«Режимный» Кант: как в Веселовке домик философа реставрируют

В знаменитом «домике Канта» в поселке Веселовка начались реставрационные работы. Обнесенный забором памятник около года простоял, зарастая сорняками (еще несколько лет он зарастал ими без всякого забора), так что новости приятные. В правительстве региона, правда, журналистский энтузиазм не разделили и недвусмысленно посоветовали не совать за забор любопытные носы. Корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» по традиции не удержались.

_NEV5999.jpg _NEV6000.jpg _NEV6002.jpg _NEV6004.jpg _NEV6009.jpg _NEV6016.jpg


Домик пастора, в котором (возможно) работал когда-то домашним учителем будущий светоч философии, найти по-прежнему можно, только если точно знаешь где искать. Никаких указателей к будущему музею нет, поэтому «просвистеть» нужный поворот по тряскому поселковому автобану — дело плевое, даже для тех, кто «Кант-Хаус» уже хоть раз навещал. К слову, о дорожно-строительных планах в окрестностях домика пока что-то не слышно, так что первые туристы-кантофилы рискуют не довезти до него по этой грунтовке часть положительного настроя.

За слегка потертым голубым забором шумит техника, рабочие подстегивают строительный процесс непереводимым фольклором. Напомним, что от внешнего мира пасторский домик спрятали два года назад, после обнаружения на его стене глубокомысленной надписи «Кант лох», прославившей Веселовку на всю Россию. Шумиха привела к неожиданному эффекту — домик было решено восстановить. Правда, потом еще около года забор планомерно обрастал чертополохом, и лишь недавно начались восстановительные работы.

46,3 млн рублей на реставрацию были выделены президентом Владимиром Путиным из резервного фонда. Работы ведет «Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская» из Москвы, предложившая провести работы за 31,3 млн рублей. Эта же компания восстанавливала Фридрихсбургские ворота в Калининграде.

Заглянуть за голубой забор легальным манером с наскоку не получилось — в областном Историко-художественном музее (которому принадлежит домик) нас отправили в Службу охраны памятников. В Службе охраны памятников попытались было отправить обратно в Историко-художественный музей, но глава ведомства Евгений Маслов быстро отбросил экивоки — журналистам на стройке делать нечего. «Это сейчас режимный объект. Я против, потому что реально отвлекают рабочих от того, чтобы они вовремя исполнили свой контракт. Они телезвезды или кто? Дайте спокойно все в упаковке сделать, а потом подарить благодарным калининградцам», — сказал Маслов.

_NEV6005.jpg _NEV6008.jpg _NEV6011.jpg _NEV6012.jpg _NEV6013.jpg _NEV6018.jpg


В том, что рабочие не филонят, отчасти можно убедиться благодаря онлайн-трансляции со стройки. Правда, камеру закрепили не совсем удачно — на единственный имеющийся в округе столб. Так что в редкие моменты, когда трансляция не «висит», можно увидеть лишь сам забор и время от времени выглядывающих из-за него рабочих.

За забор, ослушавшись чиновника, мы все же пробрались. Рабочие вежливо-твердо запретили нам вести съемку, потому что их за это «сильно ругают». «Из-за забора попробуйте, там дырочки есть», — сочувственно посоветовали они. Из-за забора (удобные дырочки и правда нашлись) видно, что пасторский домик временно сбросил черепицу, кое-где реставраторы меняют кирпичную кладку, ведутся внутренние работы. Пробелы отчасти заполнил директор Историко-художественного музея Сергей Якимов в телефонном разговоре.

«Сейчас они сняли черепицу, расчистили помещения от мусора. Идет согласование по обеспечению объекта электроэнергией, потому что в поселке нет дополнительных мощностей, и это для нас будет, очевидно, большая проблема, как обеспечить работу этого объекта», — пояснил он. По данным Якимова, над домиком колдуют около 8 рабочих в день, но темпы придется наращивать — завершить реставрацию планируется в сентябре. «Может, до октября протянем, но не позже. Деньги мы должны освоить в этом году, никаких переносов», — отметил директор ИХМа.



_NEV6014.jpg _NEV6017.jpg _NEV6019.jpg _NEV6020.jpg _NEV6022.jpg _NEV6023.jpg


Никаких «прорывов» рабочие пока не совершили, продолжает он — идет обычная строительная «текучка» с редкими приятными находками. «Вот ручку нашли какую-то дверную 18-го века, кусочки фаянса или фарфора», — оживился музейщик.

В ходе реставрации «домику Канта» планируется придать аутентичный вид (какой именно аутентичный, не совсем ясно, здание несколько раз перестраивали, и со времен Канта сохранилась максимум часть фундамента). «Все, до дверных ручек и балясин. Подвалы уходят в глубь веков, изразцы подберут печные специально под печи голландские того времени. То есть речь идет о полной реставрации, а не о ремонте. Это очень сложная, высококвалифицированная работа, и речь идет о приспособлении этого домика под музейное пространство», — подчеркнул Якимов.

По его словам, от идеи воплотить концепцию, предложенную пару лет назад командой культуролога Александра Попадина, никто не отказывался. Согласно демо-версии этой концепции, музейных комплекс должен состоять из двух частей — экспозиционного блока (сам «домик Канта») и жилого двора. На первом этаже пасторского домика предлагалось поселить тематическую «философскую» экспозицию, а в мансарде — музей переселенцев. Почему именно переселенцев, понять трудно, но учитывая активно педалируемую средствами массовой дезинформации региона историю с «ползучей германизацией», переселенческая часть комплекса может и защитить нерожденный еще музей от остракизма.

Официально памятник носит название «Дом пастора прихода Юдтшен, XVIII – XIX вв.». В 1748-1751 годах Иммануил Кант жил и работал домашним учителем в доме пастора.

Для «жилого двора» должны были построить два новых корпуса, стилизованные под фахверковые дома 18 века. Комплекс хотели укомплектовать «Домом творчества», читальным залом, этнографической экспозицией «село времён Канта», конференц-залом на 50 человек, летней столовой, предполагалась площадка под палаточный лагерь.

Все эти «навороты» пока завязли в кризисных российских реалиях. «Воплощение попадинской концепции может быть вторым этапом. У нас еще есть время до 24-го года, до юбилея Канта. Потому что нам нужны там и санитарная зона, и зона гостеприимства, и парковка, и другие утилитарные объекты, которые позволят использовать это пространство как якорный проект. Денег нам администрация президента дала только на сам домик пастора, а остальное, сказали, очень важно и нужно, но финансирование должно быть со стороны правительства Калининградской области», — сказал директор музея.

К осени этого года регион получит максимум расположенный в отчаянных пампасах музей без особой туристической инфраструктуры, подъездных путей и с туманными планами превратиться однажды в пресловутый центр какого-то там притяжения. Хотя для домика, который стоит на том месте, где когда-то стоял домик, в котором, вероятнее всего, жил Кант — не самая плохая перспектива.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Алла Сумарокова

Комментарии к новости

Чиновник эпохи разочарования

Вадим Хлебников о том, почему за два года Антон Алиханов не сумел оправдать надежд.