на имя начальника управления по делам ЗАГСа администрации области о недопущении нарушения прав ребенка, предусмотренных как внутренним законодательством РФ, так и международными нормами. Вопрос был урегулирован Калининградским межрайонным отделом ЗАГС. Рождение ребенка зарегистрировано, выдано свидетельство о рождении.

3. О соблюдении права на приобретение гражданства с рождения, проблемах документирования детей, оставшихся без попечения родителей
(ст. 7 Конвенции о правах ребенка)

Особое беспокойство Уполномоченного вызывают объективные трудности, связанные с признанием гражданства, документированием паспортами граждан Российской Федерации несовершеннолетних, находящихся в детских домах, интернатных учреждениях.

Проблемы возникают из-за неустановленности гражданского статуса родителей, факта проживания несовершеннолетнего в Российской Федерации в определенные периоды, из-за отсутствия регистрации по месту жительства и т. д. Нередки случаи, когда 17-18-летние воспитанники не имеют документов, удостоверяющих личность, в связи с чем они не могут реализовать свои права, в том числе право на труд, на образование. Возникают трудности при сдаче ЕГЭ, при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Органы опеки и попечительства не всегда уделяют должное внимание вопросам, связанным с гражданским статусом и с паспортизацией лиц, находящихся под опекой.

На проблемы паспортизации детей неоднократно обращала внимание Уполномоченный по правам человека в Калининградской области, в результате чего администрацией региона, мэрией Калининграда, паспортно-визовыми службами региона были приняты организационные меры по повышению эффективности процесса паспортизации.

Тем не менее в течение 2005 года в аппарат Уполномоченного продолжали поступать обращения несовершеннолетних, находящихся в детских домах, интернатных учреждениях. В интересах защиты прав детей Уполномоченным по правам человека в Калининградской области были направлены просьбы о содействии к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а также в Совет по правам человека при Президенте Российской Федерации.

По инициативе Уполномоченного в целях своевременного оформления гражданства и выдачи паспортов детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Управлением образования и науки администрации Калининградской области совместно с паспортно-визовой службой областного УВД проведены обучающие семинары с руководителями органов опеки и попечительства, директорами и социальными работниками детских домов, школ-интернатов, домов ребенка, учреждений начального профессионального образования. Вопросы гражданства, паспортизации воспитанников детских домов, интернатов в течение 2005 года находились на контроле начальника Управления образования мэрии г. Калининграда.

Немало усилий потребовалось при решении вопроса о предоставлении гражданства несовершеннолетнему ребенку С., 1990 г. р., оставшемуся без попечения родителей, в защиту которого к Уполномоченному обратилась гражданка Российской Федерации Ж., его бабушка, опекун. Ребенок родился и проживал до 1996 года в г. Риге (Латвия).

С 1996 года постоянно проживает в России, находится на полном обеспечении бабушки. В паспортно-визовом отделе УВД Ленинградского района г. Калининграда Ж. было отказано в принятии заявления для оформления гражданства РФ ее внуку, предлагалось выдать вид на жительство ребенка или разрешение на временное проживание, при предоставлении им документа об отсутствии у него гражданства Латвии, несмотря на наличие справок об отсутствии регистрации С. в реестре граждан Латвии, подтверждающих, что у него нет латвийского гражданства. Ребенок постоянно проживал в г. Калининграде, учился, получал пенсию по инвалидности, пенсию по потере кормильца, получил право на внеочередное получение жилья в районе, где он был выявлен как оставшийся без попечения родителей. В паспортно-визовой службе ему неоднократно оформлялась регистрация по месту пребывания в г. Калининграде.

После получения отрицательного ответа из ПВО УВД Калининградской области Уполномоченный обратилась с ходатайством в интересах несовершеннолетнего в Федеральную миграционную службу России. В сентябре 2005 года в адрес Уполномоченного поступило уведомление о получении ребенком гражданства РФ.

Уполномоченным удовлетворено обращение от заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинградского района г. Калининграда об оказании содействия в документировании паспортом гражданина Российской Федерации несовершеннолетней С., 1988 г.р., проживающей в г. Калининграде, так как мать девочки не исполняет обязанности по защите прав дочери. С. родилась в г. Калининграде, по месту жительства не была прописана.

После рождения девочки мать выехала с ней в Латвийскую ССР, где они проживали до 1991 года. В 1991 году они прибыли в Калининградскую область на постоянное место жительство, но проживали без регистрации до 1994 года. В настоящее время мать имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года и регистрацию по месту жительства.

