За проблему "дедовщины" в армии взялись военные священники

На этой неделе в Калининграде состоялось крупнейшее в 2006 году мероприятие в области сотрудничества российской армии и Русской Православной Церкви – IV всероссийские сборы военного духовенства.

С начала года общественная дискуссия о положении дел в армии и необходимости начать (или продолжить?) ее реформирование получила новый импульс – печально известное "дело Сычева". Судьба искалеченного солдата всколыхнула общество и заставила-таки даже многих доселе равнодушных к армейским делам людей задуматься – а что же нужно сделать в армии для того, что бы преодолеть "дедовщину" – это мерзкое проявление низменных инстинктов, взращенных на почве бескультурья и бездуховности.

Копья вокруг этой проблемы ломались примерно месяц-полтора – таков средний срок жизни сенсаций всероссийского масштаба. Кто-то в это время активно зарабатывал на "деле Сычева" политические дивиденды, кто-то в поте лица отрабатывал выданные гранты… Потом – новые проблемы и новые события отправили дискуссию вокруг "дедовщины" в информационное небытие… По обыкновению – вопреки известной пословице – в яростных телевизионных спорах истины не родилось… Российские военные в очередной раз остались один на один со своими трудностями.

Но есть в России группа людей, вот уже который год тихо, но упорно работающая над одной из главных, по их мнению, проблем современной российской армии – проблемой духовной брошенности и неприкаянности солдат и офицеров. Эти люди – неофициальные (пока) военные священники Русской Православной Церкви, по своей доброй воле и по зову сердца и совести пошедшие с проповедью и утешением в части и подразделения Вооруженных сил - туда, где в них нуждаются, зачастую даже не догадываясь об этом.

Проблема "дедовщины" – лишь следствие того системного духовного кризиса в котором пребывает… нет, не только и не столько армия, сколько весь российский народ. И священники знают, как с этим кризисом бороться. Тут бы в пору скептически улыбнуться, но факты, господа скептики, - упрямая вещь… В частях и подразделениях Приволжско-Уральского военного округа после начала там работы военных священников случаи суицида сократились в 10-12 раз! А уровень "дедовщины" и случаи суицида в армии находятся в прямой зависимости. Не надо быть крупным психологом, что бы это понять…

Именно обмену опытом и поиску оптимальных решений в работе священника с теми людьми, которые в армии сухо называются "личным составом", посвящены ежегодные сборы военного духовенства. В этом году сборы были проведены на базе Калининградского высшего военно-морского училища (ныне – Балтийский военно-морской институт) и отдельных частей Балтийской военно-морской базы. Будущие морские офицеры воочию убедились во "вменяемости" и высоком уровне военной подготовки священников, работающих в армии. Еще бы! Среди них есть бывшие офицеры-спецназовцы, десантники, моряки, летчики… Те же священники, чье военное образование ограничилось в прошлом военной кафедрой ВУЗа или срочной службой, обычно стараются повысить свои военные знания, в полной мере принимая участие в боевой учебе и жизни "своих" частей – прыгают с парашютом, ходят в боевые походы на кораблях, выезжают в "горячие точки". Это отнюдь не чужие и не чуждые армии люди…

Организаторам – Синодальному Отделу Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями – удалось собрать целую роту – 106 священников из 54 епархий Русской Православной Церкви.

Боязнь (или желание?) некоторых любителей политкорректности увидеть во взаимодействии армии и Церкви "дружбу против кого-то" была рассеяна тем, что в работе сборов приняли участие и представители всех традиционных религий России - первый заместитель Председателя Духовного Управления мусульман Республики Татарстан Валиулла хазрат Якупов, Хамбо-Лама Дамбой Аюшев – Председатель традиционной сангхи России, раввин Аарон Гуревич – Председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и МЧС России (Федерация еврейских общин России).

За время сборов священники помимо плановых заседаний по обмену опытом активно включились в духовное окормление (кстати, старый русский морской термин - от слова "корма" - место размещения руля и рулевого на русских гребных и парусных кораблях, т.е. управление, руководство) моряков и офицеров Балтийского флота и военно-морской базы. Были проведены духовные беседы со всеми экипажами кораблей военно-морской базы в г.Балтийск, все священники выходили в море на большом десантном корабле "Калининград", во время выхода епископом Балтийским Серафимом была отслужена заупокойная лития по погибшим морякам, митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом был освящен храм-часовня, построенный в Балтийском военно-морском институте трудами местных властей и военнослужащих.

В общем, в течение трех дней сборов наибольшее внимание было уделено именно тем, ради кого, собственно, и работают и живут священники и работники Синодального отдела и все военные батюшки – людям в погонах.

По завершению выхода в море на большом десантном корабле "Калининград", председатель Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что состоялось событие космического масштаба, так как никогда за 2000 лет существования Церкви на боевом корабле одновременно не находилось такое количество священников. Продолжая мысль о.Димитрия, можно сказать, что IV сборы военного священства в духовном смысле явились событием как минимум всероссийского значения. Тем удивительнее было наблюдать очень скромное внимание, уделенное сборам со стороны центральных СМИ...

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Российский миротворец

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.