100 круизных лайнеров в год: 10 фактов о будущем порте в Пионерском

Порт33.jpg

В пятницу стало известно, что проект строительства международного морского терминала в Пионерском получил положительное заключение государственной экспертизы. Это значит, что в ближайшее время ФГУП «Росморпорт» (заказчик) объявит конкурс по выбору подрядчика. Следовательно, работы начнутся уже к лету — если, конечно, не случится никаких неожиданностей. О том, что представляет из себя этот проект, — в материале «Нового Калининграда.Ru». 

Согласно проекту, порт в Пионерском будет рассчитан на прием круизных лайнеров и грузопассажирских паромов. Строительство будет вестись в 4 этапа. Первый займет 21 месяц, по его завершении здесь смогут принимать круизные суда. После окончания второго, рассчитанного на 17 месяцев, планируется начать обслуживание грузоперевозок. Остальные этапы предполагают увеличение мощностей; для того, чтобы выйти на проектную, потребуется еще 33 месяца.

На первом этапе морской терминал сможет принимать 225 тыс пассажиров в год. Это те, кто приплывет к нам на круизных лайнерах. Далее к ним должны прибавиться 80 тыс пассажиров паромов. Пропускная способность терминала в итоге должна составить 293,6 тыс человек, но при этом на 1 этапе почему-то она обозначена на уровне 206 тыс человек. Отмечается, что продолжительность сезона круизного судоходства составляет 5 месяцев. Паромы порт должен будет принимать круглый год.

Что касается грузооборота, по планам, порт должен будет принимать и отправлять на пароме 80 тыс автомобилей в год. Пропускная способность терминала — 87,6 тыс авто.

Порт11.jpg

Предполагается, что ежегодно в Пионерский будет заходить 422 судна. Из них 110 — круизные лайнеры, 312 — паромы. При проектировке причалов ориентиром служил лайнер премиум-класса «Celebrity Solstice», поэтому здесь могут ошвартоваться суда длиной до 317,2 метра, рассчитанные на 3 тыс 148 человек. Средняя загрузка судна, на которую здесь рассчитывают, — 2 тыс 160 человек.

Проект (генеральный проектировщик — ООО «Морское строительство и технологии») оценивается в 8 млрд 134 млн рублей. Деньги выделяются по Федеральной целевой программе развития Калининградской области, соответствующее соглашение было подписано еще в 2014 году. Как следует из заключения Главгосэкспертизы, ранее проект получил отрицательное заключение и был переделан, тогда он «стоил» почти на 430 млн рублей больше. При этом в новом варианте дополнительно учтены затраты на приобретение и монтаж «системы распознавания лиц». Всего будет закуплено оборудования на 281,8 млн рублей, а основная доля средств уйдет на строительные работы.

В частности, предполагается построить 5 новых крупных сооружений. Это оградительный мол длиной 771 м, два причала грузопассажирского терминала (длиной в 365 м и 360 м), 110-метровый причал для судов портового флота, берегоукрепительные сооружения внутри гавани на протяжении 245 метров.

Также будут реконструироваться существующие сооружения; часть из них — демонтируют. Сейчас в порту есть два мола. Износ одного из них, Северного, оценивается в 48%, он будет полностью реконструирован на протяжении 559 метров (в частности, будет отсыпана песчаная дамба). Износ Восточного мола, построенного еще в 1914 году, но реконструированного в советское время и позже капитально отремонтированного — 3,39%. Но, по проекту, в нынешнем виде он не нужен, поэтому предусмотрен его частичный демонтаж и реконструкция. То же самое — частичный демонтаж и реконструкция — ждет производственный причал.

Для приема круизных лайнеров будут проведены дноуглубительные работы. Они охватят 30,6 гектара, из которых на 29,8 гектара глубина в итоге должна будет составить 10,9 метра. Сейчас на входе в порт она равняется 5–6 метрам, в средней части акватории — 5,5–7 метров. Всего планируется извлечь 1,2 млн кубометров грунта.

Порт22.jpg

На берегу должно появиться здание пассажирского терминала. Это «морской вокзал» с эскалаторами и лифтами для маломобильных групп населения. Здание будет разной этажности, от 1 до 4 этажей (плюс подвальный этаж); в его состав войдут основной корпус и башни с «шатровым перекрытием». Отмечается, что «внешний вид здания соответствует окружающей застройке, историческим архитектурным приемам, характерным для бывшей Восточной Пруссии». В терминале помимо залов ожидания, баров и т. д. будут предусмотрены зоны пограничного и таможенного контроля.

Также планируется построить стоянки для экскурсионных автобусов (предполагается, что прибывающие в регион пассажиры круизных лайнеров будут отправляться на них осматривать достопримечательности Калининградской области) и легковых авто, накопительную площадку для грузовиков, навесы, складские, гаражные помещения.

В порту планируется создать искусственные (насыпные) земельные участки. Их будет два — площадью 3,42 гектара и 1,74 гектара.

Площадь порта в границах береговых зданий, строений и сооружений составит 12,86 га. Площадь акватории — 30,61 га. Общая площадь застройки — 1,1 га, площадь газонов — 1,15 га.

В итоге, по планам, порт должен представлять из себя следующее: в восточной части — гавань для больших круизных судов, гидротехнические сооружения и искусственный земельный участок в 1,74 га; в западной и южной частях на насыпной территории — пассажирский пункт пропуска через госграницу, к насыпной территории примыкает причал для судов портового флота, в тыловой зоне — накопительная площадка для грузовиков, которые будут прибывать/отправляться на пароме; в северо-западной части — пассажирский терминал.

Впрочем, каким бы ни был проект, далеко не факт, что результат окажется таким, как на картинках. Совершенно точно сегодня можно сказать одно: к ЧМ-2018 (ранее ставился именно этот ориентир) порт в Пионерском построен не будет.



Видео и фото — ООО «Морское строительство и технологии», ФГУП «Росморпорт»

Текст: Оксана Ошевская

Комментарии к новости

Что осталось по наследству

Главный редактор «Нового Калининграда» Денис Туголуков о крахе надежд в отношении «Балтики».