На запрос Уполномоченного в ОПВС УВД Калининградской области поступил ответ, что в соответствии с действующим законодательством несовершеннолетний ребенок следует гражданству родителей на момент своего рождения. Учитывая, что мать ребенка не имела и не имеет гражданства Российской Федерации, а сведения об отце отсутствуют, определить гражданство ребенка по рождению не представляется возможным.

В целях соблюдения законных прав несовершеннолетней в соответствии со ст. 45 ГПК РФ Уполномоченный написала в районную прокуратуру ходатайство об обращении в интересах несовершеннолетней С. в суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания ее на территории Российской Федерации на 06.02.1992 г. для признания ее гражданкой Российской Федерации и выдачи гражданского паспорта.

4. О нарушениях прав ребенка в связи с несвоевременными сроками рассмотрения вопросов гражданства
(ст. 7 Конвенции о правах ребенка)

Зачастую из-за нарушения сроков рассмотрения вопросов гражданства страдают дети. К Уполномоченному обратилась семья иностранных граждан, прибывших на постоянное место жительство в Калининградскую область из Азербайджанской Республики. В течение длительного времени заявителям не сообщались результаты рассмотрения заявления о приеме в гражданство. Дочь, страдающая тяжелым заболеванием опорно-двигательного аппарата, нуждалась в срочной операции, которую могли сделать только в г. Санкт-Петербурге. Отсутствие паспортов не позволяло заявителям вывезти дочь на лечение, что могло повлечь серьезные последствия для здоровья ребенка.
Уполномоченным было оказано содействие заявителям в решении проблемы.

5. О нарушениях прав ребенка в связи с бюрократическим порядком выдачи вкладышей о принадлежности к российскому гражданству к свидетельствам о рождении

В течение 2004-2005 годов в адрес Уполномоченного поступил ряд обращений от жителей Калининградской области в связи с необоснованностью и излишней формализованностью процедуры выдачи вкладышей к свидетельству о рождении, подтверждающих наличие у ребенка российского гражданства. Для получения вкладышей о принадлежности к российскому гражданству органы паспортно-визовой службы требуют предоставления ряда нотариально заверенных за счет заявителей документов.

Неинформирование об основаниях проведения подобной процедуры в совокупности с ее излишней формализованностью и длительностью ведет к нарушению гражданских прав. Особенно остро данная проблема стоит в отношении детей, имеющих гражданство Российской Федерации по рождению, родители которых имеют российское гражданство.

Вышеуказанная процедура не предусмотрена приказом МВД РФ от 18.04.2003 г. № 257 "О порядке оформления и выдачи вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации". Обращение Уполномоченного в ОПВС УВД Калининградской области по данному вопросу оставлено без внимания. Обращение в Совет по правам человека при Президенте Российской Федерации было поддержано его председателем и направлено начальнику Главного паспортно-визового управления МВД России. Однако меры в защиту прав граждан до настоящего времени не приняты.

6. О нарушении прав несовершеннолетних в связи с отсутствием регистрации по месту жительства

Право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства закреплено в международных документах. Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.

Эти права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в данном Пакте другими правами.

Конституционный суд Российской Федерации установил, что регистрация гражданина по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения упомянутого права или условием реализации конституционных прав граждан.

Тем не менее органы исполнительной власти на местах, а иногда и представители федеральных ведомств, зачастую ставят реализацию ряда социальных прав в зависимость от наличия регистрации по месту жительства, что становится глубоко укоренившейся практикой.

Отсутствие регистрации по месту жительства выступает серьезным препятствием для родителей при оформлении несовершеннолетнему ребенку вкладыша, подтверждающего наличие у него гражданства Российской Федерации. В паспортно-визовых службах требуют предоставления справки или выписки из домовой книги о регистрации ребенка по месту жительства с указанием даты регистрации.

Часто граждане в силу трудной жизненной ситуации вообще не имеют жилья и возможности быть постоянно где-то зарегистрированными. Что делать в такой ситуации? В случае отсутствия регистрации по месту пребывания или месту жительства взрослый человек может оформить паспорт по месту фактического пребывания.

Обращение, поступившее в аппарат Уполномоченного по данному вопросу, было решено путем оформления несовершеннолетнего ребенка на небольшой срок в "Дом ребенка". Такое решение проблемы возможно лишь в исключительном случае. В целях обеспечения реализации прав ребенка необходимо изменить административные процедуры, упростив приобретение гражданства несовершеннолетними.

7. О соблюдении права на здоровье ребенка
(ст. 24 Конвенции о правах ребенка)

Несмотря на реализацию комплекса мер в сфере охраны здоровья матери и ребенка, в том числе в рамках реализации Концепции развития здравоохранения и государственной политики по охране здоровья населения Калининградской области на 2003-2007 годы, областных целевых программ "Безопасное материнство" и "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", "Здоровый ребенок", "Дети-инвалиды", сохраняется тенденция к росту общей заболеваемости детей. Особенно ухудшается здоровье детей к окончанию школы.

Особой заботы требуют дети с ограниченными умственными и физическими возможностями. В соответствии со ст. 23 Конвенции о правах ребенка "неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества".

К Уполномоченному по правам человека в Калининградской области обратилась гр. С., проживающая в г. Калининграде, по вопросу защиты права на достоинство своего сына Н., инвалида детства. Заявительница жаловалась на необходимость прохождения ее сыном ежегодного освидетельствования медико-педагогической комиссией для сохранения возможности продолжения обучения в школе по общеобразовательной программе 7-го вида.

Заявительница сообщила, что процедура освидетельствования травмирует психику ребенка, не позволяет объективно оценить его возможности. Мать Н. беспокоилась о том, что по ошибке, допущенной при прохождении МПК, ее ребенок будет исключен из школы общего типа, в связи с чем лишится возможности получения полноценного образования.

В данной ситуации нарушался также принцип добровольности обращения за психиатрической помощью, предусмотренный ст. 4 закона РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 (ред. от 22.08.2004 г.) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании": "Несовершеннолетним в возрасте до 15 лет… психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей". После запросов Уполномоченного в Управление образования администрации Калининградской области, в Государственную службу медико-социальной экспертизы вопрос защиты прав Н. на образование, оказание психиатрической помощи в добровольном порядке, на достоинство ребенка был урегулирован.

В то же время вызывают беспокойство сложившаяся система диагностики и условия содержания детей-инвалидов в образовательных и медицинских учреждениях, отсутствие адекватной профессиональной помощи в развитии, лечении и реабилитации детей-инвалидов и трудности процесса включения детей-инвалидов в общую систему образования.

Необходимо принять меры по улучшению ранней диагностики детей с физическими и психическими недостатками и предотвратить, насколько возможно, их помещение в специализированные учреждения. Необходимо развитие профессиональных служб помощи, поддержки и консультирования семей для того, чтобы дать возможность детям жить дома и способствовать их социальной адаптации.

В настоящее время в регионе недостаточно реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. Реабилитационный центр в г. Калининграде обеспечен современным оборудованием для больных, что позволяет получать в нем помощь детям из районов области. Однако далеко не у всех нуждающихся в такого рода помощи имеется возможность добраться в г. Калининград.

В целях соблюдения принципа равенства прав и возможностей необходимо создание таких центров в каждом муниципальном образовании г. Калининграда, как это сделано в Балтийском городском округе. Нуждаются в помощи и родители больных детей. Необходимо обеспечение возможности родителям детей-инвалидов получать квалифицированную помощь педагогов, социальных и медицинских работников, в том числе психологов и психиатров по месту жительства.

Существует также проблема трудоустройства и обеспечения досуга граждан с ограниченными физическими возможностями по достижении ими совершеннолетия. Для данной категории лиц необходимо создание аналогичных учреждений, разработка и финансирование специальных программ реабилитации.

В конце 2005 года в адрес Уполномоченного поступило обращение от многодетной матери Б. из г. Багратионовска о серьезных проблемах в получении бесплатных лекарств для больных детей, в том числе для ребенка, страдающего бронхиальной астмой. После обращения Уполномоченного в Министерство здравоохранения Правительства Калининградской области права детей гр-ки Б. восстановлены.

7.1. О проблеме злоупотребления детьми наркотическими и другими вредными веществами, компьютерными играми
(ст. 33 Конвенции о правах ребенка)

По информации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ленинградского района г. Калининграда, в ходе обследования совместно со специалистами Роспотребнадзора и прокуратуры компьютерных залов были установлены нарушения законодательства по защите прав несовершеннолетних. Содержание компьютерных игр, зачастую пропагандирующих насилие, вовлечение детей в компьютерные игры, приводят к разрушительному воздействию на психику ребенка, его здоровье, поведение, что подтверждается статистикой: 16 из 18 подростков, опрошенных в ходе проверки в компьютерных залах, отличаются девиантным поведением, направлялись КДН в реабилитационные центры для несовершеннолетних, свободное время проводили в компьютерных залах, где иногда ночевали.

В компьютерных залах выявлено невыполнение правил пожарной безопасности, санитарных норм, порядка размещения компьютерной техники, использования контрольно-кассовых машин. Обнаружены 13 несанкционированных компьютерных залов, у владельцев которых нет лицензии на этот вид деятельности, где не соблюдены санитарные нормы, время работы за компьютерами не ограничивается, освещенность не соответствует нормам, используется устаревшая техника.

В целях предотвращения негативного влияния на психику и здоровье несовершеннолетних, вызванного противозаконной деятельностью компьютерных клубов, необходимо организовать составление и систематическое дополнение реестра компьютерных клубов; систематизировать законные требования к организации деятельности компьютерных залов, оформить их нормативно-правовым актом; организовать мероприятия по разъяснению владельцам компьютерных залов их прав и ответственности, привлечь их к социальному партнерству по защите прав несовершеннолетних.

Несмотря на регулярно предпринимающиеся меры, продолжается практика употребления алкоголя, наркотиков и других вредных для здоровья веществ детьми и членами их семей. Необходимы дополнительные усилия по предупреждению детского алкоголизма и вовлечения детей в производство, распространение и употребление наркотиков, нужно принять дополнительные меры по развитию соответствующих служб по лечению, реабилитации и поддержке детей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и другими веществами, и их семей.

В 2003-2005 годах внимание Уполномоченного было направлено на решение проблемы детской пивной алкоголизации. Уполномоченный предприняла ряд инициатив, направленных на признание пива алкогольным напитком и сокращение рекламы пива в СМИ; эти инициативы были поддержаны депутатами Калининградской областной думы, Советом по правам человека при Президенте РФ, фондом "Гражданское общество - детям России".

В результате в 2004 году были приняты федеральные законы "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О рекламе"", "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляющихся на его основе", защищающие детей от употребления пива, существенно ограничивающие рекламу, розничную продажу и разрешенные места распития вредного для здоровья детей алкогольного напитка.

В 2005 году в нормативные акты Российской Федерации были внесены изменения и дополнения, направленные на усиление ответственности за нарушение вышеуказанного законодательства, что позволяет более активно бороться с алкоголизмом. Однако принятые нормы недостаточно эффективно применяются соответствующими службами по охране правопорядка и профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Необходимо шире привлекать к решению данных проблем СМИ. Так, 23 июня 2005 года в Центре медицинской профилактики состоялась пресс-конференция с участием Уполномоченного по правам человека "Молодежь и наркотики. Пути решения проблемы" для представителей здравоохранения, образования, молодежных структур, общественных организаций, религиозных конфессий и СМИ.

8. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования и воспитания

В соответствии с "Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации" ведущими принципами модернизации системы образования являются: качество, доступность, эффективность.

8.1. О соблюдении права на образование (ст. ст. 28, 29 Конвенции о правах ребенка,
ст. 43 Конституции РФ)

Несмотря на принимаемые меры, число детей, не посещающих школу без уважительной причины, остается высоким. В 2005 году 0,14 % от общего количества школьников не учились без уважительной причины, из них: не подлежат обучению (по заключению ПМПК) - 36 детей, освобождены на год - 9 человек. Выбыли из общеобразовательных учреждений 76 человек.

К Уполномоченному по правам человека в Калининградской области с письменным обращением от 21.04.2005 г. обратились родители учащихся школы-интерната для слабослышащих детей. Родители были обеспокоены предполагаемым объединением школы-интерната для слабослышащих детей в г. Калининграде с интернатом для неслышащих, расположенным в пос. Сосновка Зеленоградского района, что неизбежно привело бы к нарушению права детей на образование.

На запрос Уполномоченного по правам человека в Калининградской области начальнику Главного управления образования администрации области был получен ответ о сохранении действующих учреждений для детей-инвалидов.

Не удалось Уполномоченному оказать помощь школьникам, проживающим в пос. Коврово Зеленоградского района, в решении вопроса о льготном проезде к месту учебы. Их родители сообщили, что детям Зеленоградского района, обучающимся в образовательных учреждениях на территории муниципального образования, предоставлено право бесплатного проезда к месту учебы. Дети заявительниц учатся в школах г. Калининграда, посещают дополнительное образовательные учреждения - музыкальную, художественную школы, спортивные секции, которых нет на территории муниципального образования, проезд к месту учебы оплачивается ими в полном размере.

Такое положение дел вступает в противоречие с принципами равенства прав и возможностей, заложенными в российских и международных документах по правам ребенка. В соответствии с п. 2 ст. 43 Конституции РФ в Российской Федерации "гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях".

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о необходимости "повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья…".

Однако обращение по данному вопросу к главе администрации Зеленоградского района оставлено без удовлетворения.

Одной из причин безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних является незанятость подростков полезной деятельностью во внеурочное время. В этой связи необходимо обеспечение возможности детям посещать учреждения дополнительного образования, в том числе - в сельской местности, в частности, обеспечив бесплатный проезд детей к месту учебы (в том числе - к учреждениям дополнительного образования).

Заявителем П. в обращении к Уполномоченному в защиту прав своей внучки справедливо ставился вопрос о необходимости предоставления льготного проезда к месту учебы гражданам, оставшимся без попечения родителей, достигшим совершеннолетия, до окончания учебы в высшем либо среднем профессиональном учебном заведении.

Не всегда реализуется в регионе право на бесплатное образование, гарантируемое Конституцией Российской Федерации. По-прежнему в школах собирают взносы на учебники и учебные пособия, на ремонт классов, школьных помещений, охрану, уборку кабинетов, школьный инвентарь. Большинство родителей возмущены таким положением дел, однако обратиться с жалобой на директора школы или классного руководителя отказываются, боясь навредить своему ребенку.

В докладе за 2004 год акцентировалось внимание на нарушение п. 4 ст. 9 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которым установлено, что в образовательных учреждениях должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способа связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

В 2005 году в ряде школ на стендах появились тексты школьных уставов, однако требование Закона об информировании школьников об органах по защите их прав в большинстве школ Калининградской области не выполняется.

До настоящего времени не решены проблема неудовлетворительного социально-экономического положения педагогов, в том числе низкой оплаты труда, не позволяющей обеспечить достойный уровень жизни, что обусловливает низкий социальный статус учителя; а также проблемы перегрузок, препятствующих педагогам в полной мере выполнять свои служебные обязанности по охране детства; неудовлетворительного обеспечения школ, в том числе рабочего места педагога, современным оборудованием.

Имеют место случаи несвоевременной выплаты заработной платы педагогам. В настоящее время Правительством Калининградской области принят комплекс мер по защите социальных прав педагогов.

Необходимо развитие и активизация ученического самоуправления, поддержка и поощрение внедрения в практику образовательной деятельности модели общественно активной школы, обеспечивающей развитие у детей ответственности за организацию жизни в школе, заинтересованности в процессе обучения, повышение способности ребенка к успешной адаптации к жизни во "взрослом" мире.

В 2005 году в Калининградской области появились школьные правозащитные комиссии, в которые вошли учащиеся 7-10-х классов, основная задача которых - повышение правовой культуры школьников, учителей, школьной администрации, предоставление информации по решению проблем, связанных с вопросами прав человека. Необходимо поощрять создание школьных органов по защите прав участников образовательного процесса.

В целях обеспечения прав детей в области образования необходимо выработать региональную программу гражданско-правового образования, основанную на комплексно-системном подходе, особое внимание в которой уделить гражданско-правовому образованию воспитанников детских домов, интернатов; содействовать разработке стандартов гражданско-правового образования нового поколения; организовать курсы повышения квалификации для педагогов по изучению законодательства и методик преподавания правовых дисциплин; обеспечить учебные заведения учебными пособиями, правовой литературой, необходимыми нормативными актами; содействовать созданию и распространению информационных, справочных, методических материалов по формированию гражданственности; организовывать конкурсы, олимпиады, викторины по правам человека, правам ребенка; ввести в региональный образовательный компонент Калининградской области отдельный предмет по изучению прав человека, в том числе прав ребенка; включить в программы института повышения квалификации специальный курс по проблемам гражданско-правового образования и методикам преподавания права и прав человека; создать центр гражданско-правового образования при Министерстве образования Правительства Калининградской области совместно с Уполномоченным по правам человека.

8.2. О соблюдении права на профессиональное образование (ст. 43 Конституции РФ,
ст. 24 Конвенции о правах ребенка)

В регионе существует большое количество образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов по юридическим и экономическим специальностям. Рынок труда перенасыщен специалистами вышеуказанных профессий и в то же время испытывает большую потребность в высококвалифицированных кадрах для малого и среднего бизнеса, о чем неоднократно заявляли работодатели.

В настоящее время идет процесс реорганизации системы профессионального образования. Следует обратить внимание на необходимость расширения сети профессиональных образовательных учреждений и их доступности с целью преодоления дисбаланса на рынке труда, подготовки специалистов, реально востребованных работодателями.

В 2005 году Уполномоченный по правам человека в Калининградской области принимала меры к сохранению правового статуса Калининградского торгово-экономического колледжа - образовательного учреждения среднего профессионального образования.

На заседании Ученого совета Академии народного хозяйства при Правительстве РФ 27.09.2005 г. было принято решение о создании в Калининградской области филиала Академии народного хозяйства при Правительстве РФ на базе торгово-экономического колледжа для организации послевузовского бизнес-образования.

По мнению Уполномоченного, принятие такого решения представляется необоснованным, нарушающим право граждан Калининградской области на получение общедоступного среднего профессионального образования, предусмотренного ст. 43 Конституции РФ. Калининградский торгово-экономический колледж на протяжении 60 лет готовит специалистов по востребованным в регионе профессиям в сфере торговли, общественного питания и по перспективным направлениям развития региона - туризму, ресторанному и гостиничному сервису.

Специальности, которым обучаются студенты колледжа, учитывают состояние регионального рынка труда - в отличие от большинства вузов, ссузов, где обучение осуществляется по однотипным профилям, чем объясняется увеличение в области среди безработных доли лиц с высшим и средним специальным образованием.

Колледж является социальным партнером Службы занятости по Калининградской области по решению социальных проблем общества: снижение уровня безработицы среди наиболее уязвимых в социально-экономическом плане граждан области (военнослужащих, инвалидов, женщин и молодежи), в связи с чем колледжу придан статус "Колледж социальной направленности".

Предоставляя возможность обучения детям из малоимущих семей, колледж снимает социальную напряженность в регионе. Утрата Калининградским торгово-экономическим колледжем статуса образовательного учреждения среднего профессионального образования сделает во многом недоступным получение здесь образования для социально незащищенных категорий населения, что приведет к деформации уровня образования указанных социальных слоев.

Письма-ходатайства о сохранении правового статуса колледжа были направлены Уполномоченным в Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и др. 8.3. Об организации профильного обучения, поддержке одаренных детей

Профильное обучение предполагает создание благоприятных условий для полноценного развития способностей и склонностей всех учащихся. Однако большое количество школ, особенно сельских, не способно ввести профильное обучение своими силами и не приветствует его введение.

Зачастую возможности профильного образования в школах используются не для того, чтобы развивать способности школьников, углублять и развивать их знания в тех областях науки и творчества, к которым у детей имеются склонности, в которых ими достигнуты определенные успехи, а с целью "натаскивания" их по тем предметам, которые ему даются с большими усилиями, только для успешной сдачи ЕГЭ. Таким образом, целью образования зачастую является успешная сдача выпускных экзаменов, а не подготовка ребенка к будущей жизни в обществе, к лучшей социализации, к овладению любимой профессией.

Несмотря на меры, принимаемые органами власти, для одаренных школьников существующие в региональной образовательной системе условия недостаточны. Поддержка одаренных школьников в большинстве случаев осуществляется бессистемно, мало способствует повышению престижа интеллектуальных, творческих достижений школьников, вовлечению их в научно-исследовательскую деятельность.

Одаренные школьники зачастую не получают качественной педагогической помощи в выявлении и развитии своих научно-исследовательских, творческих способностей, в профессиональном самоопределении. Вуз нередко так и не находит "своего" студента, а выпускники - "свой" вуз и "свою" профессию. Возможно, следует создать систему интернатов для одаренных детей.

В ходе просветительских мероприятий с участием аппарата Уполномоченного по правам человека педагоги, школьники и родители высказывали свою неудовлетворенность организацией олимпиад, в том числе по обществознанию и праву.

Представленные задания зачастую были составлены без учета специфики содержания образовательной области "Обществознание" в том или ином классе обучения, без учета тематического соответствия календарному времени изучения тем и блоков, школьникам предлагалось выполнение заданий, не учитывающих особенности психологического развития ребенка определенного возраста, сформулированных некорректно по форме и по содержанию.

В некоторых олимпиадных заданиях ребенку предлагалось выразить собственное мнение по той или иной теме, однако засчитывался лишь тот ответ, который совпадал с регламентацией данного вопроса законодательством. Оценивание аргументированного мнения ученика как заведомо неправильного можно расценивать как нарушение ст. 29 Конституции РФ, ст. 14 Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на свободу мысли и слова, ст. 12 Конвенции, согласно которой ребенок вправе свободно выражать собственные взгляды, ст. 13, регламентирующей право ребенка свободно выражать свое мнение.

Недостаточно эффективно ведется работа со СМИ по широкому информированию о победах в интеллектуальных образовательных конкурсах, по целенаправленному созданию положительного имиджа школьников, добивающихся успехов в научно-исследовательской работе, интеллектуальных творческих состязаниях. Необходима дополнительная поддержка одаренных школьников, создание образовательной среды, благоприятствующей развитию научно-исследовательских и творческих способностей учащихся.

9. О соблюдении права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям
(ст. 44 Конституции РФ)

По данным Калининградского социологического центра, 28,9 % жителей Калининградской области никогда не были на основной территории России. Еще 25,8 % калининградцев не выезжали в другие города РФ после 1991 года. Среди молодежи от 16 до 24 лет процент тех, кто ни разу не был в "большой" России, особенно высок и достигает 38,2 %.

В этой связи особую актуальность приобретает реализация региональной программы "Мы россияне", финансируемой из федерального и областного бюджетов, нацеленной на приобщение калининградских детей к изучению исторических и культурных достопримечательностей России. В то же время вызывает озабоченность возможность бесплатного путешествия по городам России только детей из детских домов и интернатов. Остальные участники должны доплачивать за поездку 3 тыс. руб., что доступно далеко не каждой калининградской семье.

10. О профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних

По информации, предоставленной УВД Калининградской области, количество несовершеннолетних, совершивших преступления, по сравнению с 2004 годом снизилось. Из 7500 лиц, совершивших преступления в 2005 году, 911, или 12,1 %, - несовершеннолетние (2004 год - 1054, или 13,1 %). В сравнении с 2003 годом (11,9 %) наблюдается увеличение количества несовершеннолетних преступников.

В 2005 году сократился удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, коэффициент преступности среди несовершеннолетних снизился со 171 в 2004 году до 127,4 в 2005-м. Подростками совершено 828 преступления, в 2004 году - 1070, снижение на 22,6 %. Удельный вес подростковой преступности в общей массе раскрытых преступлений в 2005 году составил 8,2 % (снижение на 0,6 %). Следует учесть, что количество детского населения Калининградской области также сокращается. Так, с 1989 по 2002 год его численность уменьшилась на 19,3 %, или на 39,4 тыс. человек.

На 22,6 % (с 301 до 233) снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. По видам преступлений несовершеннолетними в 2005 году совершено: 468 краж (в 1,1 раза меньше, чем в 2004 году, - 531); 19 преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью (на 3 преступления меньше, чем в 2004 году, - 22); 129 грабежей (рост - 77 %, в 2004 году - 99); 26 разбоев (уменьшение - на 67 %, в 2004 году - 39); 37 угонов автомобилей (уменьшение - 35 %, в 2004 году - 107).

Продолжается негативная тенденция увеличения доли преступлений, направленных на завладение чужим имуществом, которая составила 78,0 % (67,9 % - в 2004 году, 57,6 % - в 2002 году). Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте старше 16 лет, которые нигде не учатся и не работают, составил 43,6 % (40,3 % - в 2004 году).

В течение 2005 года выявлены и взяты на профилактический учет подразделениями по делам несовершеннолетних 1665 подростков-правонарушителей, 1377 родителей из неблагополучных семей. В отношении 302 родителей собранные материалы на лишение родительских прав удовлетворены судами (за 2004 год - 300). Выявлено 22 лица, вовлекавших несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, 16 лиц, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей.

Количество безнадзорных и беспризорных на 01.01.2006 года составляет 481. Число социальных сирот за 10 лет выросло в 2,5 раза и составляет около 7 тыс. чел.

Принятие областной программы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, рассчитанной на длительную перспективу, оказало бы положительное влияние на сокращение подростковой преступности несовершеннолетних.

Федеральным законом № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. (в ред. от 05.01.2006 г.) функция по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возложена на комиссии по делам несовершееннолетних и защите их прав.

Однако, несмотря на принятый в Калининградской области закон "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" от 09.04.2004 г. № 382 (ред. от 31.10.2005 г.), не решена проблема межведомственной разобщенности и слабой координации деятельности органов системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Фактически в настоящее время комиссии по делам несовершеннолетних в регионе действуют на общественных началах. Необходимо укрепить их профессионально подготовленными кадрами, работающими на постоянной основе.

В 2005 году вновь рассматривалась возможность создания в Калининградской области ювенальной юстиции. Аппарат Уполномоченного по правам человека принял участие в работе круглого стола по вопросу совершенствования нормативно-правовой базы функционирования уголовно-исполнительной системы в области ювенальной юстиции, организованном УФСИН по Калининградской области, рабочей группой Совета Европы и Государственно-правовым управлением Президента РФ; в научно-практическом семинаре "Развитие межведомственного партнерства для предупреждения и сокращения преступности несовершеннолетних", организованном Калининградским областным судом совместно с Советом Европы при поддержке Санкт-Петербургского университета МВД России и проходившем с участием представителей судейского сообщества, органов исполнительной власти, правозащитных организаций Калининградской области и г. Санкт-Петербурга, экспертов Совета Европы.

Необходимо проанализировать и внедрить в Калининградской области передовой опыт европейских стран и регионов Российской Федерации в области ювенальной юстиции.

В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, предотвращения беспризорности несовершеннолетних, обеспечения гарантий обеспечения и защиты прав ребенка рекомендуется:

- принять меры по созданию системы ювенальной юстиции, приоритетами которой являются профилактически-реабилитационная направленность и восстановительное правосудие, включающую ювенальные суды и региональную систему профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- принять региональную целевую программу профилактики правонарушений несовершеннолетних;

- создать кадровые и материально-технические условия для повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- изучить опыт европейских стран, регионов РФ по включению в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних полномочного органа, ответственного за организацию комплексного и непрерывного индивидуального социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом;

- совершенствовать систему подготовки кадров в области работы с семьей и детьми;

- совершенствовать деятельность по оказанию экстренной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, пережившим насилие;

- продолжить работу по созданию, своевременному обновлению единого банка данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении, безнадзорных и беспризорных детей, обеспечить сбор, обработку и хранение документированной информации о таких детях и семьях;

- разработать программы реабилитации и реинтеграции в общество несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы;

- создать единую систему, обеспечивающую каждому ребенку доступ к информации о правах, возможность получения квалифицированной помощи. Поддерживать создание уполномоченных и комиссий по защите прав участников образовательного процесса, специализированных правовых и правозащитных центров, создаваемых студентами, школьниками старших классов при содействии общественных организаций, Уполномоченного по правам человека;

- осуществить комплекс мер по популяризации Конвенции о правах ребенка, законодательства о правах человека.

11. О соблюдении прав детей в воспитательной колонии, специальном профессиональном училище закрытого типа
(ст. ст. 37, 40 Конвенции о правах ребенка)

Уполномоченный приняла участие в проверке соблюдения условий содержания, прав и свобод в Колосовской воспитательной колонии Минюста России по Калининградской области совместно с Уполномоченным РФ при Европейском суде по правам человека П.А. Лаптевым и экспертами Совета Европы. Участники проверки единодушно отметили, что в данной воспитательной колонии созданы надлежащие условия для отбывания наказания несовершеннолетними осужденными. Фактов нарушения их прав и свобод не установлено.

В колонии созданы необходимые условия для воспитания, получения несовершеннолетними осужденными среднего (полного) общего образования, в том числе обеспечена возможность заочного обучения в образовательных учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования. Несовершеннолетние обеспечены необходимой оргтехникой, канцтоварами, учебной и методической литературой, благоустроенными школьными помещениями с компьютерным классом.

В колонии функционирует профессиональное училище на базе профессионального лицея № 7 г. Калининграда. Осужденные, не имеющие профессии (специальности), получают начальное профессиональное образование или профессиональную подготовку по профессии, по которой они могут работать как в исправительном учреждении, так и после освобождения из него.

Предлагаемые несовершеннолетним профессионально-образовательные услуги приводятся в соответствие с запросами предприятий уголовно-исполнительной системы и рынками труда. Ведется обучение специальностям: электрик, штукатур-маляр, швея, столяр-плотник и др. Работают кружки по пошиву мягкой игрушки и резьбе по дереву.

В колонии реализуются гуманные нормы обращения с осужденными несовершеннолетними, которые пользуются правом на длительные свидания в колонии и отпуск за ее пределами, в том числе с выездом к месту постоянного жительства, на телефонные разговоры с родственниками; в порядке поощрения им предоставлено право посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии в сопровождении сотрудников колонии.

Правилами внутреннего распорядка предусмотрено право на неограниченное получение посылок, передач, бандеролей. Осужденным ежемесячно предоставляется право расходовать средства из имеющихся у них на лицевых счетах денежных сумм (от трех до семи минимальных размеров оплаты труда в зависимости от условий отбывания наказания) на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

Реализация этих норм направлена на создание условий для реабилитации освобожденных из колонии и выполнения ими полезной роли в обществе.

В воспитательной колонии широко распространен институт условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания как мера гуманизации процесса перевоспитания несовершеннолетних.

В ежегодных докладах за 2001-2002 годы Уполномоченным обращалось внимание на необходимость открытия профессионального училища для малолетних правонарушителей. В результате в области с 2003 года функционирует государственное образовательное учреждение - специальное профессиональное училище закрытого типа Минобразования РФ для несовершеннолетних с девиантным поведением в г. Немане.

Оно выполняет важную функцию по реабилитации несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, а также совершивших преступления небольшой или средней тяжести, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Условия содержания, воспитания детей в данном учреждении соответствуют российским и международным стандартам.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Права Человека в России

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